— Николай, Еврокомиссар Паоло Джентилони заявил, что шестой пакет санкций все-таки заблокирован. Ожидать ли нефтяного эмбарго или нет?
— Шестой пакет заблокирован, потому что принятие нефтяного эмбарго означает крах экономики Венгрии и Словакии. И на это Венгрия точно не может пойти. Словакия демонстрирует неуступчивость, потому что она точно знает, что ее продемонстрирует Венгрия. Еще хочет перевозить российскую нефть Греция, может, кто-то не знает, греческие танкеры активно сейчас этим занимаются и до этого занимались, и это примерно тридцать процентов их доходов. Поэтому и Греция не хочет терять определенные деньги.
Так что здесь некий «стоп». Давление Вашингтона не смогло переломить здравый смысл некоторых европейских политиков, поэтому, думаю, что зайдут с другой стороны. Опять-таки, какая-то провокация, нечто экстраординарное, например, какие-нибудь очередные несуществующие преступления российской армии. Кстати, на днях на Украину приехала целая бригада каких-то европейских следователей. Зачем? Значит, что-то планируется, как говорится, ложка хороша к обеду.
Киев активно занимается юридической фиксацией того, что они называют «воинскими преступлениями» российских солдат. Уже осуждено шесть наших военнослужащих, и спешка поражает. Обратите внимание. В нашем плену находится несколько тысяч украинцев, их значительно больше, чем российских солдат, которые, к сожалению, оказались в плену у украинской армии. И, насколько я слышал, нет еще не то, что ни одного приговора, а нет еще ни одного судебного процесса.
Следователи опрашивают свидетелей, собирают свидетельства, хотят разобраться, чтобы справедливость восторжествовала, потому что цель главная — это. А там — скорее отшлепать приговоры, чтобы потом европейским следователям сказать: смотрите, вот у нас сидит там шесть человек, это значит, что мы доказали. На самом деле ничего они не доказали. Будут фабриковать какие-то провокации, чтобы с их помощью продавить неуступчивость некоторых европейских стран.
— США отказались продлить лицензию по оплате нашего внешнего долга. В то же время сообщают о том, что экономическая ситуация никак не изменится, если наступит у нас технический дефолт. Для чего тогда такие эксперименты? Или это показуха?
— Это не просто показуха, хотя показуха здесь играет главную роль. Представим ситуацию, что я дал вам в долг, и вы пришли отдавать этот долг мне, или какие-то проценты по нему, потому что речь идет об этом. А я отказываюсь у вас принимать деньги, называю вас обманщиком и недобросовестным кредитором. Дефолт — это невозможность или нежелание совершить какие-то платежи по своим долгам. С одной стороны, вы готовы, вы пришли уже, а я отказываюсь брать. Россия не отказывается платить. Американцы создают проблемы в том, чтобы платежи дошли до получателей. И это отсутствие платежа они будут называть тем, что называется «дефолт».
Им нужна информационная шумиха о том, что два месяца санкций, смотрите, Россия уже в преддефолтном, в дефолтном состоянии, санкции работают. Экономическая подоплека здесь не столь важна, сколько демонстрация своей мощи для всего мира и для Украины конкретно. Какой-нибудь солдат, сидящий в окружении — ему скажут, что российская экономика на грани краха, уже даже дефолт, не могут обслуживать внешний долг, который у нас совершенно небольшой.
С другой стороны, западная экономика устроена по определенным правилам. Во всевозможных уставах, ценных бумагах, правилах, написано, что если какой-то эмитент ценных бумаг, в данном случае, Российская Федерация, не выполняет свои обязательства, то есть, объявила дефолт, то с ним нельзя сотрудничать. Это происходит автоматически. Это не потому, что нравится, не нравится, а потому, что нельзя — это написано в каком-то уставе и т.д. Поэтому в первую очередь они преследуют информационные, пропагандистские цели, но здесь есть и определенный экономический смысл, который неравноценен пропагандистскому эффекту от этих возможных мер.
— Перейдем к вопросу расширения НАТО, о Швеции и Финляндии. Мария Захарова заявила, что, если Финляндия вступит в НАТО, ответ будет сюрпризом и будет иметь некий военный характер. О чем говорит представитель МИД РФ?
— Мы живем в удивительное время, когда глава европейской дипломатии Боррель говорит, что «на полях сражения решатся какие-то вопросы». Наша дипломатия тоже вынуждена иногда говорить о каких-то вопросах, которые, наверное, дипломатам не свойственны.
Что такое военный ответ? Тысяча триста километров российско-финской границы, и там, возможно, появятся какие-то дополнительные базы, объекты иностранных вооруженных сил, или совместные. На них нужно будет нацелить гораздо больше военных средств, чем сегодня. Финляндия… Все-таки, нейтральное государство. Наверное, у вас граница на замке, не пустая. Но, если там появляется инфраструктура враждебного блока НАТО, мы должны на это перенацеливать свою военную доктрину, поправлять ее. Вот о чем говорит уважаемая Мария Захарова. Будет военный ответ. Не в том смысле, что мы нанесем удар. Нет. Парадокс заключается в том, что у Финляндии сегодня нет никаких проблем с безопасностью. Я это говорил неоднократно, думаю, что и вы согласитесь.
В российском общественном политическом поле нет ни одной силы, которая бы предъявляла хоть какие-то претензии к Финляндии, оспаривала бы ее нынешние границы, или оспаривала само право на существование. Таких сил просто нет. Нам Финляндия не нужна ни в каком виде, никто ее не требует вернуть. Поэтому ее вступление в НАТО и создает потенциальное напряжение в наших отношениях, потому, что у нас к Финляндии претензий нет. У нас могут возникнут претензии к блоку НАТО, или у блока НАТО могут возникнуть претензии в наш адрес.
Ну и, конечно, такой факт, это нужно обязательно упомянуть, когда мы говорим об этом возможном вступлении. Вступление Финляндии и Швеции в противостоящий нам блок, который нас открыто называет врагом — это шаг к возможному блокированию Балтийского моря с целью экономической блокады и удушения.
Если вы представите мысленно карту России, вы вспомните, что у нас таких окон, прорубленных нашими уважаемыми царями и генеральными секретарями, немного. В Европейской части — это Балтийское море, которое и в Первую мировую было заблокировано немецким флотом, и во Вторую тоже. И турецкие проливы, потому что Черное море упирается дальше в Босфор и Дарданеллы, которые в Первую мировую войну для нас закрывала Турция.
При этом Турция тоже член НАТО. Здесь кроется определенная угроза блокирования выхода нашего на возможные торговые пути. У нас останется Дальний Восток, но это далеко, это дорого, это неудобно. В общем, здесь угроза скорее не столько военного характера, сколько характера экономического. Мы должны обязательно такой вариант иметь в виду. Я уж не говорю о том, что Калининград оказывается в еще более недружественном окружении, чем он находится сегодня.
— О наших отношениях с Турцией. Были сообщения о том, что мы договорились с турецкой стороной об оплате в отелях картами МИР, но это — поверхностная экономика. Возможен ли визит Путина в Анкару и нужен ли в данный момент?
— Давайте говорить с циничной прямотой. Что делает Турция? Она зарабатывает на всем. С одной стороны, поставляет «Байрактары» Украине, платит за это не Украина. Это та самая «помощь», те огромные суммы, которые выделяют США и Евросоюз, часть пойдет Турции, ей от этого только хорошо. Поэтому они так и делают. Турки понимают, что возможное ослабление России по планам американцев несет и для них определенные плюсы, потому что это усиливает их влияние в нескольких регионах.
О Крыме мы многократно говорили, что Турция вовсе не крымским татарам хотела его вернуть, и уж точно не Украине. Речь идет о турецком влиянии на Крым, о возможной аннексии этой территории. Это планы, это мечтания такие, это фантомные боли Османской империи, но не надо забывать, что они есть, именно поэтому Турции нет никакого резона признавать Крым неотъемлемой частью Российской Федерации. При этом Турция становится одним из окон в мировую экономику для России. Наверное, тоже себе на черный день немножечко что-то оставляет.
Что касается платежей картами МИР в турецких отелях — это в интересах Турции. Это вообще не в интересах России. Нам бы лучше, чтобы наши граждане отдыхали внутри России, но туркам надо, чтобы русские приехали к ним. Поскольку сегодня покупка наличной валюты представляет определенную сложность, и многие наши граждане уже успели давно привыкнуть к платежам карточками — здесь Турция идет нам на уступки. Но на самом деле она привлекает к себе поток туристов.
В целом же мы видим очень циничный турецкий подход к сегодняшней ситуации. Но для нас Турция — это одно из окон. Давайте на секунду представим, что у нас бы с Турцией сейчас были очень плохие отношения. И туда бы тоже летали российские граждане, которые через Турцию могут дальше куда-то отправиться. Ну что, все бы летали через Китай? Правда, не очень удобно. Поэтому ситуация очень и очень двойственная. Российское руководство многократно снижало накал отношений с Турцией, и сейчас предпочитает поругивать Турцию за продажу «Байрактаров» Украине, но, с другой стороны, с такой же степенью мы можем ругать теперь любую европейскую страну. Они теперь все поставляют оружие тем, кто воюет с нашими солдатами.
— Эта цепная реакция украинского кризиса — закончится ли она после того, как пройдет спецоперация России на Украине, или это будет дальше цеплять отдельные страны, регионы?
— Здесь очень важный момент — слушайте, что говорит Запад. Даже сложно сказать, почему, но так устроено его информационное поле — он всегда проговаривает сначала то, что собирается реально делать. Вспомним разгоревшиеся военные действия на территории Украины. А ведь сначала, примерно месяца полтора, Запад орал как резаный, что вот-вот начнется война, потому что он подготовил Украину к войне.
О чем сейчас говорят западные политики? Они говорят о голоде. Это значит, что они готовят голод. Именно — не собираются бороться с голодом, предотвращать его, они собираются его организовать. В первую очередь — на территории Украины. Что это значит? Это значит — сегодня всеми путями вывозится продовольствие с территории Украины. Далее представим себе территорию с уничтоженной инфраструктурой. Мосты там взрывают, дома разрушены. Скорее всего, плохо с собранным урожаем или вообще сорвана посевная. И десятки миллионов людей, у которых нет работы, которым нечего есть. Такая картина, согласитесь, очень печальная.
Вопрос, если в этот момент и запасы зерна, мяса, других продуктов, которые есть на Украине, будут вывезены? Как когда-то нацисты выкачивали из Украины огромное количество продуктов для Третьего Рейха. Не дай Бог, начнется голод, кого обвинят в этом? Конечно, Россию. Обратите внимание, даже исторические параллели уже подготовлены западной пропагандой. Термин «Голодомор» введен, он означает якобы осуществленное сознательное уничтожение украинцев со стороны Советской власти, Сталина, то есть, русских.
Русские якобы когда-то морили голодом украинцев. Скажут: так и теперь делают то же самое. Поэтому задача России сейчас — всеми силами не допускать вывоза продовольствия с территории Украины. Это очень важный вопрос. Ну и, конечно, очень громко говорить о том, что Запад планирует. Ведь речь идет сначала о голоде на Украине, дальше они собираются устроить голод в целом мире.
Пошли цены на продовольствие вверх. Такое впечатление, что продовольствие, зерно — производят только Украина и Россия, больше их нигде нет. Но это же глупость. Украина — да, житница, но она никогда не кормила вместе с Россией весь мир. Есть другие производители. Индия попридержала зерно, ввела эмбарго, потому что вы орете каждый день на Западе, что вот-вот будет голод. Любой политик в этой ситуации попридержит продовольствие. Абсолютно логично. Чем больше они кричат о том, что будет голод, тем более голод вероятнее. Вот парадокс, который нужно помнить, о котором нужно говорить.
— Не стоит забывать, что США, пытаясь организовать во всем мире глобальный голод и кризис, скрывают собственные проблемы, потому что в США далеко не все хорошо. И те же самые санкции на них отражаются очень сильно.
— Я боюсь вас расстроить. Санкции на США не отражаются в той степени, в какой об этом рассказывает американская печать. Дело в том, что они используют ситуацию, которую сами организовали в Европе для решения нескольких задач. Первая — сдувание пузыря потребления. В первую очередь, в целом мире, во вторую — в Европе, и — чуть-чуть в США.
Как вы объясните американцам, что они должны жить хуже? А теперь вы объясняете — Путин виноват! Это не мы, американцы, наштамповали долларов или не умеем хозяйствовать — это Путин виноват. Он виноват во всем. Он виноват в том, что выросло электричество в цене. А почему выросло? Какое отношение российская операция имеет к электричеству? Никакого… То есть, это «объяснялки», это желаемые ими последствия, которые они выдают за последствия тех действий, которые осуществляет Россия. Тоже элемент информационной войны.
В США ситуация ухудшается. Сейчас там пропала детская смесь для вскармливания малышей. Почему, никто толком объяснить не может. Но это не те проблемы, которые можно назвать катастрофическими. Давайте себя не кормить иллюзиями, будем трезво смотреть на ситуацию. США становится хуже, но это — часть плана самого американского и мирового политического истеблишмента. Должно быть хуже, но — не сильно плохо. В Европе плохо, за пределами Европы, в Африке — так они вообще там всех за людей не считают, поэтому там должно быть совершенно плохо.
Вишенка на торте — голод, который они организуют, в первую очередь, в Африке. Там беженцев — десятки миллионов, куда они побегут из Африки? Не в США — в Европу. То есть, это еще один удар по Европе, с целью сделать ее более зависимой. А виноват в этом будет даже не целая страна, а один конкретный человек.
Представляете, какую мощную информационную кампанию они готовят для того, чтобы дискредитировать того, кто, по сути, бросил им вызов. Потому что речь идет о том, сохранят ли они монополию на управление миром. У них на карте стоит все. Нужно понимать, что речь идет не об Украине, не о демократии, это для них пустые слова. Речь идет о том, кто будет управлять миром — в экономическом смысле, создавая деньги из воздуха, как они это делают. Они хотят, чтобы это были только они, чтобы рядом не было ни России, ни Китая, ну и Европа где-то так — на коленочках стояла рядом и получала тоже какие-то крошки с барского стола, но была бы при этом ручная и послушная.