«Русский язык по-прежнему востребован, особенно в странах ближнего зарубежья. Например, в Казахстане за последние полтора года увеличилось число желающих изучать русский язык. Хотя еще недавно там проводилась политика по постепенному вытеснению русского языка. Оказалось, что образование в казахских школах намного хуже, и школьники сталкиваются с проблемами при поступлении в вузы», – рассказала политолог, глава Европейского института демократии и сотрудничества (Париж) Наталия Нарочницкая.

«Но речь в данном случае идет не только о странах постсоветского пространства, в которых важно воспитать элиту, лояльную к России. Также важно продвигать изучение русского языка и культуры в других уголках планеты. Все западные страны выделяют колоссальные деньги на наращивание своего идеологического и культурного присутствия в мире, а у нас почему-то это происходит по остаточному принципу», – отметила собеседница.

«Некоторое время назад в политическом дискурсе России победила точка зрения о том, что если западная пресса негативно говорит о России, то нечего тратить деньги для того, чтобы проводить какую-то работу по продвижению русской культуры в этих странах. На самом деле, это в корне неправильный подход, потому что пресса на Западе сейчас похожа на прессу в СССР в период застоя. Они дуют в одну дуду. И западные СМИ совершенно не отражают куда более разнообразного общественного мнения западноевропейских обществ», – пояснила она.

«К примеру, во Франции проводится колоссальная работа по популяризации французского языка и культуры. В нашем Институте до пандемии постоянно проводились круглые столы и мероприятия, участие в которых принимали ведущие французские ученые, журналисты, дипломаты, общественные деятели и студенты. Великая держава не может оставить неохваченным ни один уголок мира с точки зрения популяризации своего национального языка и культуры», – поделилась Нарочницкая.

«Причем, нужно поступать по-умному. Матрешки и какие-то блинные вечера в российских организациях и фондах – это все, конечно, хорошо для тех русских, которые там осели или ностальгируют по каким-то своим привычным местам встреч и праздникам, но это не работа с коренным населением и общественным сознанием тех стран, – размышляет политолог. – Здесь нужно продвигать и российские фильмы, и литературу, и многое другое. Для этого даже не нужны большие деньги. Китайский институт Конфуция сделал в каждом высшем учебном заведении на Западе небольшой кабинет, где есть сотрудник, который организовывает просмотр китайских фильмов, круглые столы, конференции, знакомство с элементами китайской культуры».

«На Западе же еще очень мало знают о России. Евроцентричное образование, конечно, оказывает на это влияние. Но не все так, как транслируют западные СМИ. Немало западных историков и ученых, которые не участвуют в поношении России, потому что они понимают менталитет и специфику нашей страны. Так что работы в этом направлении непочатый край, и она не приносит быстрых зримых плодов. Это плетение кружева, которое постепенно создает определенные настроения в обществе о другой стране, что уравновешивает негатив», – пояснила собеседница.

«Вероятно, у нас не так много профессиональных кадров, способных к такой работе. Для этого нужно знать европейские языки, общаться на них, искренне интересоваться культурой западных стран. Здесь огромный пласт возможностей и методов, и их в любом случае необходимо развивать и задействовать. Это на пользу и России, и другим странам, и миру», – заключила Нарочницкая.

ИсточникВзгляд
Наталия Нарочницкая
Нарочницкая Наталия Алексеевна (р. 1948) – известный российский историк, дипломат, общественный и политический деятель. Доктор исторических наук. Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН. Директор Фонда исторической перспективы. Президент Европейского института демократии и сотрудничества. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...