Украина начала разработку документа об обмене опытом с Хорватией относительно «реинтеграции» Донбасса. Об этом заявил президент Владимир Зеленский по итогам переговоров с премьер-министром Хорватии Андреем Пленковичем.
«Нам интересен опыт Хорватии по мирной реинтеграции территорий. И мы сегодня действительно подробно об этом говорили с господином премьер-министром и согласовали план действий рабочей группы по передаче опыта Хорватии по мирной реинтеграции временно оккупированных территорий. Этот документ будет подписан нами в Брюсселе 15 декабря», — рассказал Зеленский.
Он также отметил важность возвращения «временно оккупированных территорий Украины» именно мирным путем.
«Я считаю, что Хорватия в этом является хорошим примером», — подчеркнул президент.
Со своей стороны, Пленкович отметил, что у его страны успешный опыт реинтеграции хорватского Подунавья. По его словам, эта модель реинтеграции позволила Хорватии вернуть оккупированные территории мирным путем, и теперь она может быть полезна и Украине.
Напомним, процесс «мирной реинтеграции» региона хорватского Подунавья после войны проводился под руководством специальной миссии ООН UNTAES (UN Transitional Authority in Eastern Slavonia) с 1996 по 1998 годы, однако он сопровождался массовым исходим сербского населения.
Еще большее число беженцев дала операция «Буря» (Oluja), которая проводилась 4−7 августа 1995 года с целью уничтожения самопровозглашенной Республики Сербская Краина (РСК). Официальный Белград называет «Бурю» крупнейшей этнической чисткой со времен Второй мировой войны.
— О «хорватском сценарии» на Украине говорят давно. Однако стоит отметить, что ситуации в корне отличается. Республики Донбасса, в отличие от РСК — состоявшиеся государства с собственными серьезными армия. К тому же, едва ли стоит ожидать, что Россия закроет глаза на их уничтожение, как в свое время Сербия…
— Желание устроить хорватский сценарий — это признак того, что государство упорно не желает договариваться с теми, кто не разделяет его устремлений. Почему, например, Россия никогда не помышляла о чём-либо подобном в годы Чеченской войны, а предпочла долгий и трудный путь урегулирования конфликта? Да потому, что Россия построена на гласных и негласных договорённостях множества этнических, религиозных и социальных общностей между собой, а реализация хорватского сценария со стороны центра по отношению к кому бы то ни было — это смертный приговор всему государству!
— Про «хорватский сценарий» в Донбассе мы слышим уже много лет…
— Это влажная мечта украинских националистов, живущих по принципу «Или будет по-нашему, или не будет никак!» Надо понимать, что необандеровская идеология, как и любое другое террористическое учение, для её адептов является истиной в последней инстанции, поэтому ни о каких попытках договориться с оппонентами у них речи быть не может. Более того, любой, кто продемонстрировал несогласие с их идеями — это враг, а что нужно сделать с врагом — в комментариях не нуждается.
— Была молниеносная операция хорватов против Сербской Краины… Это реально повторить? Не ушел ли поезд для таких операций?
— Ещё была столь же молниеносная операция Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года, которую Саакашвили спланировал по тому же самому хорватскому сценарию. Думаю, излишне напоминать, чем она закончилась для Грузии. Это к тому, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды: слепое копирование опыта чужих военных успехов к победе не приведёт.
В чём причина успеха Хорватии в Сербской Краине? Да в том, что Сербия, уже тогда назначенная Западом на роль козла отпущения в распадающейся Югославии, находилась не только под политическим и экономическим давлением ЕС и НАТО, но ещё и в не сильно дружественном окружении сопредельных стран. Россия, которая хоть как-то могла заступиться за Сербию, не имела с ней общих границ, да и к тому же не успела оправиться после 1991 года. А вот Хорватии Запад благоволил.
Но стоило России хотя бы немного прийти в себя — и та же Грузия повторить хорватский сценарий в Южной Осетии уже не смогла. Ну а после 2014 года вряд ли об этом стоит вообще помышлять: если Украине тогда не удалось расправиться с Донбассом, то сейчас тем более. Особенно с учётом того, что в ДНР и ЛНР российские паспорта получили более полумиллиона человек: это в несколько раз больше численности российских граждан в Крыму на начало 2014 года.
Да о чём говорить, если наплыв беженцев из Донбасса летом 2014 года стал одной из причин того, что называется «северным ветром»? Ведь ни для кого не секрет, что беженцы — это источник напряжённости в обществе и весьма хороший питательный материал для смуты. Не будем забывать, что среди тех, кто свергал Милошевича в ходе т.н. «бульдозерной революции», было немало вынужденных в своё время бежать и из сербской Краины, и из Косово.