Совершенно очевидно, что современная российская элита представляет собой нечто патологическое. Она сложилась в 90-е годы и являет собой продукт распада советского общества. Ее типичные фигуры — выходцы из коррумпированного чиновничества, криминалитета и прямых агентов влияния Запада, наскоро переквалифицировавшихся из «коммунистов» и «комсомольцев» в либералы.

С приходом Путина в России изменилось многое, но элита осталась прежней. Ее менять Путин и не пытался, принимая как неизбежную данность.

Эта элита под влиянием самой атмосферы 90-х, когда она и поднялась к вершинам власти, чаще всего двигалась с самых низов. У ее истоков стояли неизвестность, нищета, ничтожность, озлобленность и безысходность. Чтобы уйти от этого стартового состояния, надо было идти на все. Наличие какой бы то ни было идеи, позиции, этики и даже минимального культурного уровня было исключено, так как только фатально мешало бы карабкаться наверх наряду с множеством других аналогичных рвущихся из низов агрессивных тщеславных и жадных проходимцев, которых требовалось оттеснить, обойти, преодолеть. Эта элита 90-х была цинична, жестока и безжалостна.

Многие пали на этом пути, а те, кто добрались до вершины, переступили все возможные нормы и правила. Иначе было нельзя — выживал только самый свирепый, подлый, жадный и хитрый.

Измениться эта элита не могла и не хотела. Оказавшись у власти, она фактически установила монополию, намертво перекрыв, пользуясь своей позицией, вход всем, кто продолжал карабкаться снизу. Чтобы остаться своих местах, подавляющее большинство ее представителей было готово поменять все — идеологию, убеждение, религию, а понадобилось бы и пол. Быть кем угодно, но только наверху. Нехотя и огрызаясь, приняла эта элита и патриотическую повестку дня. «Чей Крым?»  — «Кого изволите, того и Крым», «Скажите наш, будет «наш», скажите «не наш» — будет «не наш».

Сегодня почти всем ясно, что с такой элитой Россия обречена. Весь ресурс она исчерпала, а социальные лифты привинтила к нулевому уровню намертво. Она будет стоять до конца там, где стоит, чего бы ей это ни стоило. Это и создает тот привкус социальной депрессии, который переживается особенно остро в условиях пандемии. Народ такая элита явно не устраивает, но по своей воле она не уйдет. Однако ей пока хватает сил предотвратить формирование на периферии общества контр-элиты — как бы то ни было либеральной, правой (патриотической) или левой (социалистической). Любое поползновение в этом направлении правящий класс давит безжалостно.

Но годы идут, и хищники 90-х волей-неволей понемногу теряют силу. Подходит к концу их биологический потенциал. И вот тут-то начинается самое интересное. Было бы естественно в такой ситуации передать власть и накопленные ресурсы свои прямым физическим потомкам. Однако тут мы сталкиваемся с проблемой. Навыки, благодаря которым существующая верхушка прорвалась к власти, передать невозможно. Они спонтанно сложились в отчаянном движении, питавшимся энергией социального дна, злобы и отчаяния. Рационально сформулировать эти принципы нельзя, их надо прожить.

А дети существующей элиты выросли уже в совершенно иных условиях.

Видя волчий оскал родителей, их цинизм, невежество, подлость чуть со стороны, едва ли возникало большое желание подражать им во всем. И в отличие от родителей дети элиты имеют заведомо все, а значит, у них нет никаких оснований для того, чтобы отчаянно стремиться радикально улучшить свое положение, и так высокое и доставшееся им даром.

При этом никакого воспитания или полноценного образования родители дать не могли, так как полностью были поглощены битвой за власть и имущество, а в ней культура была преградой, а не преимуществом. Но даже для того, чтобы сохранить полученное в сложной ситуации отчаянной конкуренции, требуется определенная жесткость и агрессивность. Чтобы стоять на месте, надо двигаться очень быстро.

И наконец, сильные и агрессивные особи чаще всего настолько привыкают подавлять любое сопротивление и жестко предотвращать претензию нижестоящих, что это проецируется и на семью — на жен и детей. Когда видишь конкурента и возможного предателя во всех, перестаешь делать исключение и для своих.

Дети российской элиты в подавляющем большинстве психо-социальные калеки. Чаще всего они не способны даже сохранить захваченные отцами и матерями позиции, не то чтобы двинуться дальше. Высокий материальный достаток в сочетании с низким ментальным уровнем героев 90-х и другими перечисленными факторами парализует всякую волю к власти. Поэтому эти дети могут только провалить и разбазарить (подчас стремительно) все то, что было захвачено предками. При этом семьи часто распадаются, а битвы за награбленное в ходе развода сказываются на детях пагубно, окончательно расшатывая психику и добивая этику.

В какой-то момент элита 90-х окончательно постареет, а родового замещения не произойдет. Поскольку никто элиту не готовит, и ничего кроме цинизма, хамства, невежества и жестокости сегодняшний политический класс передать не может, рано или поздно произойдет коллапс политической системы.

Это процесс растянут во времени. Иногда совершенно не заметен. Но стоит все же учитывать, что самым молодым предаторам новой России не может быть меньше 50-и. Именно с конца 80-х была открыта дверь наверх для всего того, что ранее бродило на дне общества. Подъем большой массы одновременно довольно скоро привел к тому, что процесс остановился.

Дальше битва проходила уже среди тех, кто сумел воспользоваться моментом. И с тех пор элита только старела. И продолжает стареть и сейчас.

В какой-то момент, который уже чисто логически недалеко от нас, российская элита постареет окончательно. И избежать этого невозможно.

Россией правят те, кто сложился в 90-е, поднявшись с низов. Все последующее было лишь продолжением «Бригады» или «Бандитского Петербурга». Но эта историческая и социальная среда исчерпывает себя на наших глазах. Почти исчерпала. И никакой иной элиты не появляется. Этому все еще эффективно препятствует застрявший у власти «Бандитский Петербург».

Пока 90-е живы, никакого будущего не наступит. Все начнется лишь тогда, когда эта мутная волна исчезнет в небытии. Тогда и можно будет что-то осмысленное предпринять для подготовки такой элиты, которая по-настоящему нужна России.

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...