Растиражированное в апреле в Интернете мнимое интервью Чубайса «Юманите», в котором он объявлял о своем разочаровании в рынке, либерализме и приватизации и о возвращении к идеям коммунизма, похоже, оказалось первоапрельской шуткой. Яркой, забавной – и не такой уж безосновательной.

Дело в том, что, с одной стороны, существующая социально-экономическая система России себя явно изжила и не обеспечивает решения задач развития страны. С другой стороны, существующая российская элита менять ее, судя по всему, не способна – по разным причинам. С третьей – реальных политических партий, которые могли бы хотя бы реально поставить этот вопрос и тем более решить его, сегодня в России нет. Потому что политическая партия, коротко говоря, это организация, обладающая идеологией (целями и ценностями), опирающаяся на поддержку народа и борющаяся за власть ради достижения своих политико-стратегических целей. Ни одна из существующих в России сегодня «партий» подобными характеристиками не обладает.

В интервью от имени Чубайса говорится: «Бывают коммунистические партии двух типов. Партия ленинского типа и партия зюгановского типа. Я создаю ленинскую». В чем, на самом деле, различие, говоря мягко, чтобы не слишком обижать Зюганова и КПРФ (они играют как могут): есть партии, которые так или иначе приспосабливаются к ситуации и действуют по ее законам. Споря, осуждая, предлагая изменить – но подчиняясь принятым правилам игры. Ленинская партия – это партия, которая играет вопреки подобным законам, устанавливая свои и меняя окружающую действительность.

Вообще, Ленинская партия, строго говоря, это такая негосударственная спецслужба, с одной стороны, состоящая из профессионалов, не в смысле партии профессионально ничем другим, кроме революционной деятельности, не занимающимися, а в смысле обладающими такими навыками профессионализма, что способна конкурировать с любой охранительной спецслужбой государства, но при этом поддерживающая связь с массами сторонников и способная организовывать и направлять их деятельность в массовых масштабах. Это с одной стороны. С другой – это, еще раз, партия, способная ломать условия игры и при этом менять саму существующую политическую систему и социально-экономическую систему.

И обладающая идеологией не как совокупностью заклинаний, а как четкого понимания, чему она служит, что для нее важно, что она хочет получить в результате, не в плане собственного обладания властью — это лишь инструмент, — а в плане изменения мира. Как и было еще у раннего Ленина: «Дайте нам партию революционеров, и мы перевернем Россию». При этом еще обладающая соответствующим интеллектуальным, организационным и силовым потенциалом.

В чем была сила Ленина и большевиков: в том, что они, даже находясь в меньшинстве, умели сплетать воедино интересы большинства и через эти интересы и их удовлетворение – идти к своим общим целям, которые они никогда не теряли из вида. Но и в том, что, наталкиваясь на сопротивление, умели, в зависимости от конкретного расклада обстоятельств, либо отступить и вобрать в себя противостоящий интерес либо сопротивление безжалостно подавить.

Собственно, именно такая партия и нужна России сегодня для решения задач ее развития. То есть объективно то, о чем говорит Чубайс, стране нужно, и развиваться без этого страна, скорее всего, не сможет.

Другое дело – зачем бы это могло быть нужно Чубайсу, если бы он об этом действительно говорил. То, что это интервью оказалось первоапрельской шуткой, казалось бы, снимает этот вопрос: оксюморон, не мог бы Чубайс такого сказать всерьез.

Но вообще-то, мог бы, вопрос — чего ради. И тут возможны две цели, которые он мог бы преследовать: первая – охранительная, вторая – разрушительная.

С первой все относительно просто: для того, чтобы обеспечить развитие страны и замену сложившейся социально-экономической модели на более совершенную, такая партия просто необходима. Если решать задачу не позволить обеспечить такую трансформацию, настоятельно необходимо не позволить такой партии появиться и утвердиться в обществе. Для того, чтобы не дать такой партии возникнуть и утвердиться, нужно изначально связать ее образ с образом Чубайса и тем более Ходорковского. И в интервью как раз звучит от имени Чубайса: «В проект также вписался Миша Ходорковский, он тоскует по комсомольской юности. В общем, это будет что-то модное, что-то красное. Скоро увидите».

Как сказала одна из топ-менеджеров, левая, но в какой-то момент поработавшая с Чубайсом: «Ой, что-то мне страшно… Ну, ну Чубайс еще ок, но, но Ходор — ?????»

Понятно, что после такой презентации уже при попытке создания и без этих двух персонажей новой партии ленинского типа потенциальные сторонники будут воспринимать ее именно как «провокацию Чубайса и Ходорковского», даже если их там и близко не будет. Тем более если медийно ее как таковую широко представить.

Причем с этой точки зрения озвученное интервью вполне могло бы быть элементом подобной предупредительной провокации именно с точки зрения тех охранительных сил, которым такая партия и ее цели были бы опасны.

Со второй возможной целью – разрушительной — все интереснее. Дело в том, что отношение к Ленину является слабой точкой нынешней власти. Она сформировала некий образ единой истории страны: была великая Российская Империя, злые большевики разрушили ее, но пришел великий Сталин и в основном все восстановил!»

Возникло своего рода колено, по которому можно очень больно бить: все неудачи и слабости нынешней системы – и падение жизненного уровня, и неудачи во внешней политике, и вопросы общественной жизни, забюрокрачивания всего и вся, низкой исполнительности, медленного прохождения решений, туповатого законодательства, сосредоточения собственности, в том числе производственной, в руках ничтожного меньшинства, растущей имущественной дифференциации, образования сословий, начал кастовости – все это можно атаковать под красным знаменем Идеалов Октября. Но это тоже можно делать с разными целями – одна, действительная, направленная на революционный прорыв страны и ее развитие.

Но другая, с теми же символами и от имени Ленина и Октября – мнимая, направленная на воспроизведение не 1917 года, а 1991. То есть – на смену власти, свержение Путина, разрушение даже нынешней российской государственности, уход от курса национального суверенитета и отстаивания национальных интересов. Для западных элит – это задача демонтажа России. Для персонажей из элиты 90-х, да и некоторых представителей нынешней – это возможность отомстить Путину. Те, кто бежал из страны – этому были ы рады.

Путин, при многих своих достоинствах, явно болезненно относится к фигуре Ленина – почему, можно анализировать отдельно. Но именно это с одной стороны, определяет многие его слабости, неудачи и полумеры, а с другой, что важнее, именно это отдает в руки его абсолютно неленинских противников ленинские образы в атаке на него.

И вот в рамках достижения этой цели Чубайс вполне мог бы использовать создание якобы ленинской партии как сокращающего тарана борьбы против Путина и нынешней системы. Только, разумеется в целях, ничего с ленинскими не имеющими.

Особенно если учесть, что популярность Ленина в обществе все более утверждается. И не только с классово-идеологической точки зрения.

Как отмечается в комментариях ВЦИОМа к апрельскому опросу, посвященному Ленину: «Для людей более возрастных Ленин — это в первую очередь борец за народное счастье, вождь, действовавший в интересах трудящихся. Молодежь также считает Ленина достаточно успешным политиком, но его эффективность для этой аудитории выражается … в том, что он был успешен сам по себе. Для них это человек, который смог сформулировать глобальный социальный проект, реализовать в отдельно взятой стране, совершить для этого государственный переворот и удержаться у власти в очень непростой ситуации гражданской войны, переиграв всех своих противников, убедив в своей правоте последователей и оставшись в памяти потомков, пожалуй, самым непонятым лидером из всех, кто был на вершине советского властного пьедестала».

То есть получается, что Ленин сегодня для многих – это не тот, привычный в прежних образах «классик марксизма и вождь мирового пролетариата» — для новых поколений Ленин становится Человеком-победителем, образом способности побеждать обстоятельства и менять окружающих мир. Образом Успеха и Удачи.

И это манит и вдохновляет. Даже Чубайса.

ИсточникКМ
Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...