Владимир Овчинский: О первой стратегии правительства США по противодействию коррупции

Ещё совсем недавно команда бывшего американского президента Трампа загоняла в угол основного его соперника на пост президента США Байдена. Казалось, что основной антикоррупционер Джулиани вот — вот нанесёт Байдену нокаутирующий удар, особенно по фактам коррупционной деятельности Байдена и его сына на Украине. Но нокаута не последовало. И теперь, как сказано в утреннем брифинге администрации президента США 6 декабря 2021 года, противодействие коррупции стало приоритетом президента Байдена.

На брифинге было заявлено, что «президент Байден был первым президентом (? – В.О., Ю. Ж.), который сделал борьбу с коррупцией одним из основных интересов национальной безопасности США в своем первом меморандуме по исследованию национальной безопасности, озаглавленном «О борьбе с коррупцией» в начале июня 2021 года» (удивительно уничижительное заявление для всех предыдущих президентов США на протяжении последних десятилетий, каждый из которых заявлял о необходимости борьбы с коррупцией и делал на этом поприще гораздо больше, во всяком случае, не меньше Байдена – В.О., Ю. Ж.).

На брифинге также заявлено, что в соответствии с указанием президента Байдена федеральные департаменты и агентства провели и завершили 200-дневный обзор, чтобы определить, как правительство США может усилить, расширить и усилить свои текущие усилия по предотвращению коррупции, чтобы лучше привлекать к ответственности коррумпированных лиц, обуздать незаконное финансирование и укрепить потенциал журналистов-расследователей и других членов гражданского общества, которые находятся на переднем крае освещения коррупционных действий и лиц.

В результате этого обзора 6 декабря 2021 года опубликована первая в истории Стратегия правительства США по противодействию коррупции.

На брифинге сразу было заявлено, что, фактически, принятая стратегия направлена не столько на борьбу с внутренней американской коррупцией, а становится серьёзным геополитическим оружием для решения внешних проблем.

Из стенограммы брифинга: «В стратегии особое внимание уделяется лучшему пониманию транснациональных аспектов коррупции и реагированию на них, в том числе путем принятия значимых шагов по снижению способности коррумпированных субъектов использовать американские и международные финансовые системы для отмывания доходов от своих действий».

Для этого укрепляется «многосторонняя антикоррупционная архитектура» и улучшается дипломатическое взаимодействие и «использование американских ресурсов иностранной помощи для достижения целей США в антикоррупционной политике».

Таким образом, несмотря на «историческое лидерство США в глобальной борьбе с коррупцией с помощью таких инструментов, как Закон о борьбе с коррупцией за рубежом, стратегия определяет ряд областей, в которых правительство США может улучшить свои текущие усилия посредством реализации этого документа».

На брифинге особенно выделено несколько основных моментов, которые соответствуют этим целям:

«Во-первых, мы будем стремиться лучше понять транснациональные аспекты коррупции и отреагировать на них, как я уже упоминал, в том числе за счёт увеличения разведывательных и дипломатических ресурсов, посвященных этой теме.

Во-вторых, правительство США намерено предпринять серьезные шаги по ограничению возможностей коррумпированных субъектов использовать американские и международные финансовые системы для отмывания доходов от своих коррупционных действий.

В-третьих, стратегия направлена ​​на углубление координации с правительствами иностранных государств-партнёров для усиления их способности добиваться ответственности за коррупцию там, где есть политическая воля, а также на усиление поддержки активистов и журналистов-расследователей, находящихся на переднем крае разоблачения коррупционных деяний (часто ведущих прямую антигосударственную деятельность, готовя «неугодные», «авторитарные» режимы к «цветным» революциям – В.О.).

В-четвертых, во всем федеральном правительстве мы будем повышать нашу антикоррупционную работу в качестве сквозного приоритета путем создания руководящих должностей и / или координирующих органов в ключевых департаментах и ​​агентствах, в том числе в Государственном департаменте, Казначействе, Торговле и Агентстве США по международному развитию (USAID).

И в-пятых, мы стремимся улучшить анализ рисков, связанных с коррупцией, при оказании иностранной помощи и помощи сектору безопасности.

Так, например, министерство обороны обязуется с помощью этой стратегии укрепить свои процессы планирования, чтобы включить более осознанные соображения по управлению сектором безопасности до оказания помощи и проводить более частые оценки сотрудничества в области безопасности в странах со значительными рисками коррупции для определения эффективности сотрудничества в области безопасности (иными словами, армия США теперь будет определяющим субъектом в борьбе с коррупцией в других странах ! Довольно честное заявление – В.О., Ю.Ж.).

Что касается внешней помощи, то, помимо значительного расширения программ, которые непосредственно сосредоточены на антикоррупционной работе, соответствующие департаменты и агентства во главе с USAID намерены посредством стратегии более эффективно оценивать и устранять риски коррупции во всех сферах.

И, наконец, в стратегии также объявлено о крупных новых инвестициях в антикоррупционные программы, включая глобальную программу подотчётности (Соединённым Штатам – В.О., Ю.Ж.), направленную на усиление, опять же, так называемой стратегической коррупции. Это — грандиозная задача, направленная на стимулирование инноваций и предотвращение коррупции в секторах повышенного риска, таких как строительство, транспорт и добыча природных ресурсов».

Особое внимание: «в Государственном департаменте и Министерстве юстиции создаются возможности быстрого реагирования, которые позволят правительству США направить экспертов-консультантов для консультаций, наставничества и помощи иностранным партнёрам по борьбе с коррупцией по всему миру, где есть продемонстрированная политическая воля».

На брифинге особо подчёркнуто: «мы объявляем антикоррупционную стратегию на той же неделе, когда президент Байден будет принимать у себя «Саммит за демократию». И эта стратегия является одним из основных результатов саммита. . .

. . . Саммит также станет платформой для правительств США и других стран, чтобы объявить о новых обязательствах, реформах и инициативах в соответствии с тремя столпами саммита, одним из которых является борьба с коррупцией, наряду с укреплением демократии и защитой от авторитаризма, а также поощрение уважения к правам человека».

Как видим, американская стратегия по противодействию коррупции становится основным «оргоружием» для борьбы с «недемократическими», «авторитарными» режимами, неугодными США.

Перейдём к основным положениям самой стратегии.

США. Стратегия по противодействию коррупции, декабрь 2021 года

Введение

Когда правительственные чиновники злоупотребляют государственной властью в личных целях, они делают больше, чем просто присваивают незаконное богатство. Коррупция лишает граждан равного доступа к жизненно важным услугам, лишая их права на качественное здравоохранение, общественную безопасность и образование. Это ухудшает деловую среду, подрывает экономические возможности и усугубляет неравенство. Это часто способствует нарушениям прав человека и злоупотреблениям, а также может стимулировать миграцию. Как фундаментальная угроза верховенству закона, коррупция подрывает институты, подрывает общественное доверие и подпитывает народный цинизм в отношении эффективного и подотчетного управления.

Более того, последствия коррупции часто проявляются далеко за пределами непосредственной среды, в которой совершаются действия. В сегодняшнем глобализированном мире коррумпированные субъекты дают взятки через границы, используют международную финансовую систему для хранения незаконных богатств за границей и злоупотребляют демократическими институтами для достижения антидемократических целей. Новые исследования и крупные журналистские разоблачения документально подтвердили, в какой степени недостатки законодательства и регулирования в развитом мире предлагают коррумпированным субъектам средства для оффшора и отмывания незаконного богатства. Эта динамика, в свою очередь, укрепляет позиции тех автократических лидеров, правление которых основано на способности кооптировать и вознаграждать элиты.

3 июня 2021 года президент Байден объявил борьбу с коррупцией одним из основных интересов национальной безопасности Соединенных Штатов. Как он писал в Меморандуме исследования национальной безопасности-1 (NSSM-1), «коррупция угрожает национальной безопасности Соединенных Штатов, экономическому равенству, глобальным усилиям по борьбе с бедностью и развитию, а также самой демократии… эффективно предотвращая коррупцию и противодействуя ей, демонстрируя преимущества прозрачного и подотчетного управления, мы можем обеспечить решающее преимущество для Соединенных Штатов и других демократических стран».

В соответствии с NSSM-1, федеральные департаменты и агентства провели межведомственную проверку, чтобы оценить существующие в США усилия правительства по борьбе с коррупцией, а также по выявлению и устранению сохраняющихся пробелов в борьбе с коррупцией. Параллельно с этим обзором департаменты и агентства начали наращивать свои усилия по предотвращению и борьбе с коррупцией внутри страны и за рубежом; обеспечению прозрачности финансовой системы США и международной финансовой системы, Для того, чтобы сделать все более трудным для коррумпированных субъектов прикрытие своей деятельности.

Эта первая Стратегия Соединенных Штатов по противодействию коррупции основана на выводах обзора и излагает комплексный подход к тому, как Соединенные Штаты будут работать на национальном и международном уровнях с правительственными и неправительственными партнёрами в целях предотвращения, ограничения и реагирования на коррупцию и связанные преступления.

Чтобы обуздать коррупцию и ее пагубные последствия, правительство США будет организовывать свои усилия вокруг пяти взаимоусиливающих основных направлений работы:

· Модернизация, координация и обеспечение ресурсами усилий правительства США по борьбе с коррупцией;

· Сдерживание незаконного финансирования;

· Привлечение к ответственности коррупционеров;

·Сохранение и укрепление многосторонней антикоррупционной архитектуры;

·Улучшение дипломатического взаимодействия и использование ресурсов иностранной помощи для достижения политических целей.

Следуя конкретным направлениям усилий, которые продвигают стратегические цели в рамках каждого из этих столпов, и интегрируя усилия по борьбе с коррупцией в соответствующие процессы разработки политики, Соединенные Штаты намерены возглавить продвижение процветания и безопасности американского народа и людей во всем мире.

Последствия коррупции

От администратора больницы маленького городка, который требует взятки в обмен на спасательные услуги, до клептократа, путешествующего по миру, который хранит в офшорах присвоенное состояние, коррупция вредит людям и обществу. Последствия коррупционных действий часто бывают как прямыми, так и косвенными. Когда правительственные чиновники крадут из государственной казны или заключают контракт, чтобы вознаградить политического друга, эти субъекты напрямую переводят финансирование из государственных служб в частные интересы. Коррупция также косвенно способствует снижению общественного доверия к государственным институтам, что, в свою очередь, может повысить привлекательность нелиберальных субъектов, которые используют обиды населения для получения политической выгоды.

Будь то крупная коррупция, совершаемая могущественными элитами, или административная коррупция, осуществляемая чиновниками более низкого уровня, напрямую взаимодействующими с общественностью, коррупционные действия наносят ущерб общественным интересам, препятствуют развитию стран и уменьшают возможности государства.

Было показано, что коррупция значительно ограничивает способность государств эффективно реагировать на кризисы в области общественного здравоохранения и решать проблемы изменения климата, миграции и всех форм неравенства, при этом способствуя хрупкости государства.

В странах с высоким уровнем коррупции больше вероятность того, что население будет страдать от нарушений прав человека, и они с меньшей вероятностью будут бороться с этими нарушениями. А государства с повсеместной коррупцией более уязвимы для террористических сетей, транснациональных организованных и связанных с бандами преступников, а также торговцев людьми.

Все более глобализированный характер коррупции, отчасти подпитываемый транснациональными незаконными финансами и преступными сетями, а также эксплуатацией законной финансовой системы, в равной степени требует больших затрат как для простых граждан, так и для надлежащего управления. В частности, транснациональная коррупция, движимая политической и экономической элитой с помощью соучастников поставщиков финансовых и юридических услуг, подрывает способность стран с низким уровнем дохода повышать благосостояние своих граждан и увековечивает зависимость от помощи.

Согласно отчёту об экономическом развитии в Африке за 2020 год, подготовленному Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, ежегодно около 88,6 миллиарда долларов, что составляет 3,7 процента ВВП Африки, покидает континент в форме незаконного бегства капитала.

Коррумпированные субъекты используют недостатки в системах и процессах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД / ФТ), а также в других важных аспектах прозрачности — отчётности, ведении бизнеса, недвижимости и налоговых режимах, процессах заключения государственных контрактов, концессий и закупок для личного обогащения.

Коррумпированные элиты и негосударственные вооруженные группы обогащаются за счёт незаконных доходов и торговли дорогостоящими товарами, включая золото, дикую природу, древесину, нефть и другие природные ресурсы.

Во всё более взаимосвязанном и цифровом мире коррумпированные субъекты используют слабые места надзора и регулирования в юрисдикциях по всему миру, чтобы отвлекать и скрывать доходы от своих действий. Они оставляют свои финансовые системы уязвимыми для незаконных активов — через анонимные подставные компании, непрозрачные транзакции, недостаточно регулируемых поставщиков профессиональных услуг. Это отправные точки для коррумпированных субъектов для отмывания их средств и своей репутации.

Такая деятельность негативно влияет на рядовых граждан в Соединенных Штатах, настраивая экономическое поле против работающих американцев, позволяя преступникам процветать, а иностранным противникам распространять свое подрывное влияние, увековечивая неравенство, сдерживающее рост.

Параллельно с этим было показано, что авторитарные режимы и их ставленники участвуют во взяточничестве и других коррупционных действиях в качестве средства достижения своих стратегических целей, одновременно используя международную финансовую систему для получения незаконных доходов в офшорах и влияния на выборы и политику в демократических государствах.

Например, коррупция в виде государственных трансграничных инвестиций из авторитарных государств оказала разрушительное воздействие на институты в развивающихся странах. Такая практика наносит ущерб конкурентной среде финансовых рынков и часто оказывает долгосрочное разрушительное воздействие на стандарты управления и прав человека.

Правительство США продолжит изучение возможности использования коррупции в качестве оружия, чтобы понять ее использование и влияние на Соединенные Штаты, другие демократии и страны по всему миру, а также способы предотвращения этой развивающейся угрозы и повышения устойчивости к ней.

Типы коррупции

Коррупция принимает множество форм и используется для поощрения различных видов незаконного поведения.

Крупная коррупция: когда политические элиты крадут крупные суммы государственных средств или иным образом злоупотребляют властью для получения личной или политической выгоды.

Административная коррупция: злоупотребление вверенной властью для личной выгоды, обычно правительственными чиновниками от низкого до среднего во взаимодействии с гражданами и частным сектором, в том числе для обхода официальных постановлений и вымогательства у граждан в обмен на их основные услуги.

Клептократия: правительство, контролируемое чиновниками, которые используют политическую власть для присвоения богатства своей нации. Может включать захват состояния.

Захват государства: когда частные организации ненадлежащим и коррумпированным образом влияют на процесс принятия решений в стране в своих интересах.

Стратегическая коррупция: когда правительство использует коррупционную практику как принцип своей внешней политики.

Наш подход

Хотя правительство США давно признало противодействие коррупции важной целью внешней политики, растущее понимание стратегического воздействия коррупции и растущей взаимосвязанности мировой экономики подчёркивают необходимость нового подхода. Чтобы правительство США могло эффективно противодействовать современной коррупции, мы должны осознавать транснациональные аспекты проблемы и реагировать системно и с учетом местных условий. Это потребует устранения уязвимостей в финансовой системе США и в международных финансовых системах; поддержки передовой международной практики, правил и правоприменительных мер; поддержки роли неправительственных субъектов; формирование политической воли и распознавание ее отсутствия; и последовательное привлечение к ответственности посредством сочетания дипломатического взаимодействия, иностранной помощи и принудительных мер.

Соединенные Штаты будут продолжать оценивать и принимать меры, необходимые для дальнейшей защиты нашей финансовой системы, и будут работать с единомышленниками и соответствующими многосторонними учреждениями, чтобы сделать то же самое.

Мы усложним сокрытие доходов, полученных незаконным путем, в непрозрачных корпоративных структурах, уменьшим возможность лиц, причастных к коррупционным действиям, отмывать средства посредством анонимных покупок недвижимости в США, а также поддержим деятельность по возврату и конфискации активов.

Мы будем вводить новшества, адаптироваться, сотрудничать и учиться, чтобы максимально использовать потенциал дипломатических инструментов, включая иностранную помощь и адресные санкции, для пресечения коррупции и привлечения коррумпированных субъектов к ответственности.

И мы продолжим энергично обеспечивать соблюдение Закона о борьбе с коррупцией за рубежом (FCPA), других законодательных и регулирующих режимов посредством уголовных и гражданско — правовых мер.

Противодействие коррупции — непростая задача. Изменение укоренившейся культуры коррупции требует значительной политической воли, а достижение устойчивого прогресса может занять десятилетия. Для позитивных изменений необходимы последовательное руководство, публичная подотчётность, наделенная полномочиями и беспристрастная судебная система, а также разнообразные и независимые средства массовой информации. Помня об этих реалиях, Соединенные Штаты будут увеличивать поддержку государственных и негосударственных партнёров, приверженных реформам, расширять возможности других правительств по борьбе с коррупцией и расширять их возможности, включая активистов, журналистов-расследователей и правоохранительных органов, находящихся на передовой разоблачения коррупционных деяний.

Мы будем укреплять и продвигать государственно-частные партнёрства, чтобы более последовательно привлекать частный сектор в качестве важнейших участников борьбы с коррупцией, помогать выравнивать правила игры и улучшать международный деловой климат, а также лидировать на международных форумах, работая над ограничением возможностей злоумышленников, пытающихся скрыть незаслуженно нажитое богатство за анонимностью.

Наше самое тесное взаимодействие будет с нашими наиболее преданными союзниками и партнёрами, в том числе в отношении влияния стратегической коррупции, сознательно используемой авторитарными правительствами.

Стратегические основы

Стратегия Соединенных Штатов по противодействию коррупции опирается на пять отдельных, взаимно усиливающих друг друга стратегических столпов. В поддержку каждого компонента входят перечисленные стратегические цели и конкретные направления усилий.

В рамках реализации этой стратегии администрация Байдена-Харриса разработает показатели для измерения прогресса в достижении каждой стратегической цели, которые будут использоваться в годовом отчёте президенту.

По всем пяти стратегическим направлениям Соединенные Штаты будут:

· Для эффективного противодействия коррупции правительство США будет консультироваться и координировать свои действия с представителями гражданского общества, частного сектора, международных и многосторонних организаций, правительственных партнёров, исследователей и Конгресса.

· В соответствии с NSSM-1 правительство США будет уделять приоритетное внимание усилиям по сокращению коррупции как проблеме национальной безопасности во всех соответствующих процессах разработки политики; активизировать усилия по борьбе с коррупцией за счёт двусторонних и многосторонних дипломатических отношений; призывать штаты и местные юрисдикции США, а также регулируемых штатами специалистов удвоить свои усилия параллельно с действиями федерального правительства.

· Правительство США будет развивать культуру инноваций, которая берёт на себя управляемые риски, оценивает влияние и извлекает уроки из неудач, корректируя наш подход, чтобы реагировать на новые вызовы и возможности, особенно в связи с тем, что коррумпированные и незаконные субъекты могут менять тактику в ответ на наши действия.

Первая основа

Модернизация, координация и обеспечение ресурсами усилий правительства США по более эффективной борьбе с коррупцией

Хотя Соединенные Штаты исторически были лидером в глобальной борьбе с коррупцией, дальнейшее определение приоритетов и усиление усилий по борьбе с коррупцией потребует изменений в подходах правительства США. Поэтому мы адаптируем наши подходы к устранению множества проявлений коррупции в глобализированной экономике. Департаменты и агентства выделят дополнительные человеческие ресурсы для синхронизации антикоррупционной работы в качестве основного приоритета внутренней и внешней политики, в том числе путем обеспечения координации с глобальными партнёрами для увеличения наших усилий.

Мы будем стремиться поощрять и учиться у государственных и негосударственных партнеров, предлагающих новаторские решения. И мы будем выделять и распределять финансовые ресурсы, сопоставляя соответствующие средства с критическими целями.

Для этого мы будем расширять исследования, сбор и анализ данных, связанных с коррупцией (Стратегическая цель 1.1), стремясь более эффективно использовать информацию для понимания и картирования коррупционных сетей и связанных доходов, а также динамики, адаптации мер по предотвращению и правоприменению для создания доказательной базы эффективных подходов к оказанию помощи.

Мы улучшим обмен информацией внутри страны и за рубежом (Стратегическая цель 1.2), координируя усилия федеральных, государственных, общинных и местных органов власти, а также с международными союзниками и партнерами.

Мы будем уделять больше внимания транснациональным аспектам коррупции (Стратегическая цель 1.3) в рамках наших программ внешней помощи, дипломатического взаимодействия и партнёрских отношений.

Мы будем более эффективно организовывать и использовать ресурсы для борьбы с коррупцией (Стратегическая цель 1.4), чтобы институционализировать эту работу в качестве долгосрочного приоритета.

И мы будем интегрировать антикоррупционные соображения в региональные, тематические и отраслевые приоритеты (Стратегическая цель 1.5), в том числе с помощью нового руководства, участия в процессах планирования и составления бюджета, обзоров помощи, стратегические коммуникации и интеграция в других секторах.

Конкретные действия и усилия, которые будут способствовать достижению этих стратегических целей, включают:

· Повышение приоритета разведки, сбора и анализа коррупции, коррумпированных лиц и их сетей;

· Создание новой целевой группы по борьбе с коррупцией в Министерстве торговли наряду с недавно созданной целевой группой в Агентстве США по международному развитию (USAID), а также в недавно созданным координационным органом по борьбе с коррупцией при Министерстве финансов, и в Государственный департамент, включив новые меры для улучшения координации и расширения дипломатической деятельности, многостороннего взаимодействия и согласования политики, дипломатии и иностранной помощи;

· Увеличение ресурсов правоохранительных органов и расширение обмена информацией между разведывательным сообществом и правоохранительными органами;

· Взаимодействие с Конгрессом для поощрения адекватного финансирования антикоррупционной повестки дня за счёт помощи и оперативных бюджетов;

· Разработка планов действий по борьбе с коррупцией для использования Правительством США в приоритетных странах в рамках существующих или новых государственных и региональных стратегий;

·Повышение межведомственного потенциала для реагирования на «окна возможностей» по борьбе с коррупцией, а также на возникающие коррупционные угрозы;

·Интеграция антикоррупционных программ и мер безопасности в ключевые приоритеты администрации, включая восстановление внутренней экономики и усилия по адаптации к изменению климата.

Вторая основа

Сдерживание незаконного финансирования

Слишком долго коррумпированные субъекты и их финансовые посредники использовали уязвимые места в финансовых системах США и международных финансовых системах для отмывания своих активов и сокрытия доходов от преступной деятельности, незаконного получения других ресурсов, включая полезные ископаемые и дикую природу.

Чтобы эффективно противодействовать коррупции во всем мире, правительство США должно как дома, так и за рубежом бороться с отмыванием денег, их незаконным оборотом и другими формами преступной деятельности, которые подпитывают коррупцию и позволяют преступникам отмывать и укрывать доходы от своей незаконной деятельности.

Как крупнейшая экономика в международной финансовой системе, Соединенные Штаты несут особую ответственность за устранение наших собственных нормативных недостатков, в том числе в нашем режиме ПОД / ФТ, с целью усиления глобальных усилий по ограничению доходов от коррупции и другой незаконной финансовой деятельности.

Поэтому мы будем устранять недостатки режима США по борьбе с отмыванием денег (Стратегическая цель 2.1), в том числе путем эффективного сбора информации о бенефициарных владельцах тех, кто контролирует анонимные подставные компании, а также путём повышения прозрачности операций с недвижимостью.

Осознавая, как быстро деньги и другие товары перемещаются через границы, мы также будем работать с союзниками и партнёрами над устранением слабых мест в управлении и других недостатков (Стратегическая цель 2.2), ужесточения глобальных режимов, расширения обмена информацией и сотрудничества правоохранительных органов, а также предотвращения создания новых безопасных гаваней, поскольку мы работаем над закрытием старых.

Действия и усилия, которые будут способствовать достижению этих стратегических целей, включают:

· Окончательную доработку эффективных правил бенефициарного владения и создание базы данных о бенефициарных владельцах определённых компаний, чтобы помочь отечественным и международным партнёрам выявлять злоумышленников;

· Принятие нормативных актов, направленных на наиболее близких к сделкам с недвижимостью операций, чтобы выявить, когда недвижимость используется для сокрытия незаконно полученных денежных средств или отмывания преступных доходов;

· Установление минимальных стандартов отчётности для инвестиционных консультантов и других типов паевых фондов;

· Использование существующих органов власти и работа с Конгрессом над расширением полномочий там, где это необходимо, чтобы гарантировать, что ключевые «привратники» финансовой системы, включая юристов, бухгалтеров, а также поставщики услуг трастов и компаний, не смогут избежать проверки;

·Принятие агрессивных правоприменительных мер, включая соответствующее налоговое обеспечение против отмывателей денег и тех, кто позволяет отмывателям, в зависимости от ситуации, с учётом нового законодательства, расширяющего материальное уголовное право по мере необходимости и расширяющих инструменты расследования, а также новой информации, полученной с помощью программ разоблачителей и расширенного раскрытия информации о бенефициарных владельцах;

·Работа со странами-партнёрами посредством дипломатического взаимодействия, сотрудничества между правоохранительными органами и наращивания потенциала для укрепления их режимов.

Третья основа

Привлечение к ответственности коррумпированных субъектов

Поскольку правительство США работает над устранением недостатков и снижением способности коррумпированных субъектов отмывать доходы от своей деятельности через глобальные рынки, мы также будем привлекать к ответственности тех, кто решил заниматься коррупцией. В рамках этих усилий правительство США будет обеспечивать соблюдение существующих правил с использованием проверенных инструментов.

Для этого мы продолжим и активизируем наши сильные правоприменительные меры (Стратегическая цель 3.1), энергично применяя существующие законы и расширяя наше сотрудничество с дополнительными юрисдикциями.

Мы обновим доступные инструменты для привлечения к ответственности коррумпированных лиц внутри страны и за рубежом (Стратегическая цель 3.2), в том числе путём сотрудничества с Конгрессом в целях криминализации взяточничества со стороны иностранных государственных должностных лиц.

Мы будем работать с партнерами над созданием дополнительных режимов и активизацией наших усилий (Стратегическая цель 3.3), путём координации и сотрудничества по вопросам налогового обеспечения, санкций, визовых ограничений и других эффективных органов и инструментов.

Мы будем укреплять способность правительств иностранных государств-партнёров добиваться подотчётности справедливым и равноправным образом (Стратегическая цель 3.4), усиливая поддержку международных партнёрств и транснациональных инициатив, а также работая с партнёрами, чтобы стимулировать и расширять их возможности для проведения реформ.

И мы будем укреплять способность гражданского общества, средств массовой информации и частного сектора предотвращать коррупцию и добиваться подотчётности (Стратегическая цель 3.5), расширяя сотрудничество и общение с широким кругом партнеров.

Действия и усилия, которые будут способствовать достижению этих стратегических целей, включают:

· Продолжение энергичного принудительного исполнения дел о взяточничестве за рубежом через Закон США о противодействии зарубежной коррупционной практике, обвинений в отмывании денег и конфискации за продвижение коррупционных схем и отмывание доходов от коррупции, в зависимости от обстоятельств;

· Создание через Казначейство пилотной программы вознаграждения за возвращение активов клептократии, которая повысит способность правительства США выявлять и возвращать украденные активы, связанные с коррупцией в иностранном правительстве, хранящиеся в финансовых учреждениях США;

· Запуск межведомственной инициативы «Демократии против безопасных убежищ», возглавляемой государством, которая будет привлекать страны-партнёры для координации действий по обеспечению соблюдения законов, санкциям и введению ограничений на выдачу виз, а также по выявлению и пресечению клептократии и взяточничества иностранцев;

· Повышение потенциала по выявлению, отслеживанию и пресечению незаконного финансирования и другой незаконной деятельности, клептократии и стратегической коррупции в приоритетных странах с помощью Глобальной программы подотчётности USAID и других программ;

·Работа с частным сектором для улучшения международного делового климата путем поощрения принятия и обеспечения соблюдения антикоррупционных программ соответствия американскими и международными компаниями и продвижения соответствующих антикоррупционных положений в торговых соглашениях;

· Повышение дипломатических усилий в области развития для поддержки, защиты гражданского общества и представителей СМИ, включая журналистов-расследователей.

Четвёртая основа

Сохранение и укрепление многосторонней антикоррупционной архитектуры

Соединенные Штаты по-прежнему привержены укреплению международной архитектуры, в которой многосторонние инициативы, соглашения и стандарты усиливают и придают легитимность антикоррупционной архитектуре.

Только так мы сократим масштабы коррупции и снизим вознаграждение за коррупционное поведение. Руководствуясь существующими институтами и, в консультации с партнёрами, создавая новые, соответствующие целям платформы, Соединенные Штаты будут и дальше укреплять подход многосторонней системы к коррупции как глобальной проблеме, используя все доступные форумы для решения общих приоритетов и устранения безопасных убежищ для коррупционеров и их преступных доходов.

Для этого мы будем укреплять антикоррупционные институты и реализацию существующих рамок (Стратегическая цель 4.1), в том числе путём реализации существующих соглашений, принуждения партнёров к выполнению своих обязательств и привлечения к ответственности тех, кто этого не делает.

Мы также удвоим наши усилия на многосторонних форумах (Стратегическая цель 4.2), чтобы продвигать антикоррупционные меры, выступать за строгий контроль коррупции при любой многосторонней помощи, а также расширять и укреплять наше участие в ключевых местах.

Примеры действий и усилий, которые будут способствовать достижению этих стратегических целей, включают:

· Сохранение и укрепление международной антикоррупционной архитектуры в таких организациях, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация американских государств (ОАГ) и Организация Объединенных Наций, в том числе за счёт более активного выполнения Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции;

· Расширение Программы НАТО по обеспечению добропорядочности для борьбы с коррупцией в сфере финансов, закупок и управления людскими ресурсами;

·Побуждение «Большой двадцатки» и «Большой семерки» к внедрению строгих мер прозрачности и борьбы с коррупцией на всех министерских направлениях;

·Активизация участия США в Партнёрстве открытого правительства и Инициативе прозрачности добывающих отраслей.

Пятая основа

Улучшение дипломатического взаимодействия и использование ресурсов иностранной помощи для достижения политических целей

Дипломатическое взаимодействие, иностранная помощь, включая помощь сектору безопасности, и многостороннее кредитование занимают центральное место в подходе Соединенных Штатов к противодействию коррупции.

В совокупности эти действия могут укрепить волю и потенциал правительства-партнёров для поощрения этичного поведения, укрепления правовых режимов и обеспечения применения антикоррупционных мер, а также организовать эффективное смягчение последствий и меры реагирования на использование стратегической коррупции.

Они могут также поддерживать гражданское общество в выявлении коррупции, участии в пропаганде и действиях, а также в обеспечении поддержки антикоррупционной реформы.

Однако в отсутствие детального анализа местной политической, экономической и социальной динамики, адекватных мер по управлению рисками и согласования с другими приоритетами правительства США, иностранная помощь может быть отвлечена или непреднамеренно укреплена коррумпированными властными структурами.

Таким образом, чтобы сохранить свои доллары помощи, правительство США должно оценить поглощающую способность потенциальных партнёров, рационализировать межведомственные инвестиции, осуществлять свои программы с максимальной прозрачностью и гарантировать, что усилия США по оказанию помощи были полностью согласованы с более широкими политическими целями.

Для решения проблемы глобального распространения коррупции и её пагубных последствий, мы будем повышать и расширять масштабы дипломатического взаимодействия и иностранной помощи (Стратегическая цель 5.1), в том числе за счет расширения возможностей правительств-партнёров по борьбе с коррупцией в сотрудничестве с правоохранительными органами США.

Мы будем защищать участников борьбы с коррупцией (Стратегическая цель 5.2) и защищать свободу выражения мнений активистов по борьбе с коррупцией, информаторов и журналистов, ведущих расследования.

Мы будем укреплять потенциал желающих правительств по предотвращению и надзору, обеспечивая соответствующую независимость, систему сдержек и противовесов и подотчетность (Стратегическая цель 5.3).

Мы будем использовать инновации в борьбе с коррупцией (Стратегическая цель 5.4), применяя новые подходы и технологические инструменты для повышения прозрачности и выявления мошенничества и незаконного финансирования.

Мы будем улучшать согласованность и анализ рисков в отношении иностранной помощи (стратегическая цель 5.5), обеспечивая совместный анализ для лучшего понимания коррумпированных сетей, вероятного воздействия американской помощи на динамику коррупции и передовых методов снижения риска в определенных контекстах.

И мы будем улучшать помощь в области безопасности и интегрировать антикоррупционные соображения в военное планирование, анализ и операции (Стратегическая цель 5.6) и разрабатывать новые протоколы для оценки риска коррупции.

Действия и усилия, которые будут способствовать достижению этих стратегических целей, включают:

· Повышение уровня коррупции как дипломатического приоритета с учётом местных условий;

· Разработку специфических для посольств США стратегий двусторонней и общественной дипломатии для поддержки местных и финансируемых правительством США антикоррупционных инициатив и защиты реформаторов;

· Существенное расширение помощи США, направленной на борьбу с коррупцией, и мониторинг эффективности этой помощи;

· Придание дополнительной гибкости антикоррупционным инициативам и усилиям по оказанию помощи в случае неожиданных открытий или отступлений;

·Усиление поддержки гражданского общества и коалиций журналистских расследований для обеспечения безопасности и более активных коллективных действий, любых новых инициатив; расширение существующих усилий, требующие дополнительных финансовых ресурсов;

· Усиление антикоррупционного потенциала государственного сектора, в том числе за счёт прозрачности и открытых правительственных подходов, улучшения управления и поддержки независимых аудиторских и надзорных учреждений;

· Разработка антикоррупционных интеграционных инструментов и ресурсов для практиков в технических секторах;

·Переоценка критериев межправительственной помощи, в том числе в отношении прозрачности, подотчётности, возможностей для достижения успешных результатов и построения успешных отношений с партнёрами правоохранительных органов США в усилиях по борьбе с коррупцией;

·Усиление анализа коррупционных рисков в сотрудничестве в сфере безопасности и военных операциях.

Дальнейшие действия

Коррупция влечёт за собой огромные затраты, будь то в долларах, средствах к существованию или вере в подотчётное управление. Масштаб проблемы огромен. Но то же самое относится и к глобальному обязательству по предотвращению и борьбе с ним иным образом, которое объединяет правительства, передовых активистов, исследователей, журналистов-расследователей, представителей бизнес-сообщества и обычных граждан.

Вместе с этими партнёрами правительство США возглавит борьбу с коррупцией, в том числе с помощью нашего примера усилий внутри Соединённых Штатов.

Правительство США уже приступило к реализации действий по каждой из стратегических целей данной Стратегии. Чтобы считать себя ответственными, Федеральные департаменты и агентства, координируемые Советом национальной безопасности и в консультации с Национальным экономическим советом и Советом по внутренней политике, будут ежегодно отчитываться перед президентом о прогрессе, достигнутом в достижении целей Стратегии.

Увеличивая наши усилия, координируя свои действия с партнёрами и обучаясь по мере продвижения вперед, мы вместе будем противодействовать преступлению, которое грабит людей и разрушает общества. Вместе мы создадим более безопасный, справедливый и процветающий мир.

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...
comments powered by HyperComments