Кризис современного мироустройства сегодня налицо, противостояние России и Запада имеет цивилизационный характер, против России ведётся гибридная война. И нужно выработать необходимые для победы в этой войне шаги. Современный либерал-фашизм образца Клинтонов, Обамы, Байдена последовательно строит «дивный новый мир», в котором России отведена роль периферийного зависимого государства, источника сырья и дешёвой рабочей силы. Россия, не собирающаяся строиться по указке Запада и пытающаяся сохранить свои корни, идентичность и духовность, возродить экономический потенциал, для западного капитала и глобалистской политической элиты категорически неприемлема.

О необходимых шагах на пути к Русской весне в области экономики (о смене экономического курса, о новой индустриализации, о назревших изменениях денежно-кредитной политики, о создании системы защиты от угроз экономической безопасности, о стимулировании процессов евразийской экономической интеграции и др.) сказано и написано очень много. С комплексными научно обоснованными программами развития экономики в условиях нарастающего хаоса неоднократно выступал, в частности, академик Сергей Юрьевич Глазьев. Что и как делать, в целом понятно.

Но для победы в ведущейся против России войне одних лишь экономических мер недостаточно. Если одновременно не решать задачу формирования нового человека, всё неизбежно вернётся на круги своя. Ещё в позапрошлом веке немецкий канцлер Отто фон Бисмарк говорил: «Русских невозможно победить. Мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят себя сами». Собственно, именно это и привело к крупнейшей катастрофе ХХ века — развалу советской цивилизации.

Почти сто лет назад, в очень тяжёлые тридцатые годы, Сталину удалось решить задачу создания в стране нового социокультурного типа личности. Вспомним его крылатую фразу: «Кадры решают всё!» Сталину удалось направить разбуженную революцией энергию миллионов людей на созидание. Можно сказать, что он конструировал будущее страны, ставя далёкие цели вселенского масштаба и подчиняя все текущие решения масштабным стратегическим задачам. Достаточно вспомнить, как была осуществлена программа форсированного создания мощного отечественного авиастроения и авиации, ставшая предметом пристального изучения во многих странах.

Вопреки прогнозам Запада, видевшего в СССР колосса на глиняных ногах, против «нашествия Европы» во главе с Германией страна смогла выставить новый модальный тип личности, который оказался более стойким и творческим, лучше обучающимся, чем личный состав немецкого нацизма. Воспитание советского человека того времени стало большой культурной программой, в ходе которой было изобретено и построено множество новых социальных форм, раскрывших возможности этого человека. Если мы сегодня не освоим этого опыта и не соберём сходный по стойкости и творческой силе новый тип русского человека, то, как говорил Сталин, «нас сомнут». Видимо, интуитивное понимание этого очевидного факта и заставляет сегодня так часто вспоминать Сталина как человека длинной воли.

При Хрущёве начался демонтаж социальных форм эпохи Сталина, произошло переформатирование советского человека, сдвиг от «страны мечтателей, страны героев» к культурно-историческому типу «советского обывателя». Дальнейшее изменение социальных институтов пошло уже под давлением ценностей и интересов этой «разбуженной» Хрущёвым ипостаси советского человека. Процесс оказался стремительным: например, буквально на глазах «союзы творцов» (типа Союза писателей) превратились в «ассоциации потребителей».

При Горбачёве и в последующие десятилетия продолжилась деформация системы ценностей и норм поведения больших масс населения. Жизнь по чужим законам и вопреки собственным историческим и культурным традициям не только завела в тупик экономику, но и изуродовала множество привычных мировоззренческих связей российского общества (духовных, социальных, политических, национальных), привела к деградации культуры, которая, по выражению Сергея Георгиевича Кара-Мурзы, «даёт нам знания и умения быть частицей народа, а не соринкой в человеческой пыли». Общество утратило смысл и направление своего исторического развития, а страна лишилась Будущего. Мы перестали мечтать о покорении новых вершин, перестали ставить высокие цели, строить планы на будущее. Мечту о деле всей жизни заменили мысли о высокой зарплате. Место созидательных задач в жизни людей заняли «радости» потребления. Вирус потребительства особенно тяжело поразил молодёжь, заставив многих отвернуться от творчества, созидания, общения, размышлений. Как с горечью написал об этом в своём стихотворении поэт-физик из Дубны Алексей Гуськов:

Мыслят стандартно, далью не бредят,

Сводят безжизненно с дебетом кредит,

Мелко мечтают, думают редко…

В них ничего не осталось от предков.

Всё это вполне закономерно, если учесть, что современная система школьного образования в отличие от советской школы воспитывает не творца, а (строго по формулировке Фурсенко) «квалифицированного потребителя». В результате кумирами молодёжи вместо Павки Корчагина, Алексея Мересьева или Юрия Гагарина становятся такие одиозные персонажи, как Ксения Собчак, Юрий Дудь, Ольга Бузова и Моргенштерн. Ведущие вузы, такие как Высшая школа экономики и РАНХиГС, вовсю транслируют молодёжи идеологию западного либерал-фашизма и де-факто воспитывают кадры для цветных революций. На ТВ место познавательных программ советского времени занял нескончаемый поток пошлого юмора Петросяна и Степаненко и бесконечные ток-шоу с сомнительными персонажами девиантного поведения.

Говорю это, чтобы ещё раз подчеркнуть, что любые программы развития останутся на бумаге, если параллельно, начиная со школьной скамьи, не решать задачу воспитания нового человека — человека творца и созидателя, носителя традиционных для России идей солидарного общества и справедливого мироустройства. Воспитание нового человека — это, по сути, культурная революция, поскольку человек создан миром культуры, именно она заставляет нас быть людьми. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в понятие культуры включал религию, науку, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Объявленная Западом нашей культуре война лишь подтверждает её огромное значение. Наша новая культура должна учить солидарности и взаимопомощи, должна побуждать народ быть собранным и целеустремлённым, уметь противостоять вызовам быстро меняющегося мира. Это задача, разумеется, не одного дня, но имеющая архиважное значение.

Задача воспитания нового человека неразрывно связана с образом будущего, пониманием того, какое общество мы строим и каковы наши долгосрочные стратегические цели. Ведь именно слово «образ» является корнем в слове «преображение». Последние тридцать лет идеологический вакуум заполняли в России антикоммунизм и неолиберальные догмы. Но нельзя строить будущее только на отрицании прошлого, не имея никакой позитивной программы. Не может стране, веками исповедовавшей идеи правды, солидарности и справедливости, всерьёз предлагаться в качестве желаемого будущего находящийся в глубоком кризисе неолиберальный капитализм с его диктатурой денежного мешка, социальным неравенством, пошлостью, потребительством и диктатурой девиантных меньшинств. Сохранение в России идеологии либерализма и антикоммунизма под покровом отсутствия официальной идеологии будет означать закрепление за страной периферийного статуса и роли дойной коровы глобального бизнеса.

По опросам социологов 66% граждан России хотели бы жить при социализме, и число сторонников социализма с каждым годом увеличивается. Ни для кого не секрет, что, отказавшись в девяностые годы от социализма в пользу капитализма, Россия в своём развитии сделала огромный шаг назад, пошла по пути деградации и экономики, и культуры, и общества. Год назад в статье «Вернуть украденное будущее» я писал, что логика обстоятельств рано или поздно окажется сильнее логики намерений, и Россия, чтобы сохраниться, должна будет вернуться к социализму, вечные ценности которого — гуманизм, дружба народов, социальное равенство, взаимопомощь, справедливость, солидарность, ликвидация эксплуатации, всестороннее развитие личности и творческая реализация каждого — сегодня актуальней, чем когда-либо. В этом вопросе я полностью солидарен с автором блистательной работы о Советской цивилизации Сергеем Кара-Мурзой, который утверждает, что историческая альтернатива, стоящая перед Россией, достаточно проста: или гибель русской цивилизации, или новый социалистический проект.

Будучи в составе СССР, Россия накопила огромный практический опыт создания плановой экономики, а также опыт мобилизационной экономики и действий в условиях навязанных ограничений и санкций. В нашем распоряжении огромные запасы природных ресурсов, которые давно настала пора использовать рачительно и сохранять на будущее для наших детей и внуков, есть думающая и стремящаяся к большому делу молодёжь, которой вместо бесконечной пошлости телевизионных программ надо предложить масштабный проект и реальные перспективы, есть потенциально ёмкий внутренний рынок и возможности сотрудничества с дружественными государствами, ориентированными на суверенное развитие. Всё это даёт нам шанс, который мы обязаны использовать.

В логике чрезвычайных обстоятельств, в которые поставил Россию непрекращающийся поток всё новых и новых главным образом незаконных санкций коллективного Запада, обоснованным шагом представляется национализация базовых и ресурсных предприятий, которая может стать основой нового социализма. Такой шаг решающим образом изменит настрой трудовых коллективов (приватизация девяностых и спустя тридцать лет остаётся в сознании граждан нелегитимной!), которые будут знать, что работают на страну, а не на дворцы и яхты бенефициаров залоговых аукционов.

Остро в сложившейся ситуации стоит и вопрос о кадрах. Очевидно, что в условиях цивилизационного противостояния с коллективным Западом и беспрецедентного санкционного давления императивом выживания страны становится переход к мобилизационной экономике. Но любые меры в этом направлении будут неизбежно нарушать сложившиеся схемы. Соглашусь с мнением Виталия Аверьянова, высказанное им в статье «Весна очистительная», что под давлением логики обстоятельств первые очень робкие шаги на пути «очищения» сделаны, но их совершенно недостаточно. Выход из тупика возможен только свежими силами!

Сегодня речь идёт о судьбе страны. И эта судьба должна быть на каждой ступеньке управления в надёжных руках! Формула «Кадры решают всё» актуальна как никогда. Как справедливо отметил Виталий Аверьянов, «люди, заточенные на сервильное взаимодействие с мировым гегемоном, не могут стать хорошими бойцами в войне против него».

В заключение хочу выразить уверенность, что Россия справится с введёнными санкциями и перекосами в экономической политике последних десятилетий и вернётся на свой исторический путь, на свою самостоятельную траекторию развития. Очень надеюсь, что начавшееся Очищение не ограничится полумерами и приведёт к настоящему Преображению и страны, и её народа.

Закончу словами Николая Лескова, написанными полтора века назад: «Сегодня я говорил слово к убеждению в необходимости всегдашнего себя преображения, дабы силу иметь во всех борьбах коваться, как металл некий крепкий и ковкий, а не плющиться, как низменная глина, иссыхая, сохраняющая отпечаток последней ноги, которая на неё наступила».

ИсточникЗавтра
Сергей Батчиков
Батчиков Сергей Анатольевич (р. 1953) – русский экономист, предприниматель, общественный и политический деятель. Действительный член Международной академии корпоративного управления. Председатель правления Российского торгово-финансового союза. Директор Центра проблем управления крупными социально-экономическими системами Международного научно-исследовательского института проблем управления. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...