— С одной стороны, вот эти разнообразные персонажи, поливающие Россию грязью, которых мы с вами видим не только за пределами страны, но и внутри неё. С другой стороны – разные группы влияния, проявившиеся во власти. Что происходит, на ваш взгляд? Какие тенденции наблюдаются?
— На прошлой неделе Госдума переизбрала на третий срок госпожу Эльвиру Набиуллину. Она будет продолжать возглавлять Центробанк. Перед этим Эльвире Сахипзадовне один из депутатов задал вопрос: «Предполагала ли она, что санкции будут именно такими, какие мы видим» – речь шла о заморозке международных резервов.
Набиуллина дала красивый развёрнутый ответ, суть которого в следующем: «Да, они это предполагали». То есть 300 миллиардов долларов были потеряны вполне сознательно. Конечно, если бы их быстро стали перекладывать в золото и юани, потери тоже были бы, но всего процентов 10-15. Но основная часть денег бы осталась.
Но когда для людей рынок важнее Родины, они делают такой выбор, который мы увидели, предпочитая, чтобы деньги были захвачены. И после всего этот человек получил награду.
Если такие персонажи, как госпожа Набиуллина, занимают ключевые должности, а Центробанк – это та организация, которая определяет всю экономическую конъюнктуру России, она более влиятельная, чем правительство, и менее зависимая, то им всё дозволено.
– А то, что Анатолий Чубайс уехал? И ему дали возможность уехать.
– Конечно, ему дали возможность уехать, но это вопрос ко власти. Может быть, он уехал домой. Не исключаю, что некий деятель нашего государства скоро объявит его выдающимся «патриотом», он вернётся и посадит всех. Говорили же про «мальчика Ванечку», теперь поговорят про «мальчика Толечку», в чем проблема?
Какая разница, что им нам говорить после переназначения Набиуллиной? О чём вообще речь?
– Ну, Рыжий – это всё-таки не Ванечка. Тот ущерб, который нанёс Чубайс государству, несопоставим с тем шутом с федерального ТВ.
– Это понятно. Но люди, которых сейчас сажают за преступления – кто-то украл 20 тысяч рублей, кто-то украл миллион рублей, какой-то негодяй украл миллиард рублей. Получается, что их проблема в том, что они нанесли государству недостаточно большой ущерб? Вот, как 300 миллиардов долларов проворонила председатель Банка России.
А какие ей оды пели всё это время! Я не мог это слушать и выходил из зала. Но там ещё один интересный момент был. Все, даже сторонники Набиуллиной, задавали один и тот же вопрос: «А что у нас с дешёвым кредитом, когда вы его обеспечите?» Потому что не может быть развития без дешёвых кредитов.
Кстати говоря, в Советском Союзе экономика была не рыночной, но кредит был сверхдешёвый, практически – бесплатный. Набиуллину закрыл грудью, бросившись буквально на амбразуру, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров со словами «Война, какие вам кредиты!»
Набиуллина всем отвечала разными словами: «Отвяжитесь, это не к нам вопрос, неизвестно когда…» Смысл её слов понятен: её это не интересует, когда инфляция снизится, тогда посмотрим.
Но если всё будет идти, как сейчас, то алгоритм очень простой. В мае месяце заканчиваются товарные запасы, о чём и говорила госпожа Набиуллина.
Смысла там было немного: «Ребята, мы вас душили и будем душить». Инфляция вызвана произволом монополий в нашей стране. Знаете, когда, скажем, черенок от лопаты стоит 90 рублей в магазине, а на следующий день этот же самый черенок продаётся уже за 660 рублей – это не потому, что денежные массы большие.
Но для людей уровня Набиуллиной это недостижимо. Если есть инфляция, значит нужно ужесточать финансовую политику, вымаривать страну искусственно созданным денежным голодом, чтобы кредит был недоступен для банков. Как сказал один деятель из её окружения: «Если вы хотите развития, то вам к правительству, пусть они льготы дают из бюджета. Пусть они из бюджета платят за ваше развитие, а мы – про другое».
Все деньги будут идти на финансово-спекулятивные рынки. У нас до 200 с лишним рублей в одном из госбанков продавались наличные доллары, когда это было запрещено. Они будут сокращать денежную массу, а то, что вы будете подыхать, – это ваши трудности.
– Один из ваших коллег после утверждения Набиуллиной в Госдуме мне сказал, что она меняется, что она учитывает допущенные ошибки. Я, правда, в этом усомнился.
– Она в тюрьме? Она в монастыре? Она в Следственном комитете с явкой с повинной?
– Но её бывшие партнёры, провозглашавшие её «лучшим главой нацбанка», теперь уже не партнёры. По крайней мере для России.
– Простите, а что, Набиуллина для России партнёр? Могильщик – партнёр? При том, что Банк России – очень технологичная организация, наверное, вторая в стране. Но при этом Набиуллина яростно, до последней капли административных возможностей, боролась за то, чтобы запретить в России криптовалюту. Почему?
А потому что криптовалюта – это возможность обойти санкции. ЦБ запретил бы криптовалюту, по нам ударили бы санкциями – и всё!
– То есть вы хотите сказать, что та перепалка, которая возникла между ЦБ и Минфином…
– Она была противоестественной. Минфин – это организация, которая следит за бюджетом. Какие вы деньги соберёте с криптовалюты. За этими майнерами хуже, чем за продавцами алкоголя во время сухого закона охотятся.
Но Минфин говорит: давайте разрешим, будем как-то контролировать. Конечно, кто-то будет просачиваться. Но в целом пусть этот сектор экономики развивается. Я никогда не слышал слов «пусть развивается» от Минфина!
А с другой стороны – Банк России, этот мегарегулятор с огромным административным ресурсом, и перед ним – новая поляна. Чем больше они регулируют, чем больше администрируют, тем больше их власть. И они хотят огнемётами всё выжечь и заровнять?
Это всё было противоестественно, их позиции должны были быть диаметрально противоположными, в моём представлении. ЦБ одной рукой развивает Финтех, а другой – хлопает кулаком и требует всё запретить.
Да, они потом откатили. Но только после того как удивились все такой их позиции, даже их фанатики. Им задавали вопрос: «А как вы это будете запрещать? Вы будете ловить людей на улице и проверять у них смартфоны? Вы будете у людей флешки проверять? Вы там берега не попутали?
Но они продолжали бороться даже после того как было принято политическое решение всё оставить как есть, просто регулируем. И сейчас они борются, всё продолжается. А всё потому, как я предполагаю, что криптовалюты позволяют выскользнуть из-под части санкций.
Мы плохо этот момент используем, но это – возможность. А у России не должно быть ни возможностей, ни развития, ни свободы, ни независимости, ни выскальзывания из-под санкций.
– На прошлой неделе вы и ваши коллеги по поручению председателя парламента Вячеслава Володина решили обсудить с правительством вопрос по потенциальному выходу из ВТО, ВОЗ и МВФ.
– Это всё только начинается. И речь шла пока о ВТО. И всё это идёт очень медленно. Для либералов, для людей западной ориентации это всё символы.
– Какая западная ориентация, если сейчас даже самых активных холуёв макают в унитаз. Они хотят, чтобы их побольше макнули?
– «Люди холопского звания сущие псы иногда, чем тяжелей наказания, тем им милей господа», как писал Николай Некрасов. Если люди служат финансовым спекулянтам всю свою жизнь, для них это всё символы. Для поколения Набиуллиной это не выбор, это религия.
Представьте себе, вы веруете в Господа, а вас Господь отвергает. Вы только сильнее будете ему молиться. Вот и отечественные либералы в экономике только сильнее молятся Западу, когда он их отвергает.