— Москва предлагает начать предметные переговоры о достижении юридических гарантий нерасширения НАТО, заявил президент РФ Владимир Путин.
По его словам, Россия намерена добиваться «надежных и долгосрочных гарантий безопасности», и в переговорах с США и их союзниками будет «настаивать на выработке конкретных договоренностей, исключающих любые продвижения НАТО на Восток».
И кто же нам даст эти гарантии?
— В современном мире наблюдается кризис дипломатии как средства разрешения международных противоречий. В адрес, как самой дипломатии, так и тех, кто ею занимается, звучит немало критики. Тем не менее, пренебрегать дипломатическими методами достижения целей даже в такой ситуации нельзя: как известно, войны выигрывают и проигрывают именно дипломаты, а генералы могут лишь более или менее успешно вести боевые действия.
— О каком нерасширении НАТО сегодня можно говорить? Они уже расширились везде, где можно было! Остались Грузия и Украина. Но разве речь идет об их включении в альянс?
— Зато идёт речь о превращении Грузии и Украины в военные плацдармы НАТО. И это далеко не шуточная угроза: от Москвы до украинской границы под Брянском менее 500 километров по прямой. А район Купянска и оккупированные Киевом территории Луганской Народной Республики — это та территория, с которой гитлеровцы в 1942 году нанесли удар в излучину Дона и вышли к Сталинграду. Я уже не говорю про нависающие над Крымом Северное Приазовье и районы устья Днепра: когда подлётное время может измеряться секундами, то риск совершения непоправимой ошибки весьма велик.
— Американцы сейчас больше на Китай внимание обращают и против него альянсы создают…
— Альянс изначально создавался против СССР, и если бы с его распадом он выполнил свою миссию, то, скорее всего, его просто бы распустили: врага ведь уже нет. Тем не менее, НАТО не просто существует, но и наращивает мускулы на территориях из бывшей нашей сферы влияния. Поэтому то, что США сейчас пытаются «дружить» против Китая, вовсе не означает что они перестали «дружить» против нас.
— Какие могут быть гарантии? Пакт Молотова-Риббентропа тоже давал гарантии…
— Давайте не будем экстраполировать пакт Молотова-Риббентропа на современные реалии, а лучше вспомним, где проходила западная граница СССР на момент его заключения. Узкая приграничная полоса шириной от 20 до 40 километров отделяла от вероятного противника такие стратегические центры, как Минск, Батуми, Ленинград и Одессу: при необходимости эти города могли простреливаться тяжёлой артиллерией, а последние три из этого списка попадали ещё и в зону досягаемости корабельных орудий главного калибра.
От Хабаровска до границы в те годы было 60 километров, от Мурманска — 90 километров, менее 200 — от Владивостока и Киева: это — зона действия фронтовой авиации. 300 километров надо было преодолеть неприятелю для достижения Севастополя и 450 километров — до Москвы, Запорожья и Днепропетровска: это вполне по плечу дальнему бомбардировщику.
Кроме того, в июле 1939 года в Лондоне начинаются тайные англо-германские переговоры, основной предмет торга на них — Польша и Прибалтика, кроме того, Берлин просит предоставить ему доступ в богатые ресурсами бывшие колонии Намибию и Танганьику.
Если же учесть, что все пять граничивших с СССР на западе государств: Финляндия, Эстония, Латвия, Польша и Румыния были настроены к нам явно недружественно, а после смерти Ататюрка к их числу подключилась и Турция, то Договор о ненападении с Германией позволил нам не только отодвинуть границы подальше от стратегически важных центров и выиграть почти пару лет, но также спутать карты тому самому пресловутому коллективному Западу. Ибо если бы Гитлер заключил подобный договор с Лондоном и Парижем, то нам пришлось бы куда хуже.