9 февраля 2022 года на сайте Конгресса США опубликован отчёт, подготовленный Исследовательской службой Конгресса США (CRS) «Помощь США в сфере безопасности Украине».
В нём сообщается, что в ответ на недавнюю эскалацию военного давления России на Украину администрация Байдена и Конгресс 117-го созыва рассмотрели несколько вариантов увеличения помощи Украине в сфере безопасности.
Ещё до недавней напряженности Украина была основным получателем военной помощи США в Европе и Евразии. После вторжения России в Украину в 2014 году Соединенные Штаты (с 2015 по 2022 г.г.) выделили более 2,7 миллиарда долларов на помощь в области безопасности, финансируемую Государственным департаментом и Министерством обороны (МО), чтобы помочь Украине защитить свою территориальную целостность и улучшить взаимодействие с Организацией Североатлантического договора (НАТО).
Обзор программ с 2014 года
Соединенные Штаты использовали различные программы помощи в области безопасности и органы власти, чтобы помочь нарастить обороноспособность Вооруженных сил Украины (ВСУ) путем обучения, оснащения, и консультировать усилия по нескольким расходным счетам.
Двумя основными механизмами являются Государственное внешнее военное финансирование (FMF; 22 USC §2763) и Инициатива Министерства обороны Украины по содействию безопасности (USAI; PL 114-92, §1250).
Пакеты USAI включали обучение, оборудование и консультативные усилия для повышения оборонительных возможностей Украины, таких как осведомленность о морской сфере, оперативная безопасность и возможности баз ВВС, а также летальность, управление и живучесть ВСУ. USAI также поддерживает киберзащиту и стратегические коммуникации для противодействия российским кибератакам и дезинформации. Большая часть ежегодных средств USAI зависит от Министерства обороны и государственной сертификации прогресса Украины в ключевых оборонных реформах.
Украина также получила помощь в соответствии от органов Министерства обороны США по сотрудничеству в области безопасности, в частности, 10 USC. §333 и 10 USC §332. Раздел 333 разрешает обучение, оснащение и мелкомасштабное военное строительство для определенных типов операций. Раздел 332 продвигает гражданский контроль над вооруженными силами и направляет гражданских советников Министерства обороны Украины в Министерство обороны Украины. Президентское полномочие по изъятию средств (PDA), в рамках которого президент может санкционировать передачу товаров и услуг из запасов США без одобрения Конгресса в ответ на «непредвиденную чрезвычайную ситуацию», также с 2014 года предоставило Украине оборонные товары.
В августе 2021 года Администрация Байдена санкционировала выделение средств в размере 60 миллионов долларов (Закон об иностранной помощи, §506 (a) (1)) для немедленной передачи предметов обороны из запасов Министерства обороны США.
В декабре 2021 года администрация санкционировала снятие средств в размере 200 миллионов долларов после принятия Конгрессом решения PL 117-70, об увеличении лимита со 100 миллионов долларов до 200 миллионов долларов.
С 2014 года Украина также получает помощь от Международной организации военного образования и обучения (IMET), в рамках которой около 370 младших, средних и старших офицеров получили профессиональное военное образование в оборонных учреждениях США. Через Совместную многонациональную учебную группу – «Украина», созданную в 2015 году, армия США и Национальная гвардия вместе с военными инструкторами из союзных с США государств обеспечивали обучение, наставничество и доктринальную помощь ВСУ.
Военные США также проводят совместные военные учения с Украиной.
Отдельно Силы специальных операций США обучали и консультировали украинский спецназ.
Другая помощь в области безопасности, финансируемая Государственным департаментом и Министерством обороны, поддерживала безопасность границ, обучение сотрудников правоохранительных органов и средства противодействия оружию массового поражения.
Предоставление оборонного оборудования
После вторжения России в Украину в 2014 году администрация Обамы оказывала свою поддержку Украине преимущественно нелетальными средствами обеспечения безопасности, такими как бронежилеты, каски, транспортные средства, приборы ночного и тепловизионного видения, тяжелое инженерное оборудование, передовые радиостанции, патрульные катера, пайки, палатки, противоминометные радары, обмундирование, аптечки и другие сопутствующие предметы.
В 2017 году администрация Трампа объявила о готовности США предоставить Украине летальное оружие. С 2018 года Украина использовала FMF, а также часть своих национальных фондов для закупки оборонного оборудования США, включая противотанковые ракеты Javelin и патрульные катера Mark VI, через систему зарубежных военных продаж (FMS).
Украина также использовала комбинацию FMF и национальных фондов для ремонта бывших патрульных катеров береговой охраны США класса Island, предоставленных в рамках программы Excess Defense Articles (EDA; 22 USC §2321j).
Кроме того, Украина закупала огнестрельное оружие, боеприпасы, боеприпасы и другое лазерное оборудование, оборудование для визуализации или наведения непосредственно у американских поставщиков в рамках процесса прямых коммерческих продаж. По данным Министерства обороны США, пакеты USAI предоставили снайперские винтовки, реактивные гранатометы, противоартиллерийские радары, патрульные катера Mark VI, средства обнаружения радиоэлектронной борьбы и защищенную связь, возможности спутниковой съемки и анализа, противобеспилотные воздушные системы, системы наблюдения за воздушным пространством, способные контролировать суверенное воздушное пространство, приборы ночного видения и оборудование для оказания медицинской помощи военнослужащим и процедур боевой эвакуации.
Оба пакета в 2021 году включали Javelin и другие противотанковые системы, стрелковое оружие, боеприпасы различных калибров и другое необходимое нелетальное оборудование.
Государственный департамент утвердил экспортные лицензии для Эстонии, Латвии и Литвы на ретрансляцию Украине поставленных США зенитно-ракетных комплексов Stinger и ракетных комплексов Javelin.
В рамках программы EDA США перенаправили вертолеты Ми-17, изначально предназначенные для Афганистана.
Обсуждение будущей помощи
С 2014 года политика США всё больше поддерживает способность ВСУ сдерживать Россию и защищать свою территориальную целостность. Большая часть помощи США была сосредоточена на предоставлении систем и средств, которые украинская оборонная промышленность не может производить, а также на повышении устойчивости ВСУ и способности поддерживать боевые действия.
Официальные лица США продолжают получать запросы от Украины о помощи и направили группы для оценки украинских способностей и потребностей. Украинские официальные лица выразили заинтересованность в приобретении передовых систем, в том числе противовоздушной, противоракетной и противокорабельной.
Недавнее законодательство
В ответ на угрозу нового российского вторжения в Украину Конгресс санкционировал или предложил увеличить уровни финансирования существующих органов по оказанию помощи в сфере безопасности и внес несколько законопроектов, направленных на укрепление обороноспособности Украины.
Закон об ассигнованиях на национальную оборону на 2022 финансовый год (PL 117-81) санкционировал выделение 300 миллионов долларов для USAI, из которых 75 миллионов долларов выделены на летальную помощь.
Закон о защите суверенитета Украины (DUSA) (S. 3488, введен в действие 12.01.2022; HR 6470, введенный в действие 21.01.2022) санкционирует 500 миллионов долларов в качестве экстренного дополнительного FMF для Украины.
Закон «Об обеспечении автономии Украины путем усиления ее обороны» (GUARD) (S. 3407, введен в действие 15.12.2021; H. Р. 6367, внесенный 10.01.2022) санкционирует увеличение FMF Украины на 2022 финансовый год до 450 миллионов долларов. В версиях Закона о GUARD S. 3407 будет выделять 100 миллионов долларов, а HR 6367 — 200 миллионов долларов на средства ПВО Украины, закупку кораблей ВМФ и техническое обслуживание предоставленной техники. И DUSA, и Закон GUARD требуют 15-дневного уведомления Конгресса, включая описание типов, целей, бюджета и предполагаемых сроков помощи, которая будет предоставлена через FMF.
Точно так же законопроекты разрешат выделение средств IMET на 2022 финансовый год в размере 3 и 4 миллионов долларов США соответственно.
Украине дается приоритет в существующих механизмах передачи, ускоренной закупки и аренды средств защиты.
Конгресс также требует от Госдепартамента отчета о планах по повторной передаче оборонных статей, ранее выделенных для Афганистана.
Закон GUARD добавит Украину в список приоритетных стран для EDA на 2022-2026 финансовый год. Версия HR 6367 Закона GUARD также временно разрешает определенные привилегии, такие как более короткие периоды рассмотрения Конгрессом и более высокие пороговые значения в долларах в процессе FMS.
Возможные соображения для Конгресса
Что касается увеличения финансирования помощи в сфере безопасности для Украины, между властями существуют некоторые различия.
FMF выделяет средства на приобретение оборонных изделий и услуг США через систему FMS, в котором страна-партнер делает первоначальный запрос, исходя из своих потребностей в защите.
Программы, финансируемые Министерством обороны, такие как USAI и Раздел 333, инициируются США и не требуют запроса партнёра, хотя оборонные потребности партнера определяются в консультации со страной-партнером.
Средства FMF могут предложить некоторую гибкость, поскольку эти выделенные средства рассчитаны на несколько лет и позволяют осуществлять широкий спектр возможных мероприятий. Однако на использование FMF распространяется ряд юридических и политических ограничений. Кроме того, Украина не имеет права использовать свой FMF для прямых коммерческих контрактов.
Увеличение финансирования помощи в области безопасности не обязательно приведет к более быстрой передаче средств обороны, поскольку многие из обсуждаемых полномочий по-прежнему зависят от годового бюджетного цикла. Некоторые факторы, которые могут повлиять на скорость передачи, включают тип закупки, доступность и расположение оборудования, а также вопросы логистики, транспортировки и выпуска технологий.
Кроме того, как указано в новых законах, более высокие пороговые значения в долларах и более короткие или отмененные периоды рассмотрения Конгрессом потенциально могут ускорить доставку оборудования.
Ещё одним соображением является способность Украины поглотить любой всплеск оборонных поставок, включая новые и более совершенные системы. Новым системам потребуется время для обучения персонала, их интеграции в оперативные планы и, наконец, развертывания. Передовые системы вооружений также требуют значительных ресурсов для содержания и постоянного обучения нового персонала.
Конгресс может рассмотреть потенциальное влияние, которое новые и передовые системы могут оказать на готовность Украины. Так же, Конгресс может рассмотреть вопрос о том, как сбалансировать срочные и краткосрочные оборонные потребности Украины с долгосрочным и устойчивым развитием ее вооруженных сил.
***
Комментарий
Великобритания, Турция, Чехия, Германия, Литва также предоставили военную помощь как с летальным, так и с нелетальным исходом, включая беспилотники, противотанковые ракеты, артиллерию и обучение. Однако, несмотря на то, что в Украину поступает большое количество оружия, Киев настаивает на том, что ему нужно больше. И это понятно, учитывая несопоставимость уровня вооружения российской и украинской армий.
Ясно, что под видом помощи в защите Украины американская администрация малыми для себя финансовыми затратами и, одновременно, мощными информационно — пропагандистскими наступательными усилиями делает все возможное для разжигания российско – украинского военного конфликта.
Они полагают, что таким путем можно добить Россию как Империю. Но каждый раз, когда кто – то на это рассчитывал, получалось обратное.