Критика Путиным капитализма, а также ряд других ярко окрашенных идеологически заявлений главы государства — это очень серьезное событие.

Путин — прагматик и реалист, и он старался держаться как можно дальше от идеологии в течении всего своего правления. В этом был его фирменный стиль: никаких идеологических преференций, и напротив сдерживание любых идеологических крайностей. С этим связана, в частности, и полная невнятность «Единой России», где на месте идеи красуется черная дыра.

До последнего времени Путина это устраивало хотя бы потому, что работало и не мешало ему управлять.

И вот теперь Путин делает столь резкие и недвусмысленные заявления: современный капитализм — это тупик, либеральные ценности уничтожают общество, необходимо масштабное обращение к консерватизму.

Формальные политологи сразу же запутались. Критика капитализма — тезис левых. Получается, Путин за социализм. Но либеральная повестка дня — ЛГБТ, феминизм, демократия меньшинств во всем мире поддерживается именно левыми в современной западной трактовке. И наконец, Путин прямо апеллирует к консерватизму и русской политической философии.

Это не набор случайных и противоречивых тезисов, это очертание, пусть предварительное — совершенно оригинальной идеологии, которую можно обобщенно назвать «антикапитализмом справа». Сюда прекрасно вписывается и упомянутый Путиным монархист Иван Ильин (антикапиталист справа), и проект Бердяева (Новое Средневековье тоже антикапитализм справа), и вся славянофильская традиция, и евразийцы, и русская религиозная философия.

И здесь начинается самое интересное: антикапитализм справа несовместим с тремя классическими политическими идеологиями Запада.

Капитализм и его тотальная апология лежит в основе классического либерализма. Путин его и подвергает критике. Значит либерализм — первую политическую теорию — Путин радикально отвергает.
Антикапитализм слева — то есть коммунизм или социализм, вторая политическая теория — не совместим с консерватизмом. Значит, Путин имеет в виду явно и не его.

И наконец, третья политическая теория — национализм или фашизм — очевидно Путиным всерьез даже и не рассматривается: это еще одно порождение Запада, несовместимое с историческим опытом России.

Итак, мы подходим вплотную к Четвертой Политической Теории. Вот ей-то более всего и соответствует «антикапитализм справа». И лишь решившись на однозначный разрыв с тремя политическими теориями классического западного Модерна, Россия сможет отвоевать себе полноценный теоретический горизонт. Дело за малым: когда Путин напрямую обратится к Четвертой Политической Теории?

ИсточникНезыгарь
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...