В Год культурного наследия народов России, когда к нему приковано особое внимание, я бы хотел остановиться на прикладном аспекте мероприятий по популяризации и сохранению этого самого наследия.
Итак, какова же роль общественных организаций и движений в работе по популяризации и сохранению историко-культурного наследия на примере Саратовской области?
На территории региона расположено большое количество памятников архитектуры (порядка тысячи). Многие из этих объектов культурного наследия находятся в увядающем состоянии. Время не жалеет никого и ничего, особенно когда в должном виде не проявляется забота.
Уверен, все понимают: культовые сооружения, усадьбы, церкви, мосты, мельницы конца XVIII – начала XX вв. являются не только культурологической и архитектурной ценностью, но и яркими отражениями истории Российского государства, связанными со многими известными именами и событиями.
Действительность такова, что эти объекты, как правило, расположены на сельской территории, удаленной от бурной городской социально-экономической жизни общества. Деревни пустеют, и ухаживать за памятниками становится проблематично.
Благодаря гражданским активистам, общественным объединениям и организациям идет точечная работа по восстановлению, консервации или, лучше сказать, содержанию объектов культурного наследия.
В селе Бахметьевка Лысогорского района энтузиасты восстанавливают Церковь Иоанна Предчети.
В селе Лох Новобурасского района в Храме Архангела Михаила в 2019 году впервые за 90 лет благодаря работе волонтеров прошла служба.
Волонтеры наследия на регулярной основе проводят субботники на территории памятников архитектуры.
На площадке объектов культурного наследия регионального значения — здания по адресу ул. Кутякова, 18 создан Общественный культурный центр, в который вошли 6 некоммерческих организаций, где творческие люди области не только ведут культурно-просветительскую деятельность, но и содержат здание, построенное в конце 19 века.
Список можно продолжить.
Оговорюсь, что в данном тексте я не ставлю задачу умалить работу органов исполнительной власти, уполномоченных охранять объекты культурного наследия. Скорее, наоборот, предлагаю видение поэтапного решения проблемы.
Вдумайтесь. Церковь Казанской иконы Божией Матери, расположенная в Логиновке Красноармейского района Саратовской области, 1857 года постройки разрушается. Стоимость её реставрации составляет около одного миллиарда рублей!
Даже если предположить, что подобных памятников, требующих восстановления, в регионе всего десять, сумма, необходимая для реставрации, может покрыть расходы всей отрасли культуры региона на два года.
А если таких объектов 100?
Подчеркну, сегодня более разумно производить именно консервацию ОКН, дабы разрушения не имели необратимый характер.
Между тем, популяризацию историко-культурного наследия не проводить нельзя.
В Саратовской области все памятники архитектуры и природы можно назвать идеальными для историко-культурологического туризма. Но их состояние не позволяет устраивать в эти места организованные экскурсии. Проблема в заброшенности и практически полном отсутствии туристической инфраструктуры.
«Критикуй, но предлагай», — скажет мне чиновник.
Предлагаю.
Первое. Силами органов власти совместно с экспертами, волонтерскими движениями и некоммерческими организациями провести анализ состояния данных объектов и сформировать дорожную карту по ихконсервации. Оценить туристический потенциал каждого объекта (здесь важна роль местных администраций, бизнес-сообщества и общественности).
Второе. Сформировать туристическую карту региона и обеспечить ее навигацией, а также минимальным набором инфраструктуры для отдыха и комфортного культурного обмена. Считаю, что к данной работе важно привлечь Туристский информационный центр Саратовской области. Что касается инфраструктуры, то, на мой взгляд, это вопросы муниципальной власти.
С чего же начать?
Предлагаю вашему вниманию проект «Драгоценное наследие», разработанный Благотворительным фондом «Хранители» (фондхранители.рф).
В рамках проекта заботой волонтеров культуры, творческих людей будут охвачены памятники архитектуры и природы, расположенные на территории региона.
Мы проведем оценку состояния объектов на предмет безопасности для проведения туристических показов, организуем серию субботников на прилегающей территории или на самих объектах. И главное – создадим медиапродукты в виде музыкальных видеоклипов, где в центре внимания будет история и художественная мысль, пробуждающая народную память и любовь к родному краю.
Благодаря энтузиазму и таланту художественного руководителя фольклорного ансамбля «Балаган» Александра Васильевича Куриленко мы уже сегодня можем увидеть пример такого видео.
Если масштабировать идею популяризации историко-культурного наследия через медиапроект, то можно представить диапазон и мощь информационного потока, который будет создан на основе богатейшего наследия русской культуры. Будто зажжённые свечи в храме, данные творческие работы будут освещать информационное поле для человека.
Зачем сохранять историко-культурное наследие?
Чтобы проявлять любовь так, как завещано предками. В стремительно меняющемся мире устоять как личность, как народ, как государство возможно лишь благодаря памяти и знаниям, которые оставили наши предки нам.
На мой взгляд, мы, современники, обязаны передать будущим поколениям знания: о жизненном укладе, правилах, отношениях в семье, к дому, природе, труду, к памятникам истории, культуры и произведениям искусства – к тем ценностям, что призваны формировать нас как единое целое – российский народ.
Если мы забудем дорогу к храму, к нуждающемуся в нашей заботе старшему поколению, если мы забудем путь, по которому шли наши родные деды, праотцы — мы потерям себя. Сценарий завтрашнего дня напишет иноземец, инородный субъект, носитель чужой культуры.
Отдаю себе отчет, что мир прекрасен и многообразен, народы с разных частей планеты формировались и по сей день развиваются по заветам своих предков на своей земле.
Кто чтит эту память, сохраняет культуру взаимоотношений, тот всецело способен к эволюции и прогрессу. Но когда пуповина памяти порвана, связь поколений нарушена, то стираются все правила и нормы. И такое общество неумолимо придет к растлению и гибели. Тогда миры сталкиваются между собой, и начинается война.
Право быть сыном отечества дается при рождении, но его можно потерять, если ты не считаешь себя обязанным заботиться о нём, не чувствуешь себя ответственным за его будущее.
Я понимаю сохранение историко-культурного наследия не просто как заботу и почитание его содержания, а защиту, что порой обретает форму сражения, когда границы мира твоего народа нарушены.
Я взялся память сохранить:
Старинных храмов стан и высь,
Героя творче скую мысль,
Что человеком учить быть.
Я ветру просьбу прошептал…
И он разнес по миру зов.
Народ то хлопал, то кивал,
Но веру прятал на засов.
С мольбою древо я обнял,
Что подпирает неба свод.
И велика со мной дыша,
Наполнил мыслью кислород.
Народ вдыхал, а ветер нёс.
Посланье впитывала кровь.
И розливалась мысль, как плёс,
И единила всех любовь.
На берегах рождалась жизнь.
И за жатвою шла жатва,
И поднимались города,
Идя в космическую высь.
И сверху вниз смотрел народ,
На кроны древ, на купола,
На берега и слышал зов –
Великой памяти слова.
Храните храмов стан и высь,
Героев творче скую мысль,
Что человеком учит быть,
Храните всё, что учит жить!