— Юрий, начнем с вопроса касательно ситуации вокруг Донбасса и ситуации вокруг Тайваня. В чем сходство, в чем различие?
— Сходство налицо, видно невооруженным глазом. В первую очередь потому, что источником ситуаций очень острых является Запад и руководитель Запада — Америка. Потому что кризис украинский создавался не за год, не за два, а за все годы после развала Советского Союза.
Точно также на Востоке, в Китае, поскольку Тайвань — это часть Китая. Там кризис тоже не вчера возник, он возник еще в 1949 году, когда американские авианосцы помешали китайской армии высадиться на Тайване и закончить объединение страны. То есть, как мы, русские, считаем себя разделенной нацией, точно так же китайцы считают себя разделенной нацией. И они прямо говорят, что пока тайваньское правительство не вошло полностью под китайский контроль, для нас Вторая мировая война и Гражданская война не кончится.
На самом деле — масса других параллелей в методах создания кризиса. Потому что источник-то один и тот же. Сидят одни и те же мудрецы, они придумывают какие-то концепции. Успешные примеры тиражируют, неуспешные — отбрасывают, где-то экспериментируют.
Поскольку я давно наблюдаю и за Украиной, где я родился, и за Китаем я наблюдаю более пятидесяти лет, я вижу параллели, которые молодым людям могут быть не заметны.
Я даже не только статьи про это пишу, не только выступаю на радио и телевидении — я даже написал книгу, которая вышла вчера. Она называется «Украинские угрозы для Пекина».
Вроде бы, на первый взгляд, парадоксально. Какие могут быть угрозы для Китая, для Пекина со стороны Украины, которая далеко-далеко и не в самой лучшей форме находится? На самом деле главы моей книжки показывают, чем опасно. Потому что на Украине отрабатываются технологии, которые должны вызвать столкновение между Китаем и Тайванем. Точно так же, как они добились столкновения между Россией и Украиной, точно такие же технологии используются.
Начинается книжка с очень интересной главы, молодым людям очень рекомендую прочесть. Она называется «Украинские разочарования Пекина». Дело в том, что после того, как Украина стала «незалежной» в 1991 году, у китайцев были очень серьезные планы на Украину. Например, есть такая инициатива «Шелковый путь», так вот — он должен был заканчиваться в Крыму, в бухте Донузлав, это недалеко от Евпатории. Китайцы хотели купить этот порт, углубить его, и сделать хабом на Черном море.
Китайцы хотели бы купить лучшие заводы Украины, например «Мотор Ciч», но в последние минуты вмешались американцы, и уже Зеленский отменил сделку, велел прокуратуре эту сделку обжаловать, и нанес тем самым китайцам большой урон.
Китайцы, как известно, очень гордятся своим первым авианосцем «Ляонин», который на самом деле является авианесущим крейсером «Варяг», построенном в Николаеве, который они купили у каких-то украинских дельцов за маленькие деньги, якобы на металлолом. Потом была версия, что плавучее казино будет. Приволокли в Китай, усовершенствовали, сделали боевым авианосцем, на его основе, на основе самого крейсера авианесущего и документов, которые были тоже за бесценок закуплены у украинцев, построили уже сами второй авианосец.
Сейчас, неделю назад, на воду спустили в Шанхае третий авианосец, который тоже использует технологии, созданные советскими учеными, инженерами в Николаеве.
Поэтому первая глава книги называется «Украинское разочарование». Она анализирует за тридцать лет украино-китайские отношения, и действительно — они китайцев разочаровывают, хотя Китай остается главным торговым партнером Украины.
Вторая глава называется «Пассионарии свергают и создают династии». Пассионарии — это люди, у которых сильная воля, энергия кипит, и они устраивают революции, создают империи. Такие люди есть в истории и Китая, и Украины.
Украина — это западенцы, люди очень сплоченные, энергичные. Поскольку они находились веками под прессом то немцев, то австрияков, то поляков, у них выработались бойцовые качества, и после 1991 года они навязали свою волю оставшейся части Украины.
То же самое произошло в Китае в 1644 году. Сто миллионов китайцев тогда жили в Китае, и вдруг их захватывает какой-то племенной союз — манчжуры, это была не армия 500 тысяч человек, а все племя. Они захватили Китай в 1644 году — и до 1911 года, 267 лет они контролировали Китай. Они заставляли китайцев писать на своем языке, который не иероглифы, а азбука, они заставляли китайцев носить косичку, вы знаете, что китайцев всегда раньше рисовали с косичкой. Не оселедец как у казаков, а лоб выбривался, а сзади оставлялись волосы и косичка.
Но мало этого — они захватили все лучшие земли, они захватили все лучшие бизнесы. Армия, гвардия — вся состояла только из маньчжуров, было национальное угнетение.
Потом две главы, «Гонконгская идентичность» и «Тайваньская идентичность», это научный термин. Что такое «идентичность»? Особость. Как говорил Кравчук (и Кучма — Ред.) — «Украина це не Россия». Эту идентичность, эту «особость» тоже на Украине стали развивать, насаждать тридцать лет тому назад. И постепенно не только идентичность создали, но и враждебность к России.
Откуда появились русские, которые убивают русских? Это за тридцать лет, это два поколения людей, обработанных соответствующим образом, превратились в такой материал, из которого можно делать армию и нападать на Россию.
То же самое сейчас происходит в разных частях Китая. Начали с Гонконга, поскольку он был английской колонией, там был всегда выше уровень культуры, чем в основном Китае, уровень жизни, и английские колонизаторы еще все время объясняли местным китайцам — ну вы же не такие, как та рвань китайская, вы же…
Знаете, как у помещиков есть дворовые, которые ходят в ливреях, которые иногда детей рождают для помещика, и там кто-то горбатится в поле. Естественно, что те, кто ходят в ливреях, они смотрят на этих же своих односельчан сверху вниз.
Так произошло в Гонконге, именно это стало основной гонконгского мятежа, который был в 2018-2019 году, и только решительные меры Китая по пресечению этого смогли удержать Гонконг в составе Китая и не позволить устроить войну, потому что уже англичане и американцы собирались вмешаться, гражданские права надо защищать, черт возьми!
Люди имеют право захватить Гонконгский международный аэропорт? Имеют право взорвать местный парламент? Конечно, имеют, это гражданское право, о чем говорить, [считают американцы и англичане]. Но китайцы приняли закон о безопасности и это дело прервали.
Теперь — то же самое на Тайване, я это очень подробно описываю. Тайваньцы действительно отличаются от пекинцев, как жители других китайских провинций отличаются от пекинцев и друг от друга. Они говорят на разных диалектах, они выглядят даже по-разному. Северные китайцы скуластые, с прямыми волосами, южные — вьющиеся волосы, говорят по-другому.
Основные жители Тайваня — это выходцы из провинции Фуцзянь, они говорят на языке, который пекинцы не понимают, и соответственно, те не понимают языка пекинцев. Им все время внушали, и сейчас продолжают внушать, что вы лучше, чем материковые китайцы, потому что, смотрите, у материковых китайцев была культурная революция, у них был большой скачок, они жили гораздо хуже, чем вы, они бедные были. Благодаря тому, что у вас рыночная экономика благодаря тому, что вы находились под американским ядерным зонтиком — у вас все в порядке, и вы другие, и теперь вам надо провозгласить суверенитет, сделать независимое государство Тайвань.
Китай на это не пойдет никогда. В Китае принят закон о борьбе с сепаратизмом, и поэтому, как только какая-нибудь провинция провозгласит свой суверенитет, вся мощь китайской армии обрушится на нее.
Сейчас идет балансирование. С одной стороны, создание тайваньской идентичности привело к тому, что 80% населения действительно поддерживает нынешнее сепаратистское правительство. Но воевать никто не хочет, никто не собирается пойти на самоубийство. Это харакири!
Но американцы подталкивают, американцы продают оружие, американцы посылают высокопоставленных деятелей официальных туда, и недавно президент Байден сказал, что мы окажем Тайваню, в случае нападения китайцев, военную помощь.
Это все на самом деле — то, на современном молодежном языке называется «туфта». Американцы воевать за тайваньцев не будут, точно так же, как они не собирались воевать на Украине и не будут воевать никогда за Украину. Американцы — провокаторы. Они хотят за счет какого-то пушечного мяса, за счет каких-то полудурков, свои цели выполнять, добиваться своих целей.
Какие это цели? Здесь у нас в Европе — ослабление России. И параллельно ослабление Западной Европы, которая своими санкциями, и страдая от санкций, тоже слабеет. А Западная Европа последние годы очень беспокоит американцев. Они (европейцы — Ред.) хотят собственные вооруженные силы иметь, у них тоже возникает европейская идентичность. Американцы говорят — не надо, мы вами будем руководить.
То же самое у нас в Восточной Азии. Ослабить Китай в первую очередь, подтолкнуть их, напасть на Тайвань. Ясно, что китайские вооруженные силы и тайваньские — это Давид и Голиаф. Но все равно какое-то количество китайцев убьет какое-то количество других китайцев, Китай ослабнет за счет этого. Опять же, будут введены санкции, все либеральные западные страны и в Европе, и в Азии начнут кричать: «да как же так, гражданские права, страшный палач Си Цзиньпин» и т.д.
Нарушатся их торговые цепочки с Китаем, в результате они ослабнут. Это все делается для того, чтобы продлить американскую гегемонию. Американцы чувствуют, что они слабеют.
— А что может быть неким спусковым крючком для того, чтобы США удалось развязать эту войну?
— В Тайване? Это провозглашение суверенитета. Если президент, как она себя называет, руководитель администрации Тайваня Цай Инвэнь заявляет: «Наша страна, наш Тайвань с сегодняшнего дня является суверенным государством, мы не часть Китая».
Сейчас у них есть двусмысленность, формула 1992 года, что и Тайвань, и Китай считают, что существует только один Китай. И вот если эта формула будет разрушена в одностороннем порядке, значит, Китай будет вынужден принять какие-то очень жесткие меры воздействия.
Вы видите массу всяких сообщений о том, что военные учения КНР проводит, десять самолетов пролетели в воздушном пространстве Тайваня, двадцать самолетов, авианосцы подтянулись, подводные лодки в Тайваньском проливе. Китайцы все время дают понять, что все очень серьезно, и что они готовы применять вооруженные силы, но они не хотят. В первую очередь потому, что китайцы очень националистические ребята. Они очень не любят, когда китайцы убивают китайцев. Они стремятся оттянуть это, пустить в другую сторону.
Сейчас китайские военные придумали такой метод, что вообще не надо никого бомбить и убивать, надо взять два авианосца, которые сейчас в строю, один поставить на севере Тайваньского пролива, а другой на юге. Прекратить подвоз нефти, газа, угля и всего, что нужно, и прервать вывоз продукции с Тайваня — знаменитых чипов, полупроводников. И через какое-то время все закончится.
Но американцы, мы видим, очень и очень стремятся к провокационному сюжету, и я не исключаю того, что будет провозглашена независимость, что начнется китайская специальная военная операция, китайская СВО, и дальше, как Бог даст.
— Если вдруг все-таки случится это, не дай Бог, переступит ли в какой-то момент Китай порог ядерного конфликта?
— Я почти уверен, что нет, хотя, по некоторым данным, Тайвань обладает ядерным оружием. Вы знаете, что Тайвань это высокоразвитая, очень богатая страна. Если они на первом месте по полупроводникам и держат весь мир, то можно предположить, что у них проблем не будет, не было, с созданием ядерного оружия. Тем более, известно, что еще с 1961 года у них началась ядерная программа. Затем американцы велели прекратить ее в 1976 году — потому, что готовилось восстановление нормальных отношений с материком, и поэтому американцы велели тайваньцам свернуть это дело.
Мудрые тайваньские руководители продолжали эту программу, и, по данным уехавших из Тайваня в Америку военных, были проведены испытания не математическими методами.
И от этого уровня до создания атомной бомбы на самом деле не так много времени, тем более, на Тайване есть несколько атомных электростанций, которые вырабатывают плутоний. Два месяца назад в главной англоязычной газете Тайваня вышла статья, что «нам надо официально сказать о нашем ядерном оружии».
Израиль, как известно, обладатель ядерного оружия, но отрицает это. И вот однажды, премьер-министра Израиля Голду Меир спросили: «А у Израиля есть атомная бомба»? Она говорит: «У Израиля атомной бомбы нет, но, если будет нужно, мы ее обязательно применим».
Есть основание считать, что у Тайваня есть своя атомная бомба. У Тайваня абсолютно точно есть свои собственные ракеты, дальностью действия — полторы тысяч километров, называется «Юньфэн». Полторы тысяч километров — значит, они достают до Шанхая, до кантона Гуанчжоу.
Если они пойдут на такой убийственный шаг провозглашения суверенитета, то почему бы им не пойти на второй самоубийственный шаг. И тогда китайцы материковые, КНР, наши стратегические партнеры, могут подумать об использовании ядерного оружия. Я думаю, что вероятность использования ядерного оружия во внутрикитайском конфликте — максимум 5%.
— Если такой сценарий развития событий допустим, какую позицию займет Россия при этом, будет ли сохранять нейтралитет?
— Россия не будет сохранять нейтралитет, она будет выполнять свой долг стратегического партнера Китайской Народной Республики, и мы не только словом, но и делом уже демонстрируем нашу поддержку Китаю.
Мы часто говорим, что Китай нас поддерживает, мы в той же степени поддерживаем Китай. Когда президент Байден в Токио сказал, что Америка окажет военную помощь Тайваню, в тот же день группа стратегических бомбардировщиков, носителей ядерного оружия — два из России, и два из Китая, в едином строю вылетели в сторону американских баз в Южной Корее и Японии. Они шли в международном пространстве, но тем не менее. Это была уже четвертая совместная операция.
Кроме того, наши военные корабли в едином строю, современные корабли с крылатыми ракетами — патрулируют воды около Японии. Мы даем понять, что мы вместе.
Буквально на днях Китай сказал, что он обдумывает не членство в ОДКБ, а более тесные контакты с ОДКБ. Это революционный шаг, потому что всегда китайцы говорят — никаких блоков, мы самостоятельны, никто нам не нужен, мы — с опорой на свои собственные силы.
Вот уже наше стратегическое партнерство, теперь еще возможность сотрудничества в ОДКБ. Мы стоим спина к спине. И вот у китайцев есть такая формула, они говорят, когда мы с ними в телемостах — Китаю нужна победа России. Мы стоим плечом к плечу, спина к спине. И еще у них есть формула — сегодня ты, а завтра я. Они понимаю, что если нас сильно обидят на европейском театре, то затем их точно так же обидят.
Поэтому я рекомендую — смотрите эту книжку. Здесь все анализируется очень подобно, масса фактуры. Издательство «Книжный мир», у них есть сайт в интернете. Книжка только вышла, поэтому она еще есть в продаже, но скоро не будет.