Выступление на Форуме развития политической науки в Институте политологии Китайской академии наук 26 июня 2022 года.

Согласно законам диалектики, развитие возможно только в условиях единства и борьбы противоположностей. Развитие мира в ХХ веке происходило в условиях борьбы идей социализма и капитализма. После краха КПСС и распада возглавляемой СССР социалистической системы возникла идея «конца истории», окончательной победы капитализма как экономической системы, и либерализма как системы идеологической. Тем неожиданнее и неприятнее для Запада стало ускоренное возвышение Китая при помощи новой экономической и идеологической доктрины «социализм с китайской спецификой». Надежды «изменить цвет» коммунистического Китая за счёт стратегии «конструктивного вовлечения» в глобальные производственно-торговые цепочки не дали ожидавшегося результата. Захлебнулась попытка запугать китайских руководителей, предпринятая Трампом и продолженная Байденом.

Кто не слеп, тот видит: из нынешнего противостояния с Америкой Китай выходит хотя и с потерями, но с несломленным боевым духом и верой в правильность курса на великое возрождение китайской нации. Теперь Красный Китай неизбежно будет выступать в роли одной из двух противостоящих противоположностей. Используя термины традиционной китайской философии, Поднебесная становится мировой светлой силой социализма ян, которая сосуществует и сталкивается с мировой темной силой инь, которую олицетворяет либерально-капиталистический Запад во главе с США. При этом «социализм с китайской спецификой» всё явственнее опережает «капитализм с американской спецификой». Это сулит человечеству как великолепные возможности, так и немалые опасности.

Почти год назад в Пекине признали свою модель развития «новой формой человеческой цивилизации». Выступая на торжествах по случаю 100-летия КПК 1 июля 2021 года, Председатель Си Цзиньпин сказал: «На основе продолжения и развития социализма с китайской спецификой, содействия скоординированному развитию материальной, политической, духовной культуры, а также цивилизованности общества и экологической цивилизации, мы сформировали новую китайскую модель модернизации и создали новую форму человеческой цивилизации».

Несколькими днями позже, уже на Всемирном саммите политических партий по случаю того же юбилея, главный коммунист Поднебесной сделал очень важное уточнение: «Не существует общеупотребимой формулы модернизации и страны должны искать оптимальные решения. Со своей стороны, Компартия Китая готова обмениваться и делиться опытом с политическими партиями всех стран…».

«Социализм с китайской спецификой» вызывает необыкновенный интерес во всем мире, включая Россию. Его хотят изучать и применять с учетом специфики своей страны наши здравомыслящие и патриотические деятели. Его боятся и ненавидят наши деятели, связанные с либерально-капиталистической моделью традициями мышления или чисто корыстными интересами, участием в международных коррупционных цепочках.

Глубокого и комплексного изучения модели «социализма с китайской спецификой» в России пока нет. Этим занимаются отдельные исследователи и общественные объединения типа аналитического центра «Русская мечта и китайская мечта» под эгидой «Изборского клуба». Недавно эта патриотическая общественная организация даже учредила «Движение Русская мечта».

На мой взгляд, в России невозможно применение формулы «социализм с китайской спецификой». У нас, как и в Китае, взаимодействуют государственный и частный секторы экономики. Но это взаимодействие не нацелено на понятные народу цели типа «удвоение душевых доходов», «искоренение нищеты». У России нет объединяющей долгосрочной цели типа «Великого возрождения китайской нации». Наконец, у России нет массовой политической силы типа КПК с её 95 миллионами членов и 4 миллионами партийных организаций. Правящая в Китае партия регулирует взаимодействие государственного и частного секторов экономики. Она обеспечивает мобилизацию нации в критические моменты масштаба пандемии КОВИД-19 и разворачивающейся «холодной войны». Эти и другие важные функции Компартии, на мой взгляд, как раз и являются той самой «китайской спецификой», без которой государственный и частный секторы экономики не смогли бы действовать гармонично, не создавали бы эффекта синергии. В России общенациональной и действенной партии, подобной КПК, нет и она не предвидится в обозримом будущем.

Характерно, что в ходе прошлогоднего Саммита политических партий и других торжеств не прозвучало даже намека на желание создать нечто вроде «Интернационала социализма с китайской спецификой». В этом главное отличие от американцев, которые в начале декабря 2021 года провели глобальный смотр оставшихся союзников либерального капитализма на «Саммите за демократию». Главными идейными противниками были объявлены «авторитарные» страны, особенно Китай и Россия. Созданный по итогам «Демократический альянс» как раз и является попыткой создать «Интернационал против авторитаризма».

Возникшие в конце ХХ века слухи о кончине мирового социализма оказались сильно преувеличены. Неосоциализм как государствообразующая Большая идея торжествует в Китае, Вьетнаме, Северной Корее, Лаосе. Социализм с национальной спецификой способен победить в России и во многих странах Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.

По нашей планете уже не бродит призрак социализма, а шагает опробованная на деле новая общественно-политическая система под названием «социализма с китайской спецификой».

ИсточникЗавтра
Юрий Тавровский
Юрий Вадимович Тавровский (р. 1949) – руководитель Экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...