Это эффективная система, но ей нужно правовое регулирование.

Десять лет назад материал на сайте одной из российских юридических компаний начинался так: «Во всем мире практика лоббирования закреплена юридически, но в России закона о лоббизме нет». Что за это время изменилось для GR (Government relations), которые часто совмещают до степени смешения с лоббизмом? Многое, все-таки прогресс не стоит на месте. Но, как и десять лет назад, закона, регулирующего деятельность специалистов области — нет.

Я не хочу говорить очевидные вещи, называя GR — актуальной сферой деятельности. На самом деле, эта сфера стала актуальной тридцать лет назад, а несколько попыток первых законопроектов уже были предприняты к старту двухтысячных.

Джиар? Что это?

Коммуникация — это ключ к эффективной работе всех элементов внутри одного механизма. Профильные институты власти и бизнес как никогда заинтересованы в специалистах, способных говорить на двух языках сразу: языке регулятора, то есть языке норм и правил — и языке предпринимателя, то есть прибыли и прогресса. Именно такими специалистами являемся я и мои коллеги, но несмотря на то, что у нашей специализации есть истории в России — ее значение приходится каждый раз объяснять.

Зачастую в дискуссии о GR допускается ключевое смысловое искажение, когда «Government Relations» (или, говоря по-русски — взаимодействие с органами государственной власти) понимаются, как синоним лоббизма. Тогда как структурно это намного более сложное явление, которое ближе к менеджменту, чем собственно к отстаиванию и продвижению собственных интересов в отношениях с государством.

Если прочие аббревиатуры, являющиеся ключевыми для системы корпоративного управления — такие, как IT, PR и HR — уже довольно плотно вошли в наш словарь, «джи-ар» по-прежнему вызывает настороженность.

Возможно, это связано с тем, что GR как специальность объединяет сразу несколько профессий. Помимо глубокого понимания самой системы устройства властных структур, специалист по GR — это бизнес-аналитик, переговорщик, это и эксперт в области медиа-бизнеса, и спикер, способный излагать мысли и идеи ясно и понятно для любой аудитории — как письменно, так и с трибуны. GR-менеджер — это лучший коммуникатор в комнате.

Причем эти комнаты могут быть кабинетами ведущих руководителей в государственных структурах. Как и в любой области знаний, для перехода на следующий уровень необходим рост навыков. По роду деятельности мне часто приходится общаться с менеджерами самого высокого уровня — от губернаторов крупнейших городов и областей России до вице-премьеров и руководителей силовых структур. Поверьте, один навык ведения переговоров с людьми такого калибра — это не то, что можно развить в одночасье.

Там, где решаются судьбы серьезных проектов, нужно знать дело точно и соображать очень быстро. Ведь зачастую успех зависит не только от понимания правил и процедур, нужных адресатов в структуре регулятора, но и понимания законодательства и формы необходимых документов, как на федеральном, так и на национальном уровне.

Часто случается, что компания и власть находятся на разных берегах. Но для качественного развития и экономического роста компании необходим консалтинг, или иными словами — проводник на другой берег. Так вот GR высокого уровня — это мост, которые соединяет два эти мира.

Очевидно, что законодательство по GR нужно России не только для притока инвестиций и эффективного развития бизнеса, но и — самое главное — для коммуникации бизнеса с государством. Всем заинтересованным сторонам необходимы понятные и прозрачные схемы взаимодействия. Сейчас отсутствие понимания в лучшем случае сдерживает развитие, а в худшем — приводит к появлению «серых» схем, которые портят впечатление об отрасли в целом.

Что делать, когда никто не виноват

Те, кто говорит, что самым эффективным решением будет копировать правовые механизмы для легализации работы специалистов по GR с западных (преимущественно американских) аналогов — упускают важный тезис.

Безусловно, начинать работу по установке правил и юридических границ GR необходимо уже сейчас. Но со значительными поправками, ведь простой «копипаст» с имеющихся аналогов не сработает.

Установить чужие механизмы у нас безболезненно попросту не получится, хотя бы исходя из принципиальных различий двух правовых систем, главенствующих в наших странах.

Приходится часто слышать — «В России есть своя специфика». Совершенно согласен, очевидные вещи глупо отрицать. Но при этом давайте помнить, что мы живем в современном государстве, а специфика вовсе не означает, что можно перестать стремиться к улучшению всех процессов.

Куда более благоразумным решением станет разбор таких механизмов на составляющие детали, их глубокое изучение специалистами всех заинтересованных структур и последующая адаптация к российском реалиям, с тем, чтобы в дальнейшем отрегулировать их, опираясь на собственные национальные интересы.

Сейчас не только крупные игроки из области предпринимательства, но и само государство должно стать заказчиком услуги, которые предоставляет GR-сфера, потому что ответить на вызовы современности, такие как, например, цифровизация — будет невозможно без синергии власти и бизнеса.

Привычка думать

В заключение я бы хотел сказать, что куда более важным, чем принятие законов — является изменение собственных привычек. В первую очередь привычки думать о GR и лоббизме, как о теневой сфере. В этом вопросе здорово будет вспомнить, что GR — не всегда про бизнес, но всегда про демократические процессы и про защиту интересов многочисленных социальных групп, из которых и состоит наше общество.

Как известно, самые прочные привычки приходят к нам с изменением идентичности. Потому считаю важным для нас, как общества и нации, понять — GR как явление не блажь, а необходимость. Это нужно не бизнесу и не государству.

GR как часть общего менеджмента нужен России — для полноценного и эффективного развития.