Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations, CFR) — частная американская организация в сфере международных связей — 10 января 2022 года опубликовал четырнадцатое ежегодное «Исследование приоритетов упреждения» (Preventive Priorities Survey), посвящённое вероятности и влиянию тридцати потенциальных конфликтов, которые могут возникнуть или усилиться на протяжении этого года. Исследование финансировалось грантом Carnegie Corporation of New York.
Составители опросили американских внешнеполитических экспертов, попросив их оценить вероятность и влияние на американские интересы тридцати конфликтов, список которых был составлен в октябре 2021 года с помощью социальных сетей. В ноябре 2021 года опросник был разослан более 11300 правительственным чиновникам, внешнеполитическим экспертам и учёным, около 400 из которых отослали заполненный опросник авторам.
Конфликты были распределены на три группы в соответствии с их влиянием на американские интересы (высокое, умеренное, низкое) и вероятностью (высокая, умеренная, низкая).
Ни один из потенциальных и реальных конфликтов не был оценен в этом году как одновременно высоковероятный и имеющий высокое влияние на американские интересы. Наиболее вероятным событием, по мнению экспертов, является гуманитарный кризис в Афганистане.
В первую группу вошли следующие конфликты:
Вероятность: высокая
Влияние: умеренное
⦁ Ухудшающийся гуманитарный кризис в Афганистане, продолжающаяся политическая нестабильность, сокращение иностранной помощи, массовый исход беженцев.
⦁ Растущий уровень беспорядков и нестабильности на Гаити, гуманитарный кризис, массовый исход беженцев.
⦁ Рост социально-политической нестабильности в Ливане, распад государственных институций, религиозное насилие.
⦁ Ухудшение социально-экономической обстановки в Венесуэле, обострение политической борьбы, рост потоков мигрантов.
Вероятность: умеренная
Влияние: высокое
⦁ Рост китайского давления на Тайвань, крупный кризис с вовлечением США и/или иных стран региона.
⦁ Военный конфликт между Ираном и Израилем из-за ядерной программы Ирана и продолжения поддержки боевиков в соседних странах.
⦁ Обострение борьбы вооружённых группировок в Мексике, рост числа гражданских жертв и беженцев.
⦁ Возобновление северокорейской программы разработки и испытаний ракетно-ядерного вооружения, возобновление кризиса на Корейском полуострове.
⦁ Обострение столкновений на востоке Украины или крупномасштабные военные действия в оспариваемых районах.
⦁ Крупномасштабная атака на критическую инфраструктуру США со стороны иностранного государства или поддерживаемой государством группировки.
Во вторую группу вошли следующие конфликты:
Вероятность: высокая
Влияние: низкое
⦁ Интенсификация этно-националистического конфликта в Эфиопии, его негативное влияние на регион.
⦁ Ухудшение экономической и гуманитарной ситуации в Йемене.
Вероятность: умеренная
Влияние: умеренное
⦁ Возобновление вооружённого противостояния между Китаем и Индией в спорных пограничных районах.
⦁ Обострение военного противостояния Индии и Пакистана.
⦁ Обострение трений между израильтянами и палестинцами.
⦁ Эскалация насилия между турецкими и курдскими силами в Турции, Ираке или Сирии.
Вероятность: низкая
Влияние: высокое
⦁ Вооружённое столкновение в Южно-Китайском море между США и КНР из-за свободы навигации или территориальных споров.
⦁ Теракт с многочисленными жертвами против США или их союзника со стороны иностранной террористической организации.
В третью группу вошли следующие конфликты:
Вероятность: умеренная
Влияние: низкое
⦁ Возобновление армяно-азербайджанского конфликта из-за Нагорного Карабаха, приводящего к трениям между Россией и Турцией.
⦁ Рост напряжённости и сепаратизма в Боснии и Герцеговине.
⦁ Рост межэтнической напряжённости и политической нестабильности в Камеруне.
⦁ Эскалация и потенциальный вооружённый конфликт между Эфиопией и Суданом.
⦁ Распад правительства в Ливии, возобновление конфликта.
⦁ Эскалация насилия в Мозамбике, гуманитарный кризис.
⦁ Рост политических и этнических репрессий в Мьянме, рост миграции.
⦁ Рост насилия и политической нестабильности в Нигерии.
⦁ Интенсификация насилия, политической нестабильности и экологической деградации в африканском регионе Сахель.
⦁ Рост насилия и дальнейшее ослабление государственных институций в Сомали.
⦁ Продолжение правления и репрессий со стороны военных в Судане.
⦁ Обострение трений между Алжиром и Марокко по поводу суверенитета Западной Сахары.
Комментарий
Безусловно, все обозначенные потенциальные конфликты имеют серьёзное значение для России, также как и для США. В тексте выше жирным шрифтом выделено 5 конфликтов, которые для нашей страны могут сыграть особо значимую роль.
На первом месте из них стоит конфликт на Украине. Именно вокруг него ведутся особо ожесточённые дебаты в Женеве. Но складывается впечатление, что многие политические силы в США просто жаждут военного развития конфликта. 10 января 2022 года группа республиканских конгрессменов заявила, что намерена внести законопроект, объявляющий Украину страной «НАТО-плюс» и инициирующий проверку целесообразности объявления России государством-спонсором терроризма.
«У дипломатии мало шансов на успех, если не подходить к ней с позиции силы», – заявил ведущий республиканец в комитете Палаты представителей по международным делам Майкл Маккол, который является главным спонсором законопроекта. Соавторами законопроекта выступили члены Палаты представителей Майк Роджерс, Майк Тернер и Элис Стефаник.
«Владимир Путин должен принять к сведению, что Конгресс не потерпит восстановления сферы влияния России и не допустит отказа от Украины и других наших союзников и партнеров по НАТО в Центральной и Восточной Европе», – добавил он.
Законопроект обеспечит Украине военную и дипломатическую поддержку, в которой она нуждается, в условиях наращивания российской военной мощи у ее границ.
Законопроект также определяет Украину как страну «НАТО-плюс», чтобы обеспечить ускоренное рассмотрение вопросов о продаже некоторых американских оборонных товаров и услуг.
Документ отвергает предложение России о введении моратория на развертывание в Европе ракет средней дальности наземного базирования и требует, чтобы США официально определили, является ли Россия государством-спонсором терроризма.
«Этот законопроект существенно увеличит финансирование поставок летальной помощи Украине, в частности противовоздушного и противокорабельного оружия, которое необходимо украинцам для сдерживания России. Он также четко дает понять, что требования Путина, такие как право вето на вступление стран в НАТО и мораторий на развертывание ракет средней дальности в Европе неприемлемы и противоречат интересам национальной безопасности США», – заявил конгрессмен Роджерс.
Кроме того, законопроект предусматривает выделение 155 миллионов долларов Радио Свободная Европа/Радио Свобода* на борьбу с российской дезинформацией и информационными операциями в странах бывшего СССР на 2022 год (т.е. на информационную войну против России – В.О.,Ю.Ж.).
Второе место занимает потенциальный конфликт в Афганистане. Мятеж в Казахстане показал всю реальность и вовлечённость афганской ситуации в процессы, происходящие на постсоветском пространстве.
Длящиеся конфликты вокруг Тайваня и иранской атомной бомбы всегда будут в числе особо значимых для России. Каждый год опасность того, что они вспыхнут и вовлекут в свою воронку весь мир, только возрастает.
Что касается нового карабахского конфликта в 2022 году, то здесь, скорее всего, наименьшая вероятность. Особенно в силу последствий событий в Казахстане.
Авторы прогноза не указали другие зоны потенциальных конфликтов. После событий в Казахстане сейчас нередко вспоминают доклад корпорации RAND 2019 года.
Французский аналитик Тьерри Мейсан полагает, что события в Казахстане за последнюю неделю соответствуют пятой главе плана RAND Corporation в его докладе , а шестая глава этого плана будет реализована в Приднестровье. Предыдущие четыре эпизода произошли за последние два года в Украине, Сирии, Беларуси и Нагорном Карабахе. Их цель состоит в том, чтобы ослабить Россию экономически, вынудив её пойти на чрезмерные траты по развёртыванию войск и вовлечения их в конфликты (Сеть Вольтер, 11.01.2022).
RAND Corporation в 2019 году разработала план вовлечения российских вооруженных сил в конфликты и, таким образом, ослабления этой страны.
Одновременно Совет национальной безопасности США инициировал ряд действий против России. Речь идет не о свержении правительств или развязывании новых войн, а о том, чтобы ввергнуть Москву в конфликты за пределами своих границ и тем самым истощить её.
В мае 2019 года Rand Corporation, «фабрика мысли» военно-промышленного комплекса США, назвала шесть вариантов действий в этом направлении:
1. Вооружение Украины;
2. Усиление поддержки джихадистов в Сирии;
3. Смена режима в Белоруссии;
4. Поддержание напряженности на Южном Кавказе;
5. Снижение влияния России в Центральной Азии;
6. Соперничество с российским присутствием в Приднестровье.
После вооружения Украины, поддержки джихадистов в Сирии, попытки смены режима в Белоруссии, использования напряженности на Южном Кавказе с нападением Азербайджана на Армению, Вашингтон пытается уменьшить влияние Москвы в Казахстане и вскоре должен составить конкуренцию России в Приднестровье. По мнению Мейсана, он следует плану, разработанному «фабрикой мысли» Rand Corporation.
Соединенные Штаты вместе с Европейским Союзом организовали экономическую блокаду этого непризнанного государства, население которого отделилось от Молдовы на референдуме при распаде СССР. Сотрудники Миссии Европейского союза по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM), возглавляемой Стефано Саннино (бывшим представителем ОБСЕ в Сербии), контролируют работу молдавской и украинской таможен (которые не являются членами ЕС) по осуществлению блокады этой страны с 1 января 2022 года. Россия вынуждена была обустроить бывшую советскую космическую базу и создать воздушный мост, чтобы снабжать продовольствием 500 тысяч жителей этого анклава.
Ещё одну зону конфликта искусственно создают в Грузии.
НАТО обещает, что Грузия вступит в Североатлантический альянс и что третья страна не будет решать вопрос атлантической интеграции Грузии. Согласно сообщению, распространенному грузинским МИДом, об этом 10 января 2022 года заявил заместитель генерального секретаря НАТО Мирча Джоанэ в телефонном разговоре с грузинским министром иностранных дел Давидом Залкалиани.
Ранее, 5 января 2022 года , заместитель госсекретаря США Венди Шерман и глава грузинского МИДа Давид Залкалиани в телефонном разговоре обсудили право суверенных государств определять механизмы собственной безопасности. В сообщении Госдепа говорится, что стороны обсудили ситуацию в регионе и угрозы агрессии со стороны России. Дипведомство США сообщает, что в беседе с грузинским дипломатом Шерман подтвердила твердую поддержку независимости, суверенитету и территориальной целостности Грузии со стороны США.
«Заместитель Госсекретаря отметила, что Соединенные Штаты будут продолжать призывать Россию отвести свои войска на позиции, существовавшие до войны, и соблюдать соглашение о прекращении огня 2008 года», – говорится в заявлении Госдепа.
Параллельно с заявлениями западных партнёров о поддержке свободы выбора Грузии и Украины, Россия продолжает настаивать на «железобетонных» гарантиях того, что эти страны никогда не смогут вступить в Североатлантический альянс. Заявления в данной связи были сделаны 10 января 2022 года, после встречи в Женеве заместителя российского министра иностранных дел Сергея Рябкова и заместителя госсекретаря США Венди Шерман.
«Мы подчеркиваем, что для нас это совершенно обязательно – удостовериться, что Украина никогда не станет членом НАТО. Мы хотели бы, чтобы на Мадридском саммите НАТО формула, принятая Бухарестским саммитом в 2008 году, была бы отозвана и заменена на следующее: «Украина и Грузия никогда не станут членами Североатлантического альянса… Нам надоело вести пустые разговоры, от полуобещаний, от неправильного истолкования, что часто происходило на переговорах за закрытыми дверями. Мы не доверяем другой стороне. Нам необходимы железобетонные, юридически значимые гарантии, не обещания, а именно гарантии, со словами «должны», «обязаны», никогда не становиться членами НАТО. Это вопрос национальной безопасности России», – заявил Рябков СМИ, после встречи в закрытом формате, которая длилась около восьми часов.
В свою очередь, в ходе брифинга по итогам переговоров Венди Шерман исключила такую гарантию для России.
«Мы не позволим никому закрывать другой стране двери в НАТО», – заявила замглавы Госдепа США.
***
Иными словами, «покой нам только снится». Казахстан показал, что постсоветское пространство с помощью наших «партнёров» по переговорам из США и НАТО не даёт возможности расслабляться буквально ни на один день.
*иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента