Три недели нового мира обнажили не просто интеллектуальное банкротство приведшего в него госаппарата (особенно очевидное в важнейшей для него сегодня пропагандистской сфере) — они показали неспособность правящей тусовки даже просто воспринимать реальность.

Это не было новостью: мы видели это во все более пугающих масштабах как минимум с повышения пенсионного возраста, оптимизации здравоохранения (с его превращением в здравозахоронение, сокращающее население России высокими, хотя пока еще и не украинскими темпами) и коронабесия, — но глубина изменения реальности качественно повышает цену от отказа ее восприятия.

Потерпев неудачу при подготовке прямой военной агрессии, Запад применил против России финансовый аналог ядерного оружия — замораживание международных резервов. Это стало качественным переходом: распад глобального рынка на макрорегионы, соответственно, срыв в Глобальную депрессию стали основным и очевидным содержанием современности.

Естественным ответом было бы мгновенное, автоматическое прекращение поставок Западу критически значимого сырья (благо запасы золота и юаней позволяют обеспечивать жизненно необходимый импорт) с требованием вернуть украденные деньги как предпосылки любых последующих переговоров. Европу бы это сломало точно, — и, вероятно, именно поэтому данная мера до сих пор всерьез даже не обсуждается.

Похоже, критически значимая часть правящей и владеющей Россией тусовки органически не способна даже вообразить мир, в котором она оказалась: в котором не все деньги можно использовать любым способом в любой момент, а купить часть не только привычного, но и необходимого крайне затруднительно (и потому лучше произвести самому, чем продолжать закупать).

Более того: поскольку границы в условиях тотального формирования сознания проходят не столько по территориям, сколько по душам, опять-таки критически значимая часть правящей тусовки (а отнюдь не только молодежи) ментально оказалась частью Запада, — и, не имея возможности или желания бежать «домой», оказалась в лучшем случае парализована его отвержением.

Дополнительными дестабилизирующими факторами стали изгнание профессионалов из всех значимых сфер жизни (и, более того, превращение профессионализма в фактор, делающий его носителя отверженным неудачником) и принципиальный отказ систем управления, образования и общества в целом от системного мышления и комплексного восприятия как таковых.

В результате критически значимая часть представителей власти напоминает страусов, пытающихся спрятать голову в асфальт (чего стоят масштабные программы «благоустройства» московских властей, продолжающие разрушать привычный быт и даже собственность москвичей), или куриц с отрезанными головами, старательно исполняющих утратившие всякий смысл инструкции (в последнем качестве был весьма убедителен глава антимонопольной службы, объяснявший, что не предпринимает никаких мер в отношении завышающих цены предприятий, если их доля на рынке ниже 30%).

Деятельность государства, помимо саморекламы, пока сводится, как и в прошлые кризисы, к решению точечных проблем, предоставлению локальных льгот (причем без учета разрушительности прошлых мер, — так, на кредитные каникулы можно надеяться лишь при падении доходов на 30% по сравнению с кошмарным прошлым годом) и, разумеется, ликвидацию конкуренции (так, под шумок отзываются налоговые льготы в ювелирном деле, — чтобы малые и средние магазины не смели конкурировать с офшорными сетями).

При этом правящая тусовка, похоже, просто не подозревает о возможности создавать даже простейшие собственные производства, сосредоточившись на нахождении новых путей и схем импорта.

Ведь для развития своей экономики надо ограничить сущность либеральной модели — произвол монополий и финансовые спекуляции, — являющиеся основой даже не благополучия, а самой власти правящей тусовки. Поэтому даже первый шаг к нормальности и разумности упирается в конкретные интересы и религиозно-идеологические представления как минимум ключевых носителей власти и ключевых исполнителей.

Главная же задача — восстановления и реконструкции экономики при помощи ее комплексной модернизации, — и вовсе, похоже, всерьез никем даже не ставится (рекламную болтовню, понятно, принимать всерьез не имеет смысла, как и другие формы пропагандистского аутотренинга).

Место государственной стратегии прочно занимает заведомо ложное и основанное на кромешной безграмотности ощущение «всегда как-то само разруливалось, значит, само разрулится и сейчас», обеспечивающее (наряду с молитвой) лихость и молодцеватость слепоглухонемых капитанов дальнего плавания почти до самого последнего момента.

Указания на необходимость комплексных мер, охватывающих более одного сектора, не воспринимаются в принципе, — их просто некому воспринимать, так как бюрократы специализированы так же узко, как и насекомые, и простейшая связь вроде «ограничить финансовые спекуляции для обеспечения дешевого кредита» не воспринимается, так как просто не помещается в мозги, сосредоточенные либо на развитии финансовых рынков, либо на раздаче субсидий прикормленным олигархам.

Между тем, если высшее политическое руководство страны каким-то загадочным для меня образом не сможет перейти к комплексному, системному руководству (при котором Банк России занимается, как ФРС США, и ростом ВВП, и занятостью, антимонопольные органы не «проводят проверки», а ограничивают рост цен и развивают конкуренцию, а Минэкономразвитие согласует и направляет интересы отраслей, а не гадает на макроэкономической гуще), траектория России представляется вполне очевидной.

Через 2−3 месяца после начала операции — общенациональное восприятие глубины кризиса и дополнительный психологический шок, через полгода кризис приобретет всеобъемлющий, не только экономический, но и социально-психологический и политический характер.

Через год, весной 2023-го, общая деградация Запада уже лишит его возможности активных стратегических действий, но пользоваться этой слабостью и уязвимостью в российском руководстве будет некому (как некому пользоваться ею уже сейчас).

К сожалению, пока фантастический уровень ментального рабства перед Западом и неспособности даже осознать интересы России, демонстрируемый той же дипломатией отечественной сборки, косвенно характеризуя политическое руководство страны, не позволяет рассматривать всерьез оптимистические сценарии.

ИсточникСвободная пресса
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...