Санкт-Петербург традиционно представляет собой город общественно-политических контрастов. С одной стороны, здесь сильны либеральные настроения и их выразители, на местных и общенациональных выборах приличные результаты показывают либеральные силы, особенно «Яблоко» и его кандидаты. С другой стороны, не менее сильны и консервативные, патриотические настроения, в диапазоне от крестных ходов численностью в сто тысяч человек до активности Национал-большевистской партии (запрещена в РФ). Нацболы вообще в любых регионах обычно активны и пассионарны, а питерские среди лидеров по этим показателям.
Было ожидаемо, что после 21-24-го февраля два этих настроения столкнутся. Неприятным сюрпризом оказалась позиция чиновно-бюрократического аппарата – к патриотам он отнёсся с глухой, порой и вполне громкой неприязнью, к либералам нейтрально, а иногда и сочувственно-союзнически. Это не сюрприз сам по себе, либерально-бюрократический симбиоз – вообще одна из истинных «скреп» современной России, и для среднего чинуши «яблочник» классово ближе и понятнее искреннего патриота, не находящегося на казённом довольствии. Удивило скорее то, что и главное, пожалуй, событие в постсоветской истории данный симбиоз не точно не разрушило… Да как бы не укрепило. Свидетельства можно увидеть много где, но на берегах Невы особенно.
Так, в первые дни после начала российской операции питерские улицы украсили билборды с портретом президента, его цитатой «Мы не могли поступить иначе» и хэштегом «МыЕдины». Билборды провисели менее суток, их сняли, а появление объяснили… «технической ошибкой». Особенно впечатлили конкретные комментарии: «Источник в аппарате президента не исключил, что баннер вообще может быть фейком. Глава петербургского регионального отделения “Единой России” Сергей Боярский заявил, что ЕР в Петербурге не имеет отношения к рекламной акции и он не видел баннера». Что именно фейк – фото президента, цитата или утверждение «мы едины» (последнее более всего похоже на истину)? И с каким пор ЕР пугливо открещивается от главы государства?
О внезапных обысках в книжной лавке «Листва», торгующей консервативно-патриотической литературой, проводящей мероприятия такого же характера и деятельно помогающей Донбассу, сказано немало. Специально подчеркнем лишь, что в момент обысков (закончившихся ещё и задержанием сотрудников и посетителей) в «Листве» должна была проходить лекция сопредседателя незарегистрированной партии «Другая Россия» (преемники нацболов) Андрея Дмитриева на тему «Лимонов и Украина: как сбываются пророчества», перенесённая в последний момент. О переносе доносчик, натравивший силовиков на лавку, судя по всему, не знал. А кто именно в итоге был доносчиком, непосредственно легендарный украинский Центр информационно-психологических операций или его местные пособники, пока доподлинно не установлено.
Занятно, что горячее одобрение относительно «наезда» высказал Борис Якеменко, сооснователь движений «Идущие вместе» и «Наши», пытавшихся заманивать молодёжь под знамена казённого патриотизма, который уместнее называть охранительством, и осваивать под этим соусом казённые же деньги. Заманивать получалось со скрипом, осваивать – куда лучше.
В случае с «Листвой» Якеменко выступил в роли единомышленника главного питерского либерала – «яблочника» Бориса Вишневского, долго занимавшегося травлей магазина и заваливавшего разные инстанции гневными требованиями его закрыть. Кстати, за неделю до инцидента местный официозный телеканал «Санкт-Петербург» предоставил Борису Лазаревичу эфирное время и возможность выступить с требованием о прекращении СВО. И почти тут же Борис Лазаревич вместе с другими известными питерскими и общероссийскими либералами (среди них, допустим, Наталья Евдокимова – депутат трёх созывов питерского Заксобрания, ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга, советник уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге) подписал обращение с требованием расследования «преступления в Буче». При этом авторы письма фактически априори заняли украинско-западную позицию, оперируя пропагандистскими фейками о вине России и её армии.
Недавно в СМИ появились результаты журналистского расследования, вскрывшего деловые связи московского бизнесмена-олигарха Теймураза Хихинашвили, имеющего крупный бизнес в Петербурге (производство искусственных алмазов), с олигархом Игорем Коломойским – главным спонсором украинских нацбатов и «крёстным отцом» Владимира Зеленского.
Одновременно обращает на себя внимание другой факт. Активисты общественного движения «Кибер фронт Z» отправили высшим чиновникам петербургской исполнительной власти и депутатам Законодательного собрания призыв публично высказать свою позицию по поводу СВО. Никто не удосужился ответить хотя бы формальной отпиской.
Отдельно скажем о либеральной вакханалии в Санкт-Петербургском государственном университете. Антипатриотические, нигилистические настроения процветали в стенах вуза давно и два десятилетия назад привели к разнузданной травле выдающегося историка Игоря Фроянова, изгнанного в итоге с постов декана истфака и заведующего кафедрой русской истории. Сейчас всего лишь очередной этап развития, точнее, деградации – и, боюсь, не последний.
Ещё раз уточню – схожая ситуация в той или иной степени много где: от общефедеральной власти до разных регионов. Если уж о вузах, то можно взять хотя бы мой родной Ростов и Южный федеральный университет. Его руководство, давно практикующее тяжёлую смесь либерального «оптимизаторства» и бюрократического самодурства, заняло по отношению к СВО очень двусмысленную позицию. Педагогам настоятельно рекомендовано в разговорах со студентами занимать позицию строгого нейтралитета в отношении Украины («не распалять страсти»). Также рекомендовано продолжить сотрудничать с международными наукометрическими системами и публиковать статьи даже в тех издательствах, которые вывесили на своих сайтах декларации с осуждением России. Для проведения виртуального образовательного курса «Трудоустройство и коммуникация» приглашают сотрудников международной HR-компании, мало того что вывесившей на сайте флаг Украины, так и заблокировавшей на этот сайт доступ российским пользователям. Наконец, студентов одного из факультетов подбили написать (или как минимум молчаливо одобрили написание) в находящуюся по соседству Донскую государственную публичную библиотеку жалобу на вывешенный плакат с буквой V. Он, дескать, портит вид (!).
Такая позиция сомнительна вообще, а в почти прифронтовом городе особенно. Но в петербургских делах есть свой, неповторимый и нехороший колорит. Когда в родном городе главы государства чиновники открещиваются от плакатов с его фото и цитатами… Сложно не задаться самыми тяжёлыми и во многом риторическими вопросами о качестве и особенностях системы, которую сама же «питерская команда» отстроила в России на ельцинском фундаменте. Понятно, почему наша власть отказывается называть происходящее на Украине и в Донбассе тем, чем оно является, и использует хотя бы чуть-чуть психологически комфортным термином «спецоперация». Но с имеющимся тылом и спецоперацию не выиграть.