Для каждого человека очень важно создать панораму того лукавого и льстивого, как его называли святые отцы, мира, в котором мы живем.

Предположим, что в первом приближении такую «трезвую» картинку реалистического мира мы создали. Зачем она нужна?  Для того, чтобы понять, а затем, выбрать для себя душеспасительный, угодный Богу узкий жизненный путь, утвердиться на нем, начать двигаться по этому пути, желательно, не сбиваясь с него впредь.

При обсуждении узкого пути я хочу поделиться своими ощущениями, переживаниями. Очень надеюсь на взаимопонимание.

Начнем с того, что дадим определение «узкого пути». Упоминание о нем мы находим в Святом Евангелии: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14). И там же: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13). Два разных глагола определяют эти направления движения: в первом случае – путь в жизнь, и немногие находят его, а во втором – в смерть, и многие уже идут по этому широкому пути. У псалмопевца Давида читаем: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33: 14‑15). Пророк Исайя вторит Давиду: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:16-17).

Просьба святых отцов перестать делать зло очень понятна всем. Но вот как на деле прекратить его делать? Согласитесь, очень непросто.  А вот добро надо научиться делать.  Между узким путем и деланьем добра и зла есть стилистическое подобие. Давайте разбираться, что такое узкий и пространный пути, куда они ведут.

Для раскрытия данного вопроса представим такую образную картину: безкрайняя непроходимая чаща, местами болотистая, с чавкающей под ногами жижей, с линзами глубоких ям, куда можно легко угодить, с корневищами, о которые человек все время спотыкается. Огромная масса людей бредет по этому лесу, люди падают, снова встают и идут. Куда – сами не знают, идут наугад. В этой толпе есть другие люди, которые тоже идут, но обходят стороной коряги, не спотыкаются, а перемещаются по каким-то очень узеньким тропиночкам с твердой почвой, без кочек и ям. Тропинки не прямые, извилистые, и люди идут по ним по-разному: кто-то уверенно, кто-то не очень. Некоторые только взбираются на эти тропки, но у каждого человека они свои. Каждый должен найти свою дорожку и, нащупав ее, потом правильно по ней двигаться.

Представили себе эту картину? У всех людей есть такие узкие тропинки. Они даются Господом каждому человеку, также, как и таланты. Нам надо только найти свой узкий путь и постараться с него не свернуть. В Евангелии от Иоанна Богослова Господь говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). То есть Господь прямо указывает, что без Его света людям не найти верного пути, не выжить.

Хочу задать еще одну тему для обсуждения: скажите, а как мы вообще живем на земле, если мы не знаем будущего? Мало кто из нас об этом задумывается. Кстати говоря, об этом очень интересно поговорить с детишками, если им 8+. Они сейчас рано взрослеют и многое понимают. Спросите их, как они ощущают себя, если не знают, что может быть с ними через 5 секунд. А в доказательство расскажите какую-нибудь поучительную историю. Например, жил-был мальчик и вдруг потерялся в лесу или его гуси-лебеди утащили.  Мы с вами взрослые люди, и уже хорошо понимаем, что такие истории «вдруг» случаются по любому поводу: пришел человек утром на работу, а его уволили. Бывает? Да. Или попал в какую-то неприятную историю. Таких возможностей у каждого – множество. Поэтому ответ на вопрос: «Как мы живем на земле?» — не праздный, он очень важен для каждого и думать над ним надо регулярно. Едете, например, в поезде. И вместо того, чтобы глазеть по сторонам, задайте себе этот вопрос, подумайте над ним не спеша, основательно.

Образ, который очень схож с нашим пребыванием на земле и выбором пути — это столпник, человек, стоящий на столбе (площадке размером 1х1 метр). С трех сторон эта площадка ничем не огорожена, внизу – обрыв. И только с одной стороны к площадке переброшены крепкие мостки. Завязывают столпнику глаза, раскручивают его и говорят: «А теперь шагай!» Что будет дальше? Куда он шагнет – в пропасть или на твердые мостки?  Устоит, зацепится или упадет?  Этот образ очень похож на нашу жизнь. Мы привыкаем, что сегодня, завтра, послезавтра наша жизнь течет без потрясений, но вот что потом — большой вопрос. Будущее от нас надежнейшим образом укрыто, и никакие гадалки, предсказатели, звездочеты, шаманы ничего точно обещать не могут. Даже страхового полиса, гарантирующего верность предсказаний, они дать не могут, — все в руках Божиих.

Возвращаемся к исходным позициям: мы не знаем будущего. Сразу возникает закономерный вопрос: а как идти по дороге жизни, не зная будущего? Ответ очень простой. Надо свериться с Тем, кто точно знает. А кто знает? Мы говорили про демонов и про Ангелов, что эти тонкие существа единосущны нашей душе, которая «сделана» из того же материала, как и у них. Наш внутренний человек с ними одной природы. Но ни Ангелы, ни демоны, ни наш внутренний человек не знают будущего. Тем не менее, идти и жить надо. Что же делать? Кто знает? Знает Господь. Поэтому вера – самый надежный компас, ведущий по узкому жизненному пути через болота и непроходимые чащи к вечной жизни со Христом, в блаженстве все большего познания  Его безконечной любви к нам, познания мира Божиего и тайн вселенной. Как говорил апостол Павел в одном из своих посланий: «Да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота, разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие» (Еф.3:18). Святой Василий Великий дал такое толкование на эти слова Апостола: «Ибо Слово, распростершись всюду, и горе и долу, и в глубину, и в широту, горе – в творении, долу – в вочеловечении, в глубину – во аде, в широту же – в мире, все наполнило ведением о Боге» (Толкование св. Василия Великого).

Священное Писание предлагает нам очень хороший и верный способ, как можно пройти по жизни, не свалившись в пропасть: «Возьмись за Ризу Господню, и Он тебя поведет». Господь, как Отец духовный, знает о нас больше, чем мы сами. Все волосы на головах наших подсчитаны Им и ни один из них не падает без святой воли Его. А ведь мы сами количество своих волос не знаем!

Господь, знающий и прошлое, и настоящее, и будущее, видящий все в одном непрерывном временном измерении (континууме), совершенно точно побезпокоится о каждом из нас, проведет по узкой жизненной тропе, предназначенной каждому, без единой ошибки. А тропа жизни никогда не бывает прямой, она всегда извилистая. И мы знаем, какие крутые повороты иногда делает судьба. Нам же надо пройти предначертанный путь безошибочно, не соскользнуть, не упасть в непроходимую топь и не погибнуть там. А если упал, то надо иметь силы и волю подняться и вернуться на правильную дорогу.

ИсточникПереправа
Александр Нотин
Нотин Александр Иванович – русский общественный деятель, историк, дипломат. Руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа». Руководитель инвестиционной группой "Монолит", помощник губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...