2 сентября 1945 г. Япония подписала капитуляцию и завершилась вторая мировая война. В этот день указом Президиум Верховного Совета СССР 3 сентября было объявлено государственным праздником — днем победы над Японией. При этом все советские люди понимали, что это праздник победы над фашистской Японией. Об этом в своей речи по поводу капитуляции противника ясно заявил главы государства Иосиф Сталин. Он отметил: «Два очага мирового фашизма и мировой агрессии образовались накануне нынешней мировой войны: Германия — на западе и Япония — на востоке. Это они развязали вторую мировую войну. Это они поставили человечество и его цивилизацию на край гибели».
В 1945 и 1946 годах 3 сентября был в СССР нерабочим днём. В 1947 году в указ внесли изменения, сделав этот день рабочим. При этом сам указ продолжал действовать и праздник остался в официальном календаре, как государственный.
После смерти Сталина день победы над Японией практически перестали отмечать на государственном уровне. Новое руководство страны повело линию на ревизию итогов войны – стало постепенно сдавать завоеванные позиции и это отразилось на использовании символики. Япония стала обозначаться в официальной советской идеологии уже не как фашистская, а как милитаристская держава.
В России, признавшей себя наследником СССР, в 1995 г был принят закон, по которому старый праздник отменялся, а вводился новый — день окончания второй мировой войны. Отмечался он уже 2 сентября и статус праздника сильно понизили – он стал не государственным, а днем воинской славы, то есть памятным днем. Всякая смысловая связь нового памятного дня с победой над фашисткой Японией была после перемены даты устранена. Отмечать день победы и день окончания войны – разные вещи. Японцы тоже отмечают 2 сентября, только для них это день памяти и скорби, то есть день поражения в войне. Происшедшие в российском официальном календаре перемены отразили курс новой российской элиты на уступки Западу в борьбе смыслов и символов. Параллельно была предпринята попытка вернуть Японии Курилы, которых она лишилась после поражения в войне.
Федеральный закон РФ от 24.04.2020 г. оставил рассматриваемый нами праздник в статусе дня воинской славы, но перенес его на 3 сентября. То есть был сделан робкий шажок в сторону восстановления смысла победы над фашистской Японией. Однако название праздника в календаре осталось старое — день окончания Второй мировой войны (1945 год). О победе над японским фашизмом в 75-летнюю годовщину этого события никто из российских официальных лиц не заявил.
Таким образом властям Японии, в очередной раз, была продемонстрирована готовность Москвы пойти на уступки и заключить мирный договор на приемлемых для них условиях. Ответом Токио, как известно, было жесткое требование вернуть обратно Курилы и прилегающую к нему морскую акваторию. Ведь если во второй мировой войне СССР разбил не фашистскую японскую нацию, а всего лишь милитаристов, то срок их наказания давно истек, и надо незамедлительно вернуть исконные территории уже достаточно пострадавшему и совершенно невинному народу ямато.
Для понимания сути рассматриваемого нами праздника напомним, что происходило в Азии во время второй мировой войны.
К 1930-г либеральная (назовем ее условно «белой») японская нация создала империю, в которую включила Тайвань, Корею, юг Сахалина, Квантунг, Микронезийские острова. Дальнейшая экспансия и колониальные захваты были возможны только на материковом Китае, который многократно превосходил Японскую империю по численности населения и обладал солидным военным потенциалом.
Для успешного осуществления экспансии японским правящим элитам потребовалось провести трансформации подконтрольной им нации из либеральной в фашистскую («коричневую»). Сделали они это сверху, а не под давлением массового фашистского движения снизу. Был выбран не немецкий и итальянский, а венгерский, румынский и болгарский вариант установления фашистского строя. Он предполагал наличие сильных феодальных слоев, организованных в рамках самодержавной политической системы, а также поддержку буржуазии, которая была очень заинтересована в первичном накопление капиталов, проще говоря в грабеже колоний. Практически все японцы приняли в качестве руководства к действию теорию расового превосходства народа ямато над инородцами, поддержали свою правящую элиту в сворачивании демократии, во внешней агрессии и выразили готовность перетянуть потуже пояса, а если надо положить ради этого свои жизни.
В 1931 г. японцы вторглись в северо-восточные провинции Китая и создали на их территории государства сателлиты – Манчжоу Го и Мэндян. В этих государствах к власти были приведены, соответственно, маньчжурские и монгольские феодальные элиты, которые включились в реализацию японского фашистского проекта. Объектом экономической эксплуатации и социальной дискриминации стал государствообразующий для китайской нации — ханьский народ.
В 1937 г. японская экспансия распространилась на восточные и южные части Китая. Маньчжуры и монголы приняли участие в вооруженной агрессии иностранцев. На завоеванной территории японцами был создан ряд государств сателлитов уже с ханьскими элитами во главе. Они согласились участвовать в японском фашистском проекте, эксплуатировать и подавлять своих соплеменников, воевать против них. В 1940 г. все государства сателлиты были объединены в «коричневую» Китайскую республику. Массы ханьского населения стали объектом экономической эксплуатации и социальной дискриминации как японцев, так и своих «коричневых» элит. В литературе эти коллаборационистские ханьские элиты стыдливо называют «режимом Ван Цзинвэя».
Японцы применяли против масс ханьского населения политику массового террора, морили голодом, уничтожали с помощью биологического и химического оружия, отправляли в концентрационные лагеря, подвергали насилию женщин и детей. Наиболее известна резня в Нанкине, но случаев массового уничтожения «высшей» японской расой «низшей» китайской расы не счесть.
Все рассматриваемое время японской агрессии противостояли «белые» китайские элиты, которые были объединены в партию гоминьдан. Их союзниками выступали китайские коммунисты, которые предлагали строительство китайской нации по «красной» модели – путем перераспределения накопленных феодалами-помещиками ресурсов, прежде всего земли, в пользу крестьян.
Правительство СССР поддержало борьбу гоминьдана с фашистской японской нацией финансами, поставками оружия, военными специалистами. Часть этой помощи доставалась китайским коммунистам.
«Белая» Китайская республика мужественно боролась с фашистской Японской империей и ее «коричневыми» сателлитами. Великобритания и США активно сотрудничали с японцами в экономической сфере, старались перенаправить их агрессию на СССР. Разразились советско-японские военные конфликты на о. Хасан и р. Ханкин Гол. Фашистский характер японской нации англосаксов совершенно не тревожил.
Ситуация изменилась только после падения под ударами немецких фашистов всех континентальных либеральных государств в Европе. Британцы и американцы прекратили тогда экономическое сотрудничество с японцами и стали помогать гоминьдану финансово и военными поставками.
После того, как Япония напала на европейские и американские колонии в Юго-Восточной Азии отношение англосаксов к японо-китайской войне изменилось. Они признали гоминьдан своим союзником и стали оказывать ему прямую военную помощь.
Японцев англосаксы определили, как военных противников, но не заявили, что это фашистская нация, как это было сделано в отношении немцев и их сообщников в Европе. Японцы были определены, как милитаристы, то есть те, кто пытается силой отобрать не принадлежащее им имущество — колонии.
Японцы не относились к американцам и британцам, как к «низшей» расе. Военнопленных и интернированных гражданских японцы помещали в концентрационные лагеря и использовали в качестве дешевой рабочей силы. Однако в основной своей массе они не подвергали заключенных истязаниям, их беспричинно не убивали, над ними не проводили медицинские эксперименты. Против них японцы не применяли химическое и биологическое оружие. Хотя отдельные случаи жестоких расправ японцев с американскими и британскими военнопленными были.
После вступления англосаксов в войну с Японией гоминьдан и компартия Китая продолжали сдерживать значительные сухопутные военные силы последней на территории континентального Китая. Однако с декабря 1941 г. основные силы японцы бросили на завоевание Юго-Восточной Азии. Здесь они разгромили колониальные войска европейцев и американцев. Среди колониальных народов японцы нашли феодальные элиты, которые согласились сотрудничать в реализации их фашистского проекта. «Коричневые» режимы установились в Тайланде, Бирме, Малайзии, Индонезии, Филиппинах, а затем и во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. К проживавшим в этих странах народам японцы также относились, как к представителям «низшей» расы, эксплуатировали и терроризировали их.
К началу августу 1945 г. американцы разбили японские ВМФ и ВВС и вплотную подобрались к Японским островам. Они наносили по метрополии массивные бомбовые удары, в том числе произвели атомную бомбардировку. Однако японцы не сдавались.
9 августа в войну с Японией вступил СССР и разбил сухопутную Квантунскую армию в северо-восточных провинциях Китая. После этого император Хирохито заявил о готовности к безоговорочной капитуляции.
2 сентября был подписан договор о капитуляции Японии, с которого мы начали наш рассказ.
Не только для китайцев, но и для советской нации события августа –сентября 1945 г. были войной с японской фашистской нацией. Это определялось тем, что японцы прямо угрожали существованию советской нации и готовились к войне с ней. Они планировали присоединить к своей империи Дальний Восток, Приамурье и Юго-Восточной Сибирь, что было видно еще по интервенции 1918 — 1925 гг.
В мае 1946 г США, СССР, «белый» Китай, Великобритания и другие победившие в войне страны открыли заседания Международного военного трибунала для Дальнего Востока (Токийский процесс). На этом процессе судили три десятка высших японских гражданских и военных чинов. Первых обвиняли в совершении преступлений против мира, вторых – в массовых убийствах и преступлениях против человечности. Император и члены его семьи от преследования американцами были избавлены, хотя несли всю ответственность по выдвинутым пунктам обвинения. Обвиняемых признали виновными и наказали.
Японскую элиту не судили за то, что она выбрала и реализовала на практике такую модель общественного устройства, которая предполагала деление людей на высшие и низшие расы, господство первых над вторыми. Организации, которые производили и распространяли фашистские идеи не признали преступными Вопрос о массовых убийствах людей по этническому признаку на Токийском процессе суде практически не поднимался. Это при том, что японцы были виновны в гибели десятков миллионов ханьцев и проживавших в Юго-Восточной Азии народов.
Помимо Токийского, в Японии и ее бывших колониях прошло еще несколько сотен судебных процессов. В ходе этих процессов было осуждено более 4500 японских военных. В основном наказывали тех, кто совершал преступления против американцев, англичан, голландцев, французов. Геноцид японцами и их пособниками населения колоний судей не интересовал. Гоминьдановские власти также провели ряд судебных процессов против сотни японских военных Вопрос о геноциде китайцев ими не поднимался.
Представители СССР не были согласны с таким подходом к наказанию японских фашистов. В декабре 1949 г. в Хабаровске был организован суд над японскими военнопленными, которых обвиняли в создании и применении бактериологического оружия во время войны. Виновных осудили, однако это была лишь крайне малая часть лиц виновных в массовом убийстве людей по этническому признаку. Вопрос об оценке японской элиты, как фашисткой на этом процессе не ставился ввиду того, что привлечь ее к суду не представлялось возможным. Запрос советской прокуратуры к американским властям о выдаче хотя бы изобличенных в военных преступников высокопоставленных японских военных остался без ответа.
Англосаксы не были заинтересованы в судебном преследовании большого числа высших гражданских и военных японских чинов. Японцы превратились для них к моменту окончания судебных процессов в союзников, которых можно было использовать против «красной» советской нации, равно как и против «красной» китайской нации. На союзниках не следовало ставить ярлык фашисты, а достаточно было наречь их милитаристами.
Похоже, что именно невозможность привлечь виновные японские элиты к судебной ответственности и вынудила Москвы отказаться от широкого празднования дня победы над фашистской Японией. Если фашизм остался не наказанным, то нечего было привлекать внимание масс к этому факту.