О философском смысле СВО. СВО неразрывно связана с таким концептом как «конец истории». И дело не только в том, что Фрэнсис Фукуяма, написавший знаменитый текст с таким названием «Конец истории», с первого дня СВО активно включился в идейную борьбу против России на стороне украинских нацистов и даже лично вступил в террористическую организацию Bellingcat*, пытавшуюся, кстати, угнать в России военный самолет. Хотя и сам этот факт весьма выразителен. Дело в том, что Россия напрямую противостоит глобализму, тому «либеральному тоталитаризму», о котором открыто сказал Президент Путин, а это – идеология, и «конец истории» играет в ее структуре фундаментальную роль.

Дело в том, что глобализм, который полнее всего представлен в таких международных организациях как Давосский Форум Клауса Шваба с его «Большой Перезагрузкой», Трехсторонняя комиссия, американский Совет по Международным Отношениям (CFR) или фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса, настаивает на полном объединении человечества под началом Мирового Правительства с повсеместным распространением либеральной идеологии и системы правил и норм, на ней основанных – включая гендерную политику, ЛГБТ+, крайний индивидуализм и трансгуманизм. А это и есть «конец истории», который явно преждевременно, но все же вполне логично и был описан еще в начале 90-х Фрэнсисом Фукуямой. Конец истории – это победа либерализма и Запада в мировом масштабе, что предполагает упразднение каких бы то ни было идеологических, геополитических, экономических и социо-культурных альтернатив. Фукуяма писал свой текст тогда, когда СССР рухнул, и казалось, что Россия больше не поднимется, а Китай послушно следовал на том этапе стратегиям западных экономических центров, ускоренно втягиваясь в глобализацию. Позднее, Фукуяма признал, в том числе в беседе со мной, что поспешил, но конец истории не смотря ни на что оставался и остается целью глобалистов.

Россия при Путине стала очевидной преградой на пути конца истории, а после начала СВО и вовсе бросила этому проекту прямой вызов. Отсюда ярость Фукуямы: на его глазах проект конца истории не просто откладывался, но рушился окончательно. Это же объясняет бешенство и предельный накал бешеной русофобии у западных элит. Путин и Донбасс нанесли удар по глобальному цивилизационному плану – планетарной доминации либерального Запада.

Однако концепция конца истории не является достоянием либералов. Более того, они взяли ее на вооружение ее довольно поздно.

Первым внятно описал грядущую глобальную победу либерального Запада философ Александр Кожев, а Фукуяма лишь позаимствовал её у него. Но и Кожев, со своей стороны, почерпнул её у Маркса, только поменяв триумф мирового коммунизма (марксистская версия конца истории) на мировой капитализм, планетарное гражданское общество и идеологию «прав человека». Собственно за марксистское понимание конца истории и билось в ХХ веке всё коммунистическое движение, включая СССР. В холодной войне развертывался спор за толкование конца истории — будет ли он коммунистическим или капиталистическим. И не случайно Фукуяма написал свой программный текст именно тогда, когда СССР рухнул. Тогда казалось, что вопрос решен и либерализм победил окончательно.

Однако сам Маркс, со своей стороны, тоже заимствовал этот концепт в совершенно иной политической идеологии – у глубоко консервативного монархического и имперского мыслителя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Если копать еще глубже, то мы придем к христианской и даже дохристианской (прежде всего иранской) эсхатологии, к учению о конце времен. Но это уведет нас слишком далеко. В Новое время тезис о конце истории выдвинул и обосновал именно Гегель, и в системе его философии он играет ключевую роль.

По Гегелю история есть процесс развёртывание Духа, который проходит через природу, смену религий и цивилизаций, пока не достигнет своей кульминации – конец сомкнется с началом, альфа с омегой. Пройдя множество испытаний и диалектических поворотов, Дух, движущий человечеством, воплотится в конце концов в Абсолютной Монархии, в мировой Империи, которая станет Империей Духа. Власть в ней будет передана высшему самодержцу, просвещенному монарху-философу. Капитализм и гражданское общество будет лишь стадией в развертывании этого процесса, а научный материализм перейдет к ангелической чисто духовной науке. Гегель считал, что это произойдет в Германии (тогда Германской Империи еще не существовало) и станет триумфом немецкой духовной культуры и философии. На Гегеля в философском смысле и опирался Бисмарк, создавший Второй Рейх.

Итак, аутентичное толкование «конца истории» у самого создателя этого концепта есть триумф Мировой Духовной Монархии. И правые гегельянцы – русские славянофилы или последователи Джованни Джентили в Италии – именно так и считали. Сами немцы верили в миссию своего Рейха. Славянофилы толковали это как предсказание о судьбе Российской Империи, когда она станет духовной и народной. Итальянцы связывали конец истории с возрождением римской традиции и величием Италии.

Маркс, превративший духовную диалектику Гегеля в своей исторический материализм (существенно извратив оригинал), согласился с тем, что либеральный капитализм – лишь промежуточная стадия, но поставил на место Империи Духа коммунизм и материалистическое мировоззрение. Эсхатология же сохранилась – все что делали коммунисты, было обращено именно к будущему, то есть к концу истории.

Победа СССР в Великой отечественной войне над Третьим Рейхом сняла с повестки дня германское толкование конца истории. Левое гегельянство победило правое. А на ином уровне — Российская Империя (пусть и имплицитная) победила Германскую.

Вот тогда-то и появился Кожев с его либеральным прочтением конца истории. Эта теория ждала своего часа, и после краха СССР Фукуяма о ней напомнил Западу, а глобалистские центры подхватили и принялись воплощать в жизнь. Однополярный миропорядок опирался на либеральную версию гегельянской эсхатологии.

И вот тут появился Путин. Путин – это философское явление, поворотный момент в истории мысли, в сложной битве идей и мировоззрений. С самого первого момента у власти он начал восстанавливать суверенитет России. Но это означало откладывание конца истории, противодействие либеральному тоталитаризму, глобализму и Мировому Правительству. Путин вел эту линию осторожно, часто маскируя намерения и планы – как чекист и как убежденный реалист. Иногда, казалось, что он готов пойти на встречу глобалистам, но в следующий момент, оказывалось, что это снова только маневр. Отсюда и недоуменный вопрос: «Кто Вы, мистер Путин?»

Лишь 24 февраля 2022 начало СВО на Украине поставило все вещи на свои места со всей однозначностью. Началась новая эпоха философии. Новая фаза мировой истории. Путин бросил вызов либеральной интерпретации конца истории – то есть главному глобалистскому проекту, Мировому Правительству. Но тут и начинается самое важное: опровергнуть либеральное прочтение конца истории еще не означает отказаться от Гегеля. Ведь все знают, что Путин любит цитировать Ивана Ильина, а тот был как раз правым гегельянцем, сторонником русской Монархии и великой Империи. Явно близки Путину и теории славянофилов. Нельзя отрицать философскую идею с опорой на какие-то чисто практические приземленные – например, сугубо экономические – факторы. Это несерьезно. Идею можно победить только идеей. А это значит….

Это значит, что СВО как философское явление знаменует собой возвращение Империи. Возвращении России в Империю, полное восстановление нашей мессианской футуристической судьбы. Германия в ее нынешнем состоянии более не конкурент. Немецкая версия всемирного Рейха необратима снята с повестки дня. Коммунистический проект конца истории также заброшен, а в лучших своих сторонах легко может быть инкорпорирован в новый имперский синтез (как «правый сталинизм»). Нам противостоит только Кожев и Фукуяма, которые опираются на те же источники, что гораздо ближе нам. Мы — ортодоксальные носители Евразийской Империи Конца, они же — узурпаторы. А если вспомнить о Третьем Риме и о роли русских Царей как носителей миссии Катехона, Удерживающего, то все становится еще более фундаментальным, даже чем само ортодоксальное и прочитанное в русском (славянофильском, монархическом) контексте гегельянство.

Именно так философствуют «Солнцепёком».

СВО – битва за смысл конца истории. Великое философское сражение. Пора закрывать страницу исключительно материалистических, энергетических и экономических интерпретаций – это не просто вульгарно, это ошибочно. История есть история идей.

Спросят, а причем тут Украина? Вообще не причем. Ее нет. Но она будет в составе нашей новой Империи. Только там в философском Царстве развернувшегося Духа, в Империи смыслов она возродится, расцветет. А пока — ну что мы хотим от террористического режима, возглавляемого комиком… Это недоразумение. Но самой Украине суждено было стать театром фундаментальной метафизической схватки. Я думаю, все дело в географии. Мы ведем борьбу за возвращение нашей исторической Киевской колыбели – из-под власти глобалистов под власть Империи Духа. Киев начало нашей истории. А значит, и ее конец.

*СМИ, признанное иностранным агентом

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...