Искусственный интеллект (ИИ) может быть одним из самых важных нововведений в истории человечества, и правительство Великобритании считает, что как для экономики, так и для национальной безопасности крайне важно, чтобы страна находилась на переднем крае решения сложных проблем, связанных с расширением использования ИИ.

Великобритания имеет долгую и исключительную историю ИИ – от ранних работ Алана Тьюринга до недавних новаторских открытий DeepMind. С точки зрения ИИ-стартапов и масштабирования, инвестиций частного капитала и представленных докладов конференций, Великобритания находится в верхнем эшелоне стран ИИ во всем мире. Великобритания заняла третье место в мире по частным инвестициям в компании ИИ в 2020 году, уступив только США и Китаю.

Разработанная в 2021 году Национальная стратегия ИИ для Соединенного Королевства подготовит Великобританию к следующим десяти годам и основана на трех предположениях о предстоящем десятилетии:

• Ключевыми факторами прогресса, открытий и стратегических преимуществ ИИ являются доступ к людям, данным, вычислениям и финансам – все это сталкивается с огромной глобальной конкуренцией;

• ИИ станет основным направлением в большей части экономики, и потребуются действия для обеспечения того, чтобы каждый сектор и регион Великобритании получили выгоду от этого перехода;

• Режимы управления и регулирования должны будут идти в ногу с быстро меняющимися требованиями ИИ, максимизировать рост и конкуренцию, способствовать совершенствованию инноваций в Великобритании и защищать безопасность и права граждан.

10-Летнее Видение

В течение следующего десятилетия, по мере того как преобразующие технологии будут продолжать изменять экономику и общество Великобритании, в мире, вероятно, произойдут изменения в характере и распределении глобальной власти. Замечено, что в случае ИИ быстрые технологические изменения стремятся сбалансировать научно-техническое доминирование существующих сверхдержав, таких как США и Китай, и более широкие транснациональные проблемы требуют более активных коллективных действий перед лицом сохраняющейся глобальной безопасности и процветания.

Имея это в виду, у Великобритании есть возможность в течение следующих десяти лет позиционировать себя как лучшее место для жизни и работы с ИИ; с четкими правилами, применяемыми этическими принципами и нормативно-правовой средой, способствующей инновациям. При наличии правильных ингредиентов Великобритания станет одновременно подлинным центром инноваций и наиболее благоприятной бизнес-средой в мире, где государство будет сотрудничать в использовании ИИ во благо, отстаивать международные стандарты, отражающие его ценности, и защищать от вредоносного использования ИИ.

Увеличивая число и разнообразие людей, работающих с ИИ и разрабатывающих его, устанавливая четкие правила дорожного движения и инвестируя по всей стране, Великобритания обеспечит, чтобы реальные преимущества ИИ ощущались каждым членом общества. Будь то более точная диагностика с использованием ИИ в NHS (система здравоохранения – Е.Л., В.О.), обещание беспилотных автомобилей сделать дороги безопаснее и умнее или сотни непредвиденных преимуществ, которые ИИ может принести для улучшения повседневной жизни.

Цели этой стратегии заключаются в том, чтобы:

1. Произошел значительный рост числа и типа открытий, которые происходят в Великобритании, коммерциализируются и эксплуатируются на месте;

2. Извлечь выгоду из наибольшего роста экономики и производительности благодаря ИИ;

3. Создать самую надежную инновационную систему управления ИИ в мире.

Это видение может быть достигнуто, если опираться на три основных принципа, лежащих в основе развития ИИ:

1. Инвестирование в потребности экосистемы, чтобы увидеть больше людей, работающих с ИИ, больший доступ к данным и вычислительным ресурсам для обучения и предоставления систем ИИ, а также доступ к финансам и клиентам для развития секторов;

2. Поддержку распространения ИИ по всей экономике для обеспечения того, чтобы все регионы, страны, предприятия и секторы могли извлечь выгоду из ИИ;

3. Разработку стимулирующей инновации нормативно-правовой базы и системы управления, которая защищает общество и граждан.

Правительственный совет по ИИ сыграл центральную роль в сборе фактических данных для разработки Стратегии, в том числе с помощью своей дорожной карты, опубликованной в начале 2021 года. Более широкая экосистема также учитывалась в ходе опроса управляется Советом по ИИ в сотрудничестве с Институтом Алана Тьюринга.

Совет по ИИ

Совет по ИИ был создан в 2019 году для предоставления экспертных консультаций правительству и руководству высокого уровня экосистемы ИИ. Совет по ИИ демонстрирует ключевую приверженность AI Sector Deal (Сделка по сектору ИИ — пакет поддержки в размере 1 млрд фунтов стерлингов от правительства и промышленности), объединяя уважаемых лидеров в своих областях из разных отраслей промышленности, научных кругов и государственного сектора. Члены собираются ежеквартально, чтобы консультировать Управление по ИИ и более широкое правительство по его текущим приоритетам, возможностям и задачам политики в области ИИ.

В январе 2021 года Совет по ИИ опубликовал свою «Дорожную карту ИИ», содержащую 16 рекомендаций правительству по стратегическому развитию ИИ. Его центральный призыв состоял в том, чтобы правительство разработало Национальную стратегию ИИ, основываясь на успехе инвестиций, сделанных в рамках AI Sector Deal, оставаясь при этом способным адаптироваться к будущим технологическим сбоям.

Для руководства реализацией этой стратегии правительство обновит и усилит роль Совета по ИИ, обеспечив, чтобы он продолжал предоставлять экспертные консультации правительству и руководству высокого уровня экосистемы ИИ.

ИИ представляет уникальные возможности и проблемы

«Искусственный интеллект» как термин может означать многое, и правительство признает, что ни одно определение не будет подходящим для каждого сценария. В общем, для целей Стратегии достаточно следующего определения: “Машины, которые выполняют задачи, обычно выполняемые человеческим интеллектом, особенно когда машины учатся на данных, как выполнять эти задачи». Правительство Великобритании также сформулировало юридическое определение ИИ в Законе о национальной безопасности и инвестициях.

Подобно паровому двигателю Джеймса Уатта 1776 года, ИИ — это «технология общего назначения» (или, точнее, технологии), которая имеет множество возможных применений, которые окажут преобразующее влияние на всю экономику. ИИ уже используется в повседневных контекстах, таких как фильтрация спама по электронной почте, системы рекомендаций для СМИ, навигационные приложения, проверка платежных транзакций и многое другое. Технологии ИИ повлияют на всю экономику, на все общество и на отдельных людей.

Многие аспекты политики в области ИИ в более широком смысле схожи с технической и цифровой политикой: пути коммерциализации; опора на международные мобильные таланты; важность данных; и консолидация экономических функций на платформах. Однако есть несколько ключевых примеров различий, вытекающих из приведенного выше определения, которые отличают ИИ и требуют уникального политического ответа со стороны правительства.

• В вопросах регулирования автономия системы решает уникальные вопросы, касающиеся ответственности, гарантий и справедливости, а также риска и безопасности — и даже владения творческим контентом — способом, отличным от ИИ, и значение этих вопросов возрастает с относительной сложностью алгоритма. Существуют также вопросы прозрачности и предвзятости, которые возникают в результате решений, принимаемых системами ИИ.

• Часто существуют более высокие требования к инфраструктуре для сервисов ИИ, чем в облачных/программных системах как сервисах. При создании и развертывании некоторых моделей необходим доступ к дорогостоящим высокопроизводительным вычислениям и/или большим наборам данных.

• Для разработки, проверки и развертывания систем ИИ требуется множество навыков, а процесс коммерциализации и создания продукта может быть более длительным и дорогостоящим, поскольку многое начинается с фундаментальных исследований и разработок.

Отражение и защита общества

ИИ делает прогнозы и принимает решения, а также решает задачи, обычно выполняемые людьми. Поскольку ИИ все больше становится фактором, способствующим преобразованию экономики и личной жизни граждан, есть по крайней мере три причины, по которым необходимо заботиться о разнообразии в экосистеме ИИ:

• Моральная: Поскольку ИИ становится организующим принципом, который создает новые возможности и изменяет форму отраслей и динамику конкуренции во всей экономике, необходимо обеспечить, чтобы люди из всех слоев общества и частей Великобритании могли участвовать и процветать в этой новой экономике ИИ.

• Социальная: ИИ — системы принимают решения на основе данных, на которых они прошли обучение. Если эти данные – или система, в которую они встроены, – не являются репрезентативными, это рискует увековечить или закрепить новые формы предвзятости в обществе. Поэтому важно, чтобы люди из разных слоев общества участвовали в разработке и развертывании систем ИИ.

• Экономическая: В разнообразной экосистеме ИИ есть большие экономические выгоды. К ним относятся увеличение человеческого капитала Великобритании за счет разнообразного предложения рабочей силы, создание более широкого спектра услуг ИИ, стимулирующих спрос, и обеспечение выявления лучших талантов из самого разнообразного кадрового резерва.

В долгосрочной перспективе

Создание конкретных прогнозов о будущем влиянии технологии – в отличие от потребностей тех, кто разрабатывает и использует ее сегодня, – имеет долгую историю в ИИ. С 1950-х годов различные циклы ажиотажа уступали место так называемым «зимам искусственного интеллекта», поскольку обещания всегда оставались в перспективе «примерно через 20 лет».

Хотя появление общего искусственного интеллекта (AGI) может показаться концепцией научной фантастики, озабоченность безопасностью ИИ и системами, не связанными с людьми, никоим образом не ограничивается рамками этой области. Правительство в первую очередь уделяет внимание экономическим и социальным результатам автономных и адаптивных систем, существующих сегодня. Тем не менее, Великобритания придерживается твердой позиции, что крайне важно следить за развитием технологий, серьезно относиться к возможностям AGI и «более общего ИИ» и активно направлять технологию в мирное, ориентированное на человека, русло.

Появление AGI окажет трансформирующее влияние почти на все аспекты жизни, но есть много проблем, связанные с ИИ, которые могут появиться гораздо раньше. Как технология общего назначения ИИ будет иметь экономические и социальные последствия, сравнимые с двигателем внутреннего сгорания, автомобилем, компьютером и Интернетом.

Выбор, который делается здесь и сейчас для разработки ИИ, будет определять будущее человечества и ход международных дел. Например, используется ли ИИ для укрепления мира или как повод для войны; используется ли ИИ для укрепления наших демократий или для поощрения авторитарных режимов. Таким образом, необходимо учитывать угрозы двойного назначения, с которыми мы уже сталкиваемся сегодня.

Великобритания является сверхдержавой ИИ, обладающей особыми преимуществами в области исследований, инвестиций и инноваций. Академические и коммерческие учреждения Великобритании хорошо известны тем, что проводят ведущие в мире исследования в области ИИ, а Великобритания занимает 3-е место в мире по цитируемости публикаций по ИИ на душу населения. Это было, в частности, продемонстрировано в ноябре 2020 года, когда DeepMind, британская компания, занимающаяся ИИ, использовала AlphaFold (базу данных структуры белка) для решения проблемы биологии 50-летней давности, касающуюся белков, как строительных блоков всего живого.

Великобритания занимает 3-е место в мире по количеству компаний, занимающихся ИИ, после США и Китая. Наряду с DeepMind в Великобритании находится Graphcore, бристольская полупроводниковая компания, занимающаяся машинным обучением; Darktrace, мировой лидер в области ИИ в области кибербезопасности; и BenevolentAI, компания, меняющая наши методы лечения болезней. Великобритания также привлекает лучших специалистов по ИИ со всего мира — Великобритания была вторым наиболее вероятным глобальным направлением для исследователей мобильного ИИ после США.

Правительство инвестировало более 2,3 млрд фунтов стерлингов в ИИ в рамках ряда инициатив с 2014 года. Этот портфель инвестиций включает, но не ограничивается:

• 250 млн фунтов стерлингов на развитие лаборатории искусственного интеллекта NHS в NHSX для ускорения безопасного внедрения искусственного интеллекта в здравоохранении и здравоохранении;

• 250 млн фунтов стерлингов в технологию подключенной и автономной мобильности (CAM) через Центр подключенных и автономных транспортных средств (CCAV) для развития мобильности в будущем в Великобритании;

• 16 новых центров ИИ для подготовки докторантов в университетах по всей стране при поддержке до 100 млн фунтов стерлингов и предоставлении 1000 новых докторских степеней в течение пяти лет;

• Новая финансируемая отраслью магистерская программа по ИИ и до 2500 мест для курсов по преобразованию ИИ и наук о данных. Это включает в себя до 1000 стипендий, финансируемых правительством;

• Инвестиции в Институт Алана Тьюринга и более 46 млн фунтов стерлингов для поддержки стипендий ИИ Тьюринга для развития следующего поколения лучших талантов в области ИИ.

Дальнейшие инвестиции были сделаны в программу Tech Nation Applied AI — теперь это уже третья итерация; создание Кампуса Управления национальной статистики и науки о данных; портал государственных закупок ИИ Crown Commercial Service; и поддержку Департамента международной торговли по привлечению прямых иностранных инвестиций, связанных с ИИ, в Великобританию.

В рамках AI Sector Deal правительство создало Совет по ИИ, чтобы объединить уважаемых лидеров для укрепления диалога между научными кругами, промышленностью и государственным сектором. Управление по ИИ было создано как новая команда в правительстве, чтобы взять на себя ответственность за всеобъемлющую политику в области ИИ в правительстве и быть координатором экосистемы ИИ через свой секретариат Совета по ИИ. Центр этики и инноваций в области данных (CDEI) был создан как правительственный экспертный орган, специализирующийся на надежном использовании данных и ИИ в государственном и частном секторах.

Инвестирование и планирование долгосрочных потребностей экосистемы ИИ

Цель правительства состоит в том, чтобы значительно увеличить тип, частоту и масштаб открытий ИИ, которые разрабатываются и используются в Великобритании. Это будет достигнуто за счет:

• Обеспечения того, чтобы британская система исследований, разработок и инноваций оставалась ведущей в мире, оказывая поддержку, позволяющую исследователям и предпринимателям открывать новые рубежи в области ИИ;

• Гарантий, что Великобритания имеет доступ к широкому кругу специалистов, обладающих навыками, необходимыми для разработки ИИ будущего и его внедрения в соответствии с требованиями новой экономики;

• Обеспечения доступа перспективных специалистов к данным и вычислительным ресурсам, необходимым для разработки и внедрения систем, которые будут управлять экономикой Великобритании в течение следующего десятилетия;

• Поддержки роста ИИ за счет инновационной бизнес-среды и рынка капитала;

• Обеспечения получения доступ к рынкам по всему миру для британских разработчиков ИИ.

доступ к наибольшему количеству талантливых людей по всей стране.

Навыки и таланты

Создание технически подкованной нации путем поддержки навыков для будущего ИИ является одним из десяти технологических приоритетов правительства. Разрыв между спросом и предложением навыков в области ИИ остается значительным и растет, несмотря на ряд новых инициатив в области навыков ИИ, предпринятых после AI Sector Deal в 2018 году. Чтобы удовлетворить спрос, Великобритании нужна более многочисленная рабочая сила, обладающая знаниями в области ИИ. Данные обследования экосистем, проведенного Советом по ИИ и Институтом Алана Тьюринга, показали: 81% респондентов согласились с тем, что существуют значительные барьеры при наборе и удержании лучших специалистов в области ИИ в Великобритании.

Исследование рынка труда в области ИИ показало, что пробелы в навыках технического ИИ вызывают озабоченность у многих фирм, причем 35% фирм сообщили, что отсутствие навыков технического ИИ у существующих сотрудников помешало им достичь своих бизнес-целей, а 49% заявили, что отсутствие требуемых навыков ИИ у соискателей также повлияло на их бизнес-результаты. Для поддержки внедрения ИИ необходимо обеспечить, чтобы сотрудники, не имеющие технической подготовки, понимали возможности, ограничения и этику использования ИИ в бизнес-среде, и это не было исключительной областью технических специалистов.

Обучение и привлечение лучших специалистов в разработке ИИ

Чтобы удовлетворить спрос, наблюдаемый в промышленности и научных кругах, правительство продолжит поддерживать существующие мероприятия на уровне ведущих специалистов, докторов наук и магистров. Они включают стипендии Тьюринга, центры подготовки докторантов и аспирантов, финансируемые промышленностью, магистерские курсы по разработке ИИ.

Правительство будет стремиться использовать стипендии ИИ Тьюринга в размере 46 млн фунтов стерлингов для привлечения, найма и удержания значительной когорты ведущих исследователей и новаторов на всех этапах карьеры. Это позволит стипендиатам гибко взаимодействовать с академическими кругами и другими секторами, создавая для них среду для открытия и разработки передовых технологий ИИ, стимулирования использования ИИ для решения социальных, экономических и экологических задач в Великобритании.

Исследования и взаимодействие с промышленностью продемонстрировали потребность в выпускниках с опытом работы в бизнесе. Особое внимание будет сосредоточено на инженерах-программистах, специалистах по обработке данных, инженерах и ученых в области машинного обучения, менеджерах по продуктам и т.п.

Талантов в области ИИ во всем мире мало и на международном уровне существует жесткая конкуренция. Как объявлено в инновационной стратегии, правительство возрождает и вводит новые визовые маршруты, которые поощряют новаторов и предпринимателей в Великобритании. Поддержка разнообразных и инклюзивных исследователей и новаторов из разных секторов, а также новые условия для совместной разработки ИИ станут ключом к обеспечению успеха Великобритании в разработке ИИ и инвестировании в долгосрочное благополучие нашей экосистемы ИИ.

Привлечение лучших талантов в области ИИ со всего мира

Великобритания уже является одним из ведущих направлений для выпускников по ИИ и делается все возможное, чтобы привлечь таланты со всего мира. Великобритания почти лидирует в мире по количеству высококвалифицированных исследователей ИИ. Правительство хочет сделать Великобританию глобальным домом для исследователей ИИ, предпринимателей и инвесторов.

Помимо обеспечения того, чтобы Великобритания выращивала новое поколение талантов в области ИИ, правительство расширяет маршруты, по которым талантливые исследователи ИИ и отдельные лица могут работать в Великобритании.

• Маршрут Global Talent visa открыт для тех, кто является лидерами или потенциальными лидерами в области ИИ, и тех, кто выиграл престижные глобальные призы. В настоящее время правительство рассматривает вопрос о том, как расширить этот список призеров.

• Новый индивидуальный маршрут максимально упростит поездку в Великобританию для международных мобильных лиц, демонстрирующих высокий потенциал. Право на участие будет открыто для абитуриентов, которые закончили ведущий мировой университет, без требования о предложении работы. Это даёт людям гибкость в работе, смене места работы или работодателя — в ногу с быстро развивающимся сектором ИИ Великобритании.

• Новый маршрут будет позволять приехать в Великобританию талантливым людям с предложениями высококвалифицированной работы, полученной в результате повышения квалификации с требуемым уровнем заработной платы. Масштабируемые программы смогут применяться через ускоренный процесс проверки для использования маршрута, если кандидаты смогут продемонстрировать среднегодовой доход или темп роста занятости за трехлетний период, превышающий 20%.

• Обновленный маршрут Innovator позволит талантливым новаторам и предпринимателям из-за рубежа начать и вести бизнес в Великобритании, поддерживаемый венчурными фондами или использующий инновационные технологии, создавая рабочие места для британских рабочих и способствуя росту. Изменения маршрута Innovator сделают его еще более открытым для:

• Упрощение и оптимизация критериев приемлемости для бизнеса. Кандидатам необходимо будет продемонстрировать, что их бизнес -предприятие обладает высоким потенциалом роста и повышения ценности для Великобритании и является инновационным.

• Привлечение создателей приложений для быстрого отслеживания. Правительство Великобритании изучает ускоренный и легкий процесс одобрения кандидатов, чьи бизнес-идеи особенно продвинуты, чтобы соответствовать лучшим в своем классе международным предложениям. Кандидаты, которые были приняты в государственную программу «Глобальный предприниматель», автоматически получат право на участие.

• Повышения гибкости. Заявителям больше не потребуется иметь не менее 50 000 фунтов стерлингов в инвестиционных фондах, чтобы подать заявку на визу Innovator, при условии, что подтверждающий орган будет удовлетворен тем, что у заявителя достаточно средств для развития своего бизнеса.

• Новая виза для глобальной мобильности бизнеса также позволит зарубежным компаниям в области ИИ проявлять большую гибкость при переводе работников в Великобританию, чтобы создать и расширить свой бизнес.

Эти реформы будут проводиться наряду с Глобальной программой правительства Великобритании для предпринимателей (GEP), которая имеет успешный опыт привлечения в Великобританию высококвалифицированных технологических основателей-мигрантов с бизнесом, богатым интеллектуальной собственностью. Программа будет направлена на привлечение большего числа международных талантов для поддержки роста технологических кластеров, в том числе посредством работы с зарубежными академическими учреждениями для доступа к инновационным разработкам и зарубежным талантам.

В рамках программы аспирантуры также будет предоставлено право иностранным студентам с британскими дипломами 2 года, 3 года, у которых есть степень PhDs, для работы в Великобритании после окончания учебы. Это поможет гарантировать привлечение лучших специалистов со всего мира, а также дать студентам время для работы над самыми сложными проблемами в области ИИ.

Белая книга «Навыки для работы»

Белая книга «Навыки для работы: обучение на протяжении всей жизни для возможностей и роста» была опубликована в январе 2021 года и направлена на предоставление людям необходимых навыков подходящим для них способом, чтобы они могли получить отличную работу в секторах, в которых нуждается экономика, и повысить производительность страны.

Эти реформы направлены на обеспечение того, чтобы люди могли гибко получать доступ к обучению и обучению на протяжении всей своей жизни и были хорошо осведомлены о том, что предлагается, в том числе о возможностях в секторах роста. Это также будет включать реконфигурацию системы навыков, чтобы предоставить работодателям лидирующую роль в проведении реформ и оказывать влияние на систему, чтобы генерировать навыки, необходимые им для развития.

Правительство будет поддерживать людей в развитии навыков в области ИИ, машинного обучения, обработки данных и цифровых технологий через учебные курсы по повышению квалификации Министерства образования. Учебные курсы — это бесплатные гибкие курсы продолжительностью до 16 недель, дающие взрослым от 19 лет и старше возможность приобрести востребованные отраслевые навыки и быстро пройти собеседование с местным работодателем; улучшая их перспективы трудоустройства и поддерживая экономику.

Оказывая поддержку Национальному центру компьютерного образования (NCCE), правительство будет продолжать обеспечивать доступность программ, в которых дети знакомятся с концепциями ИИ, и охватывать самые широкие слои населения.

Управление по ИИ также будет сотрудничать с Департаментом образования для обеспечения того, чтобы карьерные пути для тех, кто работает с ИИ или разрабатывает ИИ, были четко сформулированы на платформах профориентации, включая Национальную службу карьеры. Это поможет более широкому кругу людей рассмотреть возможность карьеры в области ИИ. Правительство обеспечит, чтобы лидеры в рамках Национальной программы исследований и инноваций в области ИИ играли ключевую роль во взаимодействии с общественностью и вдохновляли лидеров будущего.

Исследования, разработки и инновации

Великобритания была лидером в исследованиях ИИ с тех пор, как она развивалась как область, благодаря ее сильным сторонам в вычислительных и математических науках. База ИИ Великобритании была построена на этом фундаменте и недавно созданное Агентство перспективных исследований и изобретений (ARIA) дополнит усилия по укреплению статуса глобальной научной сверхдержавы. В Великобритании также есть всемирно признанные институты, такие как Институт Алана Тьюринга и высокоэффективные университеты, которые являются ключевыми для исследований в области ИИ.

В настоящее время исследования в области ИИ, проводимые в Великобритании, соответствуют мировому уровню, а инвестиции в НИОКР в области ИИ способствуют достижению поставленной правительством цели увеличения общих расходов на НИОКР в государственном и частном секторах до 2,4% ВВП к 2027 году.

Последнее десятилетие стало свидетелем роста глубокого машинного обучения, вычислительно-ресурсоемких моделей, рутинного развертывания визуального, речевого и языкового моделирования в реальном мире, появления ответственного ИИ и безопасности ИИ. Они разрабатываются исследовательскими лабораториями нового типа в частных компаниях и государственных учреждениях по всему миру. Есть надежда, что следующее десятилетие принесет такие же революционные прорывы. Цель правительства — сделать Великобританию отправной точкой для значительной части из них и как можно быстрее превратить их в блага для всех.

Для этого UKRI (UK Research and Innovation, Вневедомственный государственный орган правительства Соединенного Королевства, который направляет финансирование исследований и инноваций осуществляемое за счет бюджета науки Департамента бизнеса, энергетики и промышленной стратегии – Е.Л., В.О.) поддержит трансформацию возможностей Великобритании в области ИИ, запустив Национальную программу исследований и инноваций в области ИИ (R&I). Программа позволит перейти от богатого, но изолированного и ориентированного на дисциплину национального ландшафта ИИ к инклюзивной, взаимосвязанной, совместной и междисциплинарной экосистеме исследований и инноваций. Он будет работать во всех Советах UKRI и будет полностью объединен с бизнесом всех размеров и государственными ведомствами. Он переведет фундаментальные научные открытия в приложения ИИ в реальном мире, устранит некоторые ограничения в способности современного ИИ эффективно использоваться во многих контекстах реального мира, таких как решение сложных и неопределенных проблем, и изучит использование устаревших данных, таких как нецифровые публичные записи.

Национальная программа исследований и инноваций в области искусственного интеллекта (НИОКР) преследует пять основных целей:

1) Открытие и разработка новых преобразующих технологий ИИ, лидерство в мире в области разработки передовых ИИ и ключевых технических возможностей для разработки ответственного и надежного ИИ. Программа будет поддерживать:

• фундаментальные исследования по разработке новых технологий и подходов ИИ следующего поколения, которые могли бы устранить существующие ограничения ИИ, который может работать с различными сложными наборами данных, взаимодействием человека и ИИ, рассуждениями и математикой, лежащими в основе теоретических основ ИИ.

• развитие технических и социально-технических возможностей для преодоления существующих ограничений, связанных с природой ИИ.

2) Максимизация креативности исследователей и новаторов, развитие сильных сторон Великобритании и стратегических преимуществ с помощью широкого спектра технологий ИИ. Программа будет поддерживать:

• конкретные маршруты, позволяющие исследовать идеи высокого риска при разработке и применении ИИ;

• последующее финансирование для максимального воздействия идей с наибольшим потенциалом.

3) Создание нового исследовательского и инновационного потенциала для реализации идей, технологий и рабочей силы будущего, набор и удержание лидеров ИИ, поддержка развития новых совместных экосистем ИИ и развитие совместных, междисциплинарных, многопартнерских команд. Программа будет поддерживать:

• набор, удержание, обучение и развитие нынешних и будущих лидеров в области ИИ, а также гибкая работа в рамках отраслевых и организационных интерфейсов с использованием таких инструментов, как стипендии, а также развитие успеха схемы стипендий ИИ Тьюринга;

• расширение возможностей Великобритании в области ключевых профессиональных навыков ИИ для исследований и инноваций у специалистов по обработке данных и инженеров-программистов.

4) Создание единой экосистемы исследований и инноваций в области ИИ, опираясь на успех Института Алана Тьюринга как Национального центра ИИ и науки о данных, и налаживание партнерских отношений на национальном и региональном уровнях между различными секторами, различными заинтересованными сторонами в исследованиях ИИ и инновациях. Программа будет поддерживать:

• разработку ряда национальных распределенных экосистем ИИ, которые позволяют исследователям и новаторам сотрудничать в новых условиях и интегрировать фундаментальные исследования с помощью приложений и инноваций. Эти экосистемы будут объединены в сеть в рамках национальных усилий по ИИ с Институтом Алана Тьюринга в качестве ядра, организующего и координирующего национальную программу исследований и инноваций и позволяющего бизнесу и правительственным ведомствам получить доступ к знаниям и навыкам ИИ в Великобритании.

5) Поддержка сектора ИИ в Великобритании и внедрение ИИ, объединение исследований и инноваций и поддержка внедрения ИИ и инноваций в частном секторе. Программа будет поддерживать:

• программы исследований и инноваций в области ИИ, ориентированные на решение сложных задач, в ключевых приоритетах Великобритании, таких, например, как здравоохранение;

• совместную работу с государственным сектором и правительственными организациями для содействия ведущим исследователям и инноваторам, участвующим в трансформации государственного сектора в области ИИ;

• инновационную деятельность в частном секторе, как с точки зрения поддержки развития растущего сектора ИИ в Великобритании, так и внедрения ИИ во всех секторах.

Международное сотрудничество в области исследований и инноваций

Помимо улучшения координации внутри страны, Великобритания будет работать с друзьями и партнерами по всему миру над общими проблемами в исследованиях и разработках и вести глобальный диалог по ИИ.

Великобритания примет участие в Horizon Europe, что позволит сотрудничать с другими европейскими исследователями и создаст сильную и разнообразную сеть международных научно-технических партнерств для поддержки сотрудничества в области исследований и разработок. Формируя ответственное использование технологий, мы сделаем науку и технологии, в том числе ИИ, в основе наших альянсов и партнерств по всему миру. Она продолжит использовать официальную помощь в целях развития для поддержки партнерства в области НИОКР с развивающимися странами.

Великобритания также углубляет сотрудничество с Соединенными Штатами, реализуя Декларацию США и Великобритании о сотрудничестве в области исследований и разработок в области ИИ. В этой декларации излагается общее видение технологических прорывов в области ИИ между США и Великобританией. Великобритания будет стремиться к развитию партнерства с другими ключевыми глобальными игроками в области ИИ для развития влиятельного сотрудничества в области НИОКР.

Доступ к данным

Национальная стратегия в области данных определяет подход правительства к раскрытию возможностей данных. Доступ к качественным репрезентативным данным, на основе которых ИИ может учиться, имеет решающее значение для разработки и применения надежных и эффективных систем ИИ.

AI Sector Deal признала это, и с тех пор правительство создало доказательства, на основе которых можно разрабатывать политику, направленную на использование положительных экономических и социальных преимуществ увеличения доступности данных. Это включает в себя оригинальное исследование Института открытых данных о доверии данным как модели управления данными для понимания ценности данных для ИИ. В ходе исследования была создана воспроизводимая модель доверия данным, которую начали применять другие.

Миссия 1. Национальная стратегия в области данных направлена на повышение ценности данных в экономике и является жизненно важным фактором для ИИ. Эта миссия исследует, как правительство может применить шесть подтвержденных рычагов для устранения барьеров, препятствующих доступности данных. Правительство опубликует рамки политики осенью 2021 года, основанные на результатах Миссии 1, в которых будет изложена его роль в обеспечении более широкого доступа к данным в экономике в целом. Рамки политики включают поддержку деятельности посредников, включая доверие к данным, и предоставление услуг по управлению между теми, кто обменивается данными и получает доступ к ним.

Совет по ИИ и Институт Ады Лавлейс недавно изучили три правовых механизма, которые могли бы способствовать ответственному управлению данными – трасты данных, кооперативы данных и корпоративные и договорные механизмы. Правительство также изучает, как технологии, повышающие конфиденциальность, могут устранить барьеры для обмена данными за счет более эффективного управления рисками, связанными с обменом конфиденциальными и личными данными.

Основы данных и их использование в системах ИИ

Основы данных относятся к различным характеристикам данных, которые способствуют их общему состоянию, независимо от того, подходят ли они для целей, записаны в стандартизированных форматах в современных, ориентированных на будущее системах и хранятся в таком состоянии, которое означает, что они доступны для поиска, доступа, взаимодействия и повторного использования (FAIR). Недавнее исследование EY показало, что организации, которые сообщают о более высоком уровне внедрения ИИ, также имеют более высокий уровень базы данных.

Благодаря Национальной программе исследований и разработок в области ИИ и стремлению руководствоваться передовыми методами работы с данными FAIR, будут расширяться возможности в области профессионального ИИ, программного обеспечения, а также поддерживаться разработка новых ключевых возможностей инфраструктуры данных. Технические специалисты, такие как инженеры по обработке данных, должны сыграть ключевую роль в открытии доступа к наиболее важным данным и вычислительным инфраструктурам на основе принципов FAIR.

Основы данных имеют решающее значение для эффективного использования ИИ и, по оценкам, в среднем 80% времени, затрачиваемого на проект ИИ, приходится на очистку, стандартизацию и приведение данных в соответствие с целями. Кроме того, когда исходные данные, необходимые для ИИ или машинного обучения, не подходят по назначению, это приводит к неточным результатам и к задержкам в реализации преимуществ инноваций. Также могут быть нерепрезентативными низкокачественные наборы данных.

Правительство надеется поддержать действия по смягчению последствий проблем с качеством и отсутствием данных для систем ИИ. В зависимости от результатов решения проблемы правительство будет разрешать сбор и обработку конфиденциальных и защищенных данных для смягчения предвзятости в системах ИИ.

Важным результатом для расширения доступа к данным и улучшения основ данных является то, как технологии смогут лучше использовать эти данные. Технологическая конвергенция — тенденция к более тесной интеграции (или даже унификации) технологий, которые изначально не были связаны друг с другом, по мере развития — означает, что ИИ будет все больше развертываться вместе со многими другими технологиями будущего, открывая новые технологические, экономические и социальные возможности. Например, ИИ является необходимой движущей силой развития робототехники и интеллектуальных машин, а также важной технологией для цифровых двойников. В будущем некоторые типы ИИ будут полагаться на ступенчатое изменение вычислительной мощности, которое, как ожидается, откроют квантовые вычисления.

Позднее в 2021 году правительство проведёт консультации о вариантах возможностей Великобритании в области цифрового содружества и создания более широкой «киберфизической инфраструктуры». Поддержка и включение этой общей инфраструктуры поможет сократить время, затраты и риски, связанные с выводом инноваций на рынок, что позволит ускорить разработку ИИ и приложений в государственном секторе.

В правительстве ведется работа по исправлению собственных баз данных в рамках Миссии 3 Национальной стратегии в области данных, которая направлена на преобразование использования данных правительством для повышения эффективности и улучшения государственных услуг. Центральное управление цифровых технологий и данных (CDDO) было создано в Кабинете министров для консолидации основных функций в области политики и стратегии для фондов данных и будет работать с экспертами-партнерами из разных секторов для улучшения использования и повторного использования данных правительством для поддержки инноваций, основанных на данных, в государственном секторе.

Управление национальной статистики (ONС) возглавляет Программу комплексных данных в сотрудничестве с партнерами по всему правительству, предоставляя данные в режиме реального времени, подкрепляя политические решения и обеспечивая лучшие результаты для граждан при сохранении конфиденциальности. В Декларации о реформе правительства 2021 года основное внимание уделяется укреплению навыков работы с данными во всех государственных органах, включая старших руководителей.

Будет усилено взаимодействие государственных органов с поставщиками данных из частного сектора для более эффективного использования данных с помощью открытых стандартов, включая упрощение доступа к государственным данным с помощью интерфейсов прикладного программирования (API). Правительство будет продолжать публиковать авторитетные открытые и машиночитаемые данные, от которых могут зависеть модели ИИ как для государственных, так и для коммерческих целей. Управление по ИИ также будет работать с правительственными группами, чтобы рассмотреть, какие важные наборы данных правительство должно целенаправленно стимулировать или курировать, чтобы ускорить разработку приложений ИИ.

Доступ к вычислительным мощностям имеет важное значение для разработки и использования ИИ и был доминирующей тенденцией в прорывах в области ИИ в последнее десятилетие. Вычислительная мощность, лежащая в основе ИИ в Великобритании, поступает из целого ряда источников. Один из отчетов правительства 2021 года о крупномасштабных вычислениях признает его важность для инноваций в области ИИ, но предполагает, что инфраструктура Великобритании отстает от других крупных экономик по всему миру, таких как США, Китай, Япония и Германия. Также признается растущий разрыв в вычислениях между крупными предприятиями и исследователями. Доступ к вычислениям — это одновременно и проблема конкурентоспособности, и проблема безопасности. Это — не универсальный подход, разные технологии ИИ требуют разных возможностей.

Для обеспечения того, чтобы доступ к вычислительным мощностям не стал препятствием для будущих исследований и инноваций в области ИИ, коммерциализации и внедрения ИИ, потребуются устойчивые государственные и частные инвестиции в широкий спектр объектов — от облачных, лабораторных и академических до суперкомпьютерных. В июне 2021 года правительство объявило о совместном с IBM финансировании Национального центра цифровых инноваций Хартри для стимулирования инноваций с использованием высокопроизводительных вычислений в промышленности и повышения доступности передовых технологий, таких как ИИ, для бизнеса и организаций государственного сектора.

Понимание внутренних потребностей в вычислительных мощностях ИИ и их взаимосвязи с потреблением энергии становится все более важным для достижения наших целей. Чтобы лучше понять будущие потребности Великобритании в вычислениях ИИ, Управление по ИИ и UKRI оценят потребности Великобритании в вычислительных мощностях для поддержки инноваций, коммерциализации и внедрения ИИ. В этом исследовании будут рассмотрены аппаратные средства и более широкие потребности исследователей и организаций, больших и малых, разрабатывающих технологии ИИ, наряду с организациями, внедряющими продукты и услуги ИИ. В исследовании также будет рассмотрено возможное более широкое влияние будущих вычислительных требований к ИИ, поскольку оно относится к областям, представляющим взаимный интерес, таким как окружающая среда.

Наряду с доступом к необходимым вычислительным мощностям конкурентоспособность оборудования ИИ будет иметь решающее значение для общей исследовательской и коммерческой конкурентоспособности Великобритании в этом секторе. Великобритания является мировым лидером в области проектирования микросхем и систем, опираясь на центры инноваций в области процессоров в Кембридже и Бристоле. Есть ведущие мировые компании, поддерживающие как ИИ как общего назначения, так и для конкретных приложений. В настоящее время правительство проводит более широкое внедрение своего международного и внутреннего подхода к сектору полупроводников. Учитывая коммерческие и инновационные приоритеты в области ИИ, будет рассмотрена дальнейшая поддержка сообщества разработчиков чипов.

Финансы и венчурные инвестиции

Инновации в области ИИ процветают в Великобритании при поддержке британской ведущей мировой индустрии финансовых услуг. В 2020 году британские фирмы, которые внедряли или создавали технологии на основе ИИ, получили финансирование в размере 1,78 млрд фунтов стерлингов по сравнению с 525 млн фунтов стерлингов, привлеченных французскими компаниями, и 386 млн фунтов стерлингов, привлеченных в Германии. В более широком смысле инвестиции в британские высокотехнологичные компании выросли на 291% за последние пять лет, хотя размеры сделок остаются значительно меньшими по сравнению с США.

Правительство продолжит оценивать состояние финансирования специально для инновационных фирм, разрабатывающих технологии ИИ в каждом регионе Великобритании. В этой работе будет изучено, существуют ли какие-либо значительные инвестиционные пробелы или барьеры для доступа к финансированию, с которыми сталкиваются инновационные компании в области ИИ. Правительство обязуется отчитаться об этой работе осенью 2022 года.

Доступ к правильному финансированию в нужное время имеет решающее значение для новаторов ИИ, чтобы они могли превратить свою идею в коммерчески жизнеспособный продукт и развивать свой бизнес. Однако это осложняется длительными сроками, часто необходимыми для исследований и разработок в области ИИ.

Tech Nation— это программа, финансируемая преимущественно правительством, созданная для реализации собственных инициатив, которые развиваются и поддерживают растущий сектор цифровых технологий в Великобритании. Она включает инициативы по росту, направленные на то, чтобы помочь бизнесу успешно перейти от начального этапа к масштабированию и за его пределами, сетевые инициативы по подключению цифровой экосистемы Великобритании и визовую схему Tech Nation, которая предлагает маршрут в Великобританию для исключительно талантливых людей из-за рубежа.

Несмотря на то, что экосистема финансирования в Великобритании устойчива, правительство стремится к тому, чтобы в системе было легко ориентироваться бизнесу и инноваторам, а также чтобы устранялись любые существующие пробелы. Недавняя Инновационная стратегия сигнализировала об усилиях правительства по поддержке новаторов путем объединения эффективных частных рынков с целенаправленными государственными инвестициями. В нем правительство изложило планы по повышению квалификации кредиторов для оценки рисков при кредитовании инновационных предприятий и наметило работу в рамках Innovate UK и Британского бизнес-банка по изучению того, как предприятия взаимодействуют с ландшафтом государственной поддержки, чтобы максимизировать доступность для квалифицированных предприятий.

Успех экономики и безопасность граждан Великобритании зависят от способности правительства защитить национальную безопасность, сохраняя при этом страну открытой для бизнеса со всем остальным миром. В этом контексте будет обеспечена защита роста инвестиций в экосистему ИИ Великобритании. Правительство приняло Закон о национальной безопасности и инвестициях. Это предоставит новые полномочия для эффективного и действенного отслеживания инвестиций сейчас и в будущем. Это даст предприятиям и инвесторам уверенность, что Великобритания по-прежнему приветствует нужные таланты, инвестиции и сотрудничество, которые лежат в основе экономической безопасности.

Торговля

ИИ является ключевой частью экспорта цифровых товаров и услуг Великобритании, который в 2019 году составил 69,3 млрд фунтов стерлингов. Торговля может поддержать цели Великобритании по поддержанию зрелой, конкурентоспособной и инновационной базы разработчиков ИИ, необходимой Великобритании для доступа к клиентам по всему миру.

В области свободной торговли правительство намерено развивать амбициозные направления цифровой торговли, чтобы помочь Великобритании стать мировым лидером. По мере того, как Великобритания будет заключать новые торговые сделки, правительство будет включать положения о новых цифровых технологиях, включая ИИ, и поддерживать международные потоки данных, предотвращая необоснованные барьеры для пересечения границ данными при сохранении высоких стандартов Великобритании в области защиты персональных данных.

При этом Великобритания стремится включить главы о цифровой торговле в соглашения, которые: 1) обеспечивают правовую определенность; 2) поддерживают потоки данных; 3) защищают потребителей; 4) сводят к минимуму барьеры для цифровой торговли без ограничений; 5) предотвращают дискриминацию в торговле электронными средствами; и 6) способствуют международному сотрудничеству и глобальному управлению ИИ. Все эти цели поддерживают инновационную повестку дня.

Обеспечение того, чтобы ИИ приносил пользу всем секторам и регионам

Для обеспечения того, чтобы все сектора и регионы экономики Великобритании могли извлечь выгоду из позитивных преобразований, которые принесёт ИИ, правительство поддержит отечественный дизайн и разработку систем ИИ следующего поколения, а также поддержит британский бизнес в их внедрении, росте и повышении производительности. Великобритания исторически превосходно развивала новые технологии, но в меньшей степени коммерциализировала их в продукты и услуги.

Помимо разумных действий для поддержки как поставщиков, разработчиков, так и разработчиков, правительство также должно сыграть определенную роль, когда дело доходит до использования ИИ, как в качестве значительного участника рынка с точки зрения государственных закупок, таких как Национальная служба здравоохранения и оборонный сектор, с помощью специальной Стратегии ИИ в области обороны и Центра ИИ, а также с точки зрения использования технологии для решения крупных задач государственной политики, таких как, например, здравоохранение. Наконец, это требует смелости и экспериментов, а также поддержки использования ИИ на службе разработки политики под руководством миссии.

Цель правительства состоит в том, чтобы распространить ИИ по всей экономике, а также обеспечить максимальный экономический рост и рост производительности благодаря ИИ.

Это будет достигнуто за счёт:

• Поддержки ИИ-компаний в их коммерческой деятельности, понимание уникальных проблем, с которыми они сталкиваются, помощи в выходе на рынок, а также поддержки инноваций в секторах с высоким потенциалом и местах, куда рынок в настоящее время не доходит;

• Лучшего понимания факторов, влияющих на решения о внедрении ИИ в организации;

• Обеспечения использования ИИ для поддержки результатов в рамках инновационной стратегии правительства, в том числе путем целенаправленного использования возможностей ИИ для решения реальных проблем, стоящих перед Великобританией и миром;

• Использования потенциала всего государственного сектора для создания спроса на ИИ и рынков новых услуг.

Развёртывание ИИ – понимание новой динамики

Чтобы расширить рынок и распространить ИИ во всё большее число областей экономики, правительство стремится поддерживать спрос, а также средства коммерциализации ИИ — понимание того, что, почему, когда и как компании решают включить ИИ в свое бизнес-планирование. Это является необходимым условием для любой попытки стимулировать более широкое внедрение и распространение ИИ по всей Великобритании.

Исследование EY, проведенное от имени DCMS, показывает, что ИИ остается новой технологией для организаций частного сектора в Великобритании. 27% организаций Великобритании внедрили технологии ИИ в бизнес-процессы; 38% организаций планируют и внедряют технологии ИИ; и 33% организаций не внедрили ИИ и не планируют этого делать. В соответствии с исследованиями внедрения ИИ, было установлено, что размер организации является важным фактором, способствующим принятию решения о внедрении ИИ, причем крупные организации с гораздо большей вероятностью уже сделали это.

Чтобы стимулировать разработку и внедрение технологий ИИ в секторах с высоким потенциалом и низкой степенью зрелости ИИ, Управление по ИИ и UKRI запустят программу, которая будет:

• Поддерживать и создавать возможности для предприятий для использования ИИ, а также разработчиков ИИ для создания новых продуктов и услуг, отвечающих этим потребностям;

• Поддерживать разработчиков ИИ, чтобы они могли создавать компании вокруг новых продуктов и услуг или расширять и диверсифицировать свое продуктовое предложение, если они хотят расти и масштабироваться;

• Способствовать тесному взаимодействию между предприятиями и разработчиками ИИ для обеспечения того, чтобы созданные продукты и услуги отвечали потребностям бизнеса, были ответственно разработаны и внедрены, а также спроектированы и развернуты таким образом, чтобы предприятия и разработчики имели возможность подготовиться к внедрению ИИ;

• Стимулировать инвесторов узнавать о новых рыночных возможностях, продуктах и услугах, чтобы там, где необходимо долевое финансирование, разработчикам искусственного интеллекта предоставлялось правильное финансирование.

Создание и защита интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность (ИС) играет важную роль в построении успешного бизнеса, вознаграждая людей за изобретательность и креативность и способствуя инновациям. ИС поддерживает рост бизнеса, стимулируя инвестиции, защищая активы и позволяя обмениваться ноу-хау. Управление интеллектуальной собственности (IPO) признает, что исследователям и разработчикам ИИ необходима надлежащая поддержка для коммерциализации их интеллектуальной собственности, и помогает им понять и идентифицировать свои интеллектуальные активы, предоставляя им навыки защиты, использования и обеспечения соблюдения своих прав для повышения их шансов на выживание и рост.

Эффективная система ИС имеет основополагающее значение для стремления правительства Великобритании стать «научной сверхдержавой» и лучшим местом в мире для ученых, исследователей и предпринимателей, занимающихся инновациями. Чтобы гарантировать, что ИС стимулирует инновации, мы стремимся к тому, чтобы внутренняя структура ИС Великобритании обеспечивала Великобритании конкурентное преимущество.

Использование ИИ на благо общества

ИИ может способствовать решению самых серьезных проблем, с которыми мы сталкиваемся. ИИ внес свой вклад в решение проблемы COVID-19, продемонстрировав, как эти технологии могут использоваться наряду с другими подходами для создания эффективных, действенных и контекстно-зависимых решений.

Существует много областей разработки ИИ, которые готовы к тому, что организации промышленности и третьего сектора вкладывают значительные средства в инструменты, методы и процессы ИИ. Эти инвестиции помогают перенести ИИ из лаборатории в коммерческие продукты и услуги. Но остаются более сложные межотраслевые проблемы, которые промышленность вряд ли решит самостоятельно. Эти проблемы потребуют лидерства в государственном секторе, определения стратегических приоритетов, которые могут максимизировать потенциал ИИ.

Правительство должно сыграть четкую роль. Стимулируя и применяя инновации в области ИИ к приоритетным направлениям и более широким стратегическим целям, правительство может помочь стимулировать группу различных субъектов использовать инновации, которые могут принести более широкие экономические выгоды – от создания и активизации рынков в до повышения производительности в государственном и частном секторах.

Пандемия COVID-19 показала, что глобальные проблемы требуют глобальных решений. Международные научно-технические партнерства Великобритании, глобальная сеть сотрудников по науке и инновациям, а также исследовательские и инновационные центры работают вместе с университетами Великобритании, исследовательскими институтами и инвесторами над развитием нового сотрудничества в целях решения глобальных проблем, в том числе в области инноваций.

В Инновационной стратегии изложены планы правительства по стимулированию инноваций для решения основных задач, стоящих перед Великобританией и миром, и развитию потенциала в области ключевых технологий. Это будет достигнуто с помощью инновационных миссий, которые будут опираться на многочисленные технологии и исследовательские дисциплины для достижения четких и измеримых результатов. Они будут поддерживаться инновационными технологиями, включая ИИ, способными решать насущные глобальные и национальные проблемы, одновременно поддерживая их внедрение в новых областях, стимулируя рост и помогая укрепить позиции в качестве сверхдержавы в области науки и ИИ.

Правительство считает, что могут быть созданы проблемы, которые одновременно стимулируют значительный прогресс в инновационных миссиях и в то же время ускоряют развитие технологий в желательном направлении. С этой целью правительство разработает хранилище краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач ИИ, чтобы побудить промышленность и общество определить и реализовать реальные решения стратегических приоритетов. Эти приоритеты будут определены в рамках Программы миссий и будут определяться Национальной программой исследований и разработок в области ИИ.

ИИ и достижение нулевого уровня выбросов

Существует целый ряд задач по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним. К ним относятся:

• использование машинного зрения для мониторинга окружающей среды;

• использование машинного обучения для прогнозирования выработки и спроса на электроэнергию и контроля ее распределения по сети;

• использование анализа данных для выявления недостатков в отраслях с высоким уровнем выбросов; и

• использование ИИ для моделирования сложных систем, таких как собственный климат Земли, чтобы мы могли лучше подготовиться к будущим изменениям.

Исследование, проведенное Microsoft и PwC, показало, что ИИ может помочь обеспечить глобальное сокращение выбросов до 4% к 2030 году по сравнению с обычным бизнесом, с одновременным повышением на 4,4% к мировому ВВП.

За последние десять лет в области ИИ произошел ряд прорывов. Эти достижения открывают возможности для быстрого повышения эффективности энергетических систем и помогают сократить выбросы при решении широкого спектра проблем, связанных с изменением климата.

Здравоохранение

В августе 2019 года, Секретарь по здравоохранению объявила о выделении £250 млн инвестиций, чтобы создать HХS лабораторию ИИ в HSX для ускорения безопасного, этичного и эффективного развития и использования ИИ-технологии в сфере ИТ. Это сделано, чтобы помочь решить некоторые из самых сложных проблем в медицинской и социальной помощи, в том числе ранее обнаружение рака.

Лаборатория ИИ NHS разрабатывает Национальную стратегию ИИ в области здравоохранения и социального обеспечения в соответствии с Национальной стратегией ИИ. Стратегия, которая как ожидается, будет запущена в начале 2022 года, закрепит системные преобразования, достигнутые Лабораторией BB на сегодняшний день, и определит направление развития ИИ в здравоохранении и социальной помощи до 2030 года.

Государственный сектор как покупатель

Правительство будет работать с лидерами отрасли для выработки общего понимания и видения формирующейся экосистемы ИИ, создавая долгосрочную определенность, которая позволяет формировать новые цепочки поставок и рынки.

Это требует, чтобы использование государственных закупок в большей степени соответствовало развитию глубоких и преобразующих технологий, таких как ИИ.

Правительство изложило, как оно планирует быстро модернизировать Вооруженные Силы и как будут направляться инвестиции. Министерство обороны в ближайшем будущем опубликует свою стратегию ИИ, которая будет способствовать достижению и сохранению технологических преимуществ. Она будет включать создание нового Центра оборонного ИИ, который будет заниматься разработкой и использованием ИИ и позволит быстро разрабатывать проекты ИИ. Оборона должна быть естественным партнером для сектора ИИ Великобритании, и в оборонной стратегии будет изложено, как укрепить отношения между промышленностью и обороной.

Эффективное управление ИИ

Эффективный режим управления, который поддерживает ученых, исследователей и предпринимателей в развитии инновациях, обеспечивая при этом доверие потребителей и граждан к технологиям ИИ, имеет основополагающее значение для видения правительства на следующее десятилетие.

Эффективное, ориентированное на инновации управление ИИ означает, что:

(i) в Великобритании существует четкая, пропорциональная и эффективная структура регулирования ИИ, которая поддерживает инновации при одновременном устранении реальных рисков и вреда,

(ii) регулирующие органы Великобритании обладают гибкостью и возможностями для эффективного реагирования на проблемы ИИ,

(iii) организации могут уверенно внедрять инновации и технологии ИИ с помощью правильных инструментов и инфраструктуры для устранения рисков и вреда от ИИ.

Государственный сектор Великобритании будет лидировать, подавая пример безопасного и этичного внедрения ИИ с помощью того, как он управляет своим собственным использованием технологии.

Цель правительства состоит в том, чтобы создать самую надежную и инновационную систему управления ИИ в мире. Это будет достигнуто путем создания системы управления ИИ, которая учитывает уникальные проблемы и возможности ИИ, оставаясь при этом гибкой, соразмерной и не создавая ненужного бремени, в том числе:

• Обеспечения надежности продуктов и услуг ИИ за счет поддержки развития экосистемы инструментов и услуг обеспечения ИИ для предоставления пользователям и регулирующим органам значимой информации о системах ИИ.;

• Увеличения вклада Великобритании в разработку глобальных технических стандартов ИИ, чтобы перевести исследования и разработки Великобритании для надежного ИИ в надежные технические спецификации и процессы, которые могут поддержать модель управления ИИ, обеспечить глобальную совместимость и минимизировать затраты на соблюдение нормативных требований;

• Укрепления потенциала регулирующих органов Великобритании в области использования и оценки ИИ, обеспечения того, чтобы они могли выполнять свои обязанности по мере выхода на рынок новых продуктов и услуг на основе ИИ;

• Подавая пример безопасного и этичного внедрения ИИ, правительство возглавляет его с самого начала;

• Работая с партнерами по всему миру, правительство продвигает международные соглашения и стандарты, которые обеспечивают процветание и безопасность государства, а также продвигает инновации, которые используют преимущества ИИ.

Поддержка инноваций и внедрения при одновременной защите общества и граждан, укреплении доверия

Великобритания имеет прочную международную репутацию верховенства закона. Чтобы развить ее, правительство изложило инновационный подход в Плане цифрового регулирования. В Плане признается, что хорошо продуманное регулирование может оказать мощное влияние на стимулирование роста и формирование процветающей цифровой экономики и общества. В Плане также признается, что цифровые предприятия, в том числе те, которые разрабатывают и используют технологии ИИ, в настоящее время работают без соответствующих рамок. Существующие правила и нормы, которые до сих пор определяли деловую активность, во многих случаях не были разработаны для этих современных технологий и бизнес — моделей. Кроме того, эти технологии сами по себе нарушают эти установленные правила и нормы.

Это особенно относится к ИИ, который с его мощными возможностями обработки данных и анализа нарушает традиционные бизнес-модели и процессы. Растет осведомленность о потенциальных рисках и вреде, связанных с технологиями ИИ. К ним относятся проблемы, связанные со справедливостью, предвзятостью и подотчетностью систем ИИ. Например, отчет из Комиссии по расовым и этническим различиям высказал озабоченность по поводу потенциальных новых способов введения предвзятости с помощью ИИ. Другие проблемы включают способность ИИ подрывать частную жизнь и свободу человека; а также наносить физический, экономический и финансовый ущерб, который обеспечивается или усугубляется технологиями ИИ. Например, кибербезопасность следует учитывать на ранних этапах разработки и развертывания систем ИИ.

Это не означает, что ИИ в настоящее время не регулируется. Великобритания уже регулирует многие аспекты разработки и использования ИИ с помощью «межсекторального» законодательства и различных регулирующих органов. Например, существует регулирование в таких областях, как защита данных (Управление Комиссара по информации), конкуренция (Управление по вопросам конкуренции и рынков), права человека и равенство (Комиссия по вопросам равенства и прав человека). А также через «отраслевое» законодательство и регулирующие органы, например, финансовые услуги (Управление по финансовому поведению) и медицинские изделия (Агентство по регулированию лекарственных средств и медицинских изделий).

По мере расширения использования ИИ Великобритания отреагировала на это пересмотром и адаптацией нормативной среды. Например, консультация «Данные: новое направление» предлагает мнения о роли системы защиты данных в более широком контексте управления ИИ.

Структура защиты данных Великобритании (Общие правила защиты данных Великобритании и Закон о защите данных 2018 года) технологически нейтральна и не предназначена для всестороннего регулирования систем ИИ или любых других конкретных технологий.

В 2018 году правительство согласилось с мнением Палаты лордов о том, что «общее регулирование, касающееся ИИ, на данном этапе было бы неуместным… [и] что существующие отраслевые регулирующие органы лучше всего подходят для рассмотрения влияния на их сектор любого последующего регулирования, которое может потребоваться».

Есть несколько веских причин, по которым подобный отраслевой подход имеет смысл:

1. Границы рисков и вреда ИИ являются серыми, потому что вред, причиняемый этими технологиями, часто не связан с ИИ или является продолжением проблем, не связанных с ИИ, а также потому, что ИИ быстро развивается и, следовательно, то, что считается частью системы ИИ, постоянно меняется.

2. Варианты использования ИИ и их более широкое воздействие сами по себе могут быть очень сложными. Существует большое ограничение в том, что может быть охвачено сквозным законодательством об ИИ, и независимо от общего подхода к регулированию, детали всегда нужно будет рассматривать на уровне отдельных случаев нанесения вреда и использования.

3. Отдельные регулирующие органы и отрасли уже начинают реагировать на риски, связанные с ИИ, и работать с новаторами в своих секторах, чтобы руководствоваться толкованием существующих нормативных актов и тем, какие дальнейшие меры регулирования являются целесообразными.

4. ИИ-не единственное происходящее технологическое изменение, и его последствия часто связаны с другими инновациями и изменениями, включая расширение возможностей подключения, переход на мобильную работу, доминирующую роль основных платформ и т.д. Часто бывает трудно определить конкретное влияние ИИ; сосредоточение регулирования на конкретных случаях использования, когда существует риск, позволяет рассматривать риски целостно и упрощает работу для новаторов.

На сегодняшний день, приняв сильный отраслевой подход, настало время решить, остается ли существующий подход правильным.

По мере того, как регулирующие органы Великобритании начали реагировать на появление ИИ, возникли проблемы. К ним относятся:

• Непоследовательные или противоречивые подходы в разных секторах. В то время как отраслевой подход позволяет оперативно реагировать на конкретные проблемы сектора, он может создать препятствия для внедрения в разных секторах, создавая запутанные или противоречивые требования;

• Дублирование регулирующих мандатов, создающее неопределенность в отношении ответственности, возможность возникновения проблем между пробелами и возросшая потребность в координации;

• Регулирование ИИ может быть узко ограничено известными, существующими сквозными рамками, например рамками защиты данных, в то время как диапазон рисков и вреда ИИ намного шире;

• Растущая активность на многосторонних международных форумах и в организациях по разработке глобальных стандартов, которые используются ИИ в разных секторах, может обогнать национальные усилия по выработке последовательного подхода.

Эти проблемы ставят вопрос о том, является ли нынешний подход Великобритании адекватным и есть ли основания для более широкого регулирования ИИ или большей согласованности в регулируемых секторах.

В то же время альтернативные методы и подходы к управлению ИИ появились на многосторонних форумах заинтересованных сторон на международном и региональном уровнях, включая организации по разработке глобальных стандартов, научные круги, лидеров мнений и предприятия. Это повысило осведомленность о важности управления ИИ, но также потенциально привело потребителя в замешательство относительно того, как выглядит хорошее управление ИИ и в чем заключается ответственность.

Работая с экосистемой ИИ, Управление по ИИ разработает национальную позицию по управлению и регулированию ИИ, которая будет изложена в Белой книге в начале 2022 года. В Белой книге будет изложена позиция правительства в отношении потенциальных рисков и вреда, создаваемых технологиями искусственного интеллекта, и наше предложение по их устранению.

Международное управление и сотрудничество

Великобритания будет сотрудничать с партнёрами для поддержки международного развития управления ИИ в соответствии с нашими ценностями. Она сделает это, работая с партнерами по всему миру над формированием подходов к управлению ИИ в процессе разработки, таких как предлагаемый Закон ЕС об ИИ и потенциальная правовая база Совета Европы. Мы будем работать над тем, чтобы отразить взгляды Великобритании на международное управление ИИ и предотвратить расхождения и трения между партнерами, а также предостеречь от злоупотребления этой критической технологией.

Великобритания уже работает с партнерами-единомышленниками над обеспечением того, чтобы общие ценности в области прав человека, демократических принципов и верховенства закона определяли рамки регулирования и управления ИИ, как обязательные, так и необязательные, и чтобы на протяжении всех этих процессов применялся инклюзивный подход с участием многих заинтересованных сторон. По мере того как международные дебаты по этим основам набирали обороты, Великобритания активно участвовала в обсуждении ИИ в ОЭСР, Совете Европы и ЮНЕСКО и помогла создать Глобальное партнерство по ИИ (GPAI), оказывая значительную поддержку этой инициативе.

Министерство обороны Великобритании имеет солидный опыт сотрудничества с международными партнерами и союзниками. Ключевые направления сотрудничества включают взаимодействие с союзниками по НАТО для обеспечения интеграции и взаимодействия в области ИИ в рамках Альянса и поддержку Партнерства ИИ в интересах обороны, коалиции из 14 стран, обеспечивающей глобальное лидерство в области ИИ в области обороны, основанное на ценностях.

ИИ и глобальные цифровые технические стандарты

План Великобритании по цифровому регулированию определяет ее стремление использовать цифровые технические стандарты для обеспечения гибкого и инновационного способа регулирования технологий ИИ и обеспечения согласованности технических подходов в рамках более широкого набора инструментов управления, дополняющих ‘традиционное’ регулирование.

Интеграция стандартов в модель управления и регулирования ИИ имеет решающее значение для раскрытия преимуществ ИИ для экономики и общества и будет играть ключевую роль в обеспечении того, чтобы принципы надежного ИИ были воплощены в надежные технические спецификации и процессы, признанные во всем мире.

Глобальные технические стандарты устанавливают передовую практику, которую можно последовательно применять для обеспечения того, чтобы продукты, процессы и услуги выполнялись по назначению – безопасно и эффективно. Они, как правило, являются добровольными и развиваются в рамках отраслевого процесса в организациях, разрабатывающих глобальные стандарты, на основе принципов консенсуса, открытости и прозрачности и с использованием мирового технического опыта и передовой практики.

Ставится цель, чтобы глобальные технические стандарты ИИ приносили пользу гражданам, предприятиям и экономике Великобритании за счет:

• Поддержки НИОКР и инноваций. Технические стандарты должны обеспечивать четкие определения и процессы для новаторов и предприятий, снижая затраты и сложность проектов, повышая согласованность и совместимость продуктов, поддерживая освоение рынка.

• Поддержки торговли. Технические стандарты должны способствовать цифровой торговле путем минимизации нормативных требований и технических барьеров в торговле.

• Предоставления британскому бизнесу больше возможностей. Стандартизация — это процесс совместного создания, который охватывает различные роли и сектора, предоставляя предприятиям доступ к знаниям рынка, новым клиентам, а также коммерческим и исследовательским партнерствам.

• Обеспечения безопасности, защищенности и доверия. Технические стандарты ИИ (например, в отношении точности, объяснимости и надежности) должны гарантировать, что безопасность, доверие и безопасность лежат в основе продуктов и услуг ИИ.

• Поддержки оценки соответствия нормативным требованиям. Технические стандарты должны поддерживать тестирование и сертификацию для обеспечения качества, производительности и надежности продукции до ее выхода на рынок. Это включает в себя предоставление средств для соблюдения требований, изложенных в законодательстве.

Великобритания применяет глобальный подход к формированию технических стандартов надежности ИИ, стремясь с самого начала внедрить точность, надежность, безопасность и другие аспекты доверия к технологиям ИИ. Работа правительства на сегодняшний день над техническими стандартами ИИ с международными партнерами, промышленностью и другими заинтересованными сторонами обеспечивает потенциальную основу для дополнения подхода к управлению и регулированию.

Обеспечение ИИ

Понимание того, являются ли системы ИИ безопасными, справедливыми или заслуживающими доверия, требует измерения, оценки и передачи разнообразной информации, в том числе о том, как работают эти системы, как ими управляют, соответствуют ли они стандартам и правилам и будут ли они надежно работать по назначению. Обеспечение ИИ будет играть важную стимулирующую роль, открывая экономические и социальные преимущества систем ИИ.

Экосистема обеспечения ИИ формируется как в государственном, так и в частном секторах, и целый ряд компаний, включая признанные бухгалтерские фирмы и специализированные стартапы, начинают предлагать услуги по обеспечению. Был предложен ряд возможных методов обеспечения, и регулирующие органы начинают определять, как может быть обеспечен ИИ (например, Система аудита ICO для ИИ).

Однако экосистема гарантий в настоящее время фрагментирована, и было несколько призывов к улучшению координации, в том числе со стороны Комитета по стандартам в общественной жизни и Управления по регулированию статистики.

Чтобы поддержать развитие экосистемы обеспечения ИИ, CDEI опубликует дорожную карту обеспечения ИИ. Эта дорожная карта разъясняет набор мероприятий, необходимых для создания зрелой экосистемы обеспечения и определяет роли и обязанности различных заинтересованных сторон в рамках этих видов деятельности.

Правительство должно руководить с самого начала и подавать пример в области безопасного и этичного внедрения ИИ. Управление по ИИ и Правительственная цифровая служба работали с Институтом Алана Тьюринга над подготовкой Руководства по этике и безопасности ИИ в государственном секторе в 2019 году. В этом руководстве определяется потенциальный вред, наносимый системами ИИ, и предлагаются меры по их противодействию. Правительство работает с Институтом Алана Тьюринга над обновлением этого руководства, чтобы предоставить государственным служащим самую актуальную информацию о состоянии техники в области ответственных инноваций в области ИИ. Это обновление включает в себя выпуск интерактивных рабочих книг, направленных на то, чтобы предоставить заинтересованным сторонам государственного сектора практические инструменты и навыки, необходимые для воплощения в жизнь содержания первоначального руководства.

Министерство обороны оперативно реагирует на быстро меняющуюся картину угроз, чтобы обеспечить преимущества этих преобразующих технологий. Министерство обороны имеет строгие кодексы поведения и регулирования, которые поддерживают ответственное использование ИИ, и тесно сотрудничает с правительством в целом над подходами, обеспечивающими четкое соответствие ценностям и нормам общества, которое мы представляем.

Чтобы граждане были уверены в том, как обрабатываются и анализируются данные для получения информации, Центральное управление цифровых технологий и данных (CDDO) проводит исследования с целью разработки межгосударственного стандарта алгоритмической прозрачности в соответствии с обязательствами в Национальной стратегии в области данных.

Работа CDDO проводится в сотрудничестве с ведущими организациями в области ИИ и этики данных, и она была проинформирована рядом процессов вовлечения общественности. На сегодняшний день ни одна другая страна не разработала стандарт алгоритмической прозрачности на национальном уровне. Активная прозрачность в этой области станет продолжением давнего лидерства Великобритании в области открытых данных и этики данных.

ИИ: риск, безопасность и долгосрочное развитие

Существуют риски, проблемы безопасности, в том числе национальной безопасности, которые необходимо учитывать здесь и сейчас — от глубоких подделок и целенаправленной дезинформации авторитарных режимов до изощренных атак на потребителей или критическую инфраструктуру. По мере того, как ИИ становится повсеместным, он может привнести риски в повседневную жизнь, в бизнес, а также в национальную безопасность и оборону. Так как ИИ становится более общим и просто используется в большем количестве областей, необходимо сохранять широкий взгляд на последствия и угрозы, используя инструменты для понимания его наиболее тонких последствий и обеспечения защиты Великобритании от неприемлемых участников, использующих ИИ. Управление по ИИ будет координировать межправительственные процессы для точной оценки долгосрочной безопасности и рисков ИИ, которая будет включать такие мероприятия, как оценка технических знаний в правительстве и ценности исследовательской инфраструктуры. Учитывая скорость, с которой развитие ИИ влияет на наш мир, также крайне важно, чтобы правительство применяло более точный и своевременный подход к мониторингу прогресса в области ИИ, и правительство будет работать над этим.

Правительство будет поддерживать безопасное и этичное развитие этих технологий, а также использовать полномочия в соответствии с Законом о национальной безопасности и инвестициях для снижения рисков, возникающих в связи с небольшим числом потенциально опасных субъектов. На стратегическом уровне Национальная стратегия устойчивости рассмотрит подход правительства к новым технологиям; Министерство обороны изложит детали подходов, с помощью которых разрабатывается и используется оборонный ИИ; акцент Национальной программы исследований и разработок в области ИИ на теорию ИИ будет способствовать обеспечению безопасности; центральное правительство будет работать с аппаратом национальной безопасности, чтобы рассмотреть узкий и более общий ИИ как проблему безопасности высшего уровня.

Следующие шаги

По своей природе стратегии являются ответом на тот момент, когда они существуют, — также потребуются дальнейшие действия для разработки путей, изложенных в этом документе, таким образом, чтобы они отвечали быстро меняющимся условиям в предстоящие годы. План реализации в соответствии с видением, изложенным в этой стратегии, будет опубликован в ближайшем будущем. Наряду с этим создаются механизмы для мониторинга и оценки прогресса.

Будет опубликован набор количественных показателей, учитывая далеко идущие и трудноопределимые последствия, которые ИИ окажет на экономику и общество. Мы будем публиковать эти показатели через регулярные промежутки времени, чтобы обеспечить прозрачность прогресса. Учитывая межсекторальный характер ИИ, сотрудничество между широким кругом секторов и заинтересованных сторон будет иметь первостепенное значение. Управление по ИИ будет отвечать за общую реализацию стратегии, мониторинг прогресса и обеспечение возможности ее реализации в правительстве, промышленности, научных кругах и гражданском обществе.

Правительственный совет по ИИ, независимая экспертная группа, созданная для представления высокопоставленных руководителей экосистемы ИИ Великобритании, сыграла ключевую роль в разработке Национальной стратегии ИИ и информировании о ее направлении. По мере того, как происходит переход к этапу реализации, Совет по ИИ будет продолжать помогать активизировать действия по всей экосистеме для достижения целей и привлечения правительства к ответственности за действия, содержащиеся в Стратегии. Недавно созданное Управление по стратегии в области науки и техники, Национальный совет по науке и технике и Национальный советник по технологиям будут сотрудничать с остальной частью правительства в продвижении научно-технических приоритетов Уайтхолла из центра. В рамках этого будут совместно определены технологические возможности, необходимые в Великобритании и в правительстве для реализации амбиций в области глобальной научной сверхдержавы с помощью ИИ.

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...
comments powered by HyperComments