14 сентября Председатель КНР Си Цзиньпин приедет в Нур-Султан, известный ранее как Акмолинск, Целиноград и Астана. В Астане 7 сентября 2013 года он выступал в «Назарбаев Университете» и выдвинул инициативу «Экономического Пояса Шёлкового Пути». 9 лет спустя у автора есть все основания гордиться результатами. Новый Шёлковый путь стал важнейшей инфраструтурной, торговой, экономической и политической осью Евразии. Глобальное значение «Нового Шелкового пути» в становлении нового мирового порядка будет обсуждаться в Самарканде, где 16 сентября пройдёт саммит ШОС. Рост числа стран-членов, экономического и военного потенциала (в ШОС входят 4 ядерные страны) также делает ее несущей конструкцией многоплярного мира. Ждём из Самарканда важных позитивных вестей и конструктивных решений, которые укрепляют ту часть человечества, которая неподконтрольна англо-саксонской гегемонии.

Справочно: Великий Шёлковый путь просуществовал около полутора тысяч лет П век до н.э. – ХУ век н.э.). За это время менялись его основные и побочные маршруты, расцветали или гибли города и целые страны. В Китае караваны начинали свой долгий путь то из столицы династии Хань города Чанъань (нынешний Сиань), то из ставшего новой столицей города Лоян. Заканчивался трансконтинентальный торговый мост сначала в Риме, а после его падения в 476 году – в Константинополе, Втором Риме. Киевская Русь контролировала торговый путь «из варяг в греки», который из северных русских княжеств через Киев вел « в греки», в тот же Константинополь.

Свое движение на Запад монгольские орды начали по следам других кочевников сюнну (гуннов), доскакавших от Великой Китайской стены до самого Рима. И те, и другие шли разными путями, в том числе Великим Шелковым путем, хорошо известным им по многолетним сражениям за контроль над сверхдоходной торговлей шелком, бронзовыми зеркалами и монетами, лаковыми изделиями и другими товарами Поднебесной. Одно из северных ответвлений Пути привело монголов к стенам русских городов. Захваченная к 1242 году Русь и окончательно покоренный в 1271 году Китай вошли в состав монгольского супергосударства, а Великий шелковый путь стал основой системы внутренних торговых, почтовых и военных путей сообщения ставки Великого хана в Даду (Ханбалык, нынешний Пекин) с самыми дальними уголками владений.

Примерно сто лет Русь и Китай были частями единой «евразийской конфедерации». Какие-то народы избавились от монголов быстрее — в Китае монгольская династия Юань правила «всего» 87 лет (1271-1368). В России монголы продержались гораздо дольше — 238 лет (1242-1480). Ко времени окончательного распада «постордынского пространства» и становления Москвы как Третьего Рима уже погибла Византийская империя и пал Константинополь (1453). Да и Великий Шёлковый путь перестал действовать. Он распался на отстоявшие довольно далеко друг от друга отдельные торговые маршруты, кормившие разные царства, халифаты, ханства. За почти две тысячи лет своего существования система караванных троп и торговых факторий далеко не всегда позволяла пройти весь путь из Китая до берегов Черного и Средиземного морей. Кругооборот товаров прерывали кочевники, завоеватели, повстанцы. Да и сам термин «Великий шёлковый путь» появился только в 1877 году в книге «Китай» германского географа и путешественника Фердинанда фон Рихтгофена.

Неожиданная инициатива Пекина поначалу вызвала неоднозначную реакцию в разных столицах мира, в том числе и в Москве. Некоторые российские эксперты стали называть её «рецидивом китайского гегемонизма», «вызовом Евразийскому экономическому союзу» или даже «попыткой отторжения от Москвы её сферы влияния в Центральной Азии». Эти опасения усиливали отдельные выступления китайских экспертов. Некоторые из них прямолинейно отмечали, что в отношениях Китая со всеми странами, в том числе Россией, «наличествуют как сферы взаимодействия, так и конкуренции». Другие были более дипломатичны. Профессор Центральной Партийной школы КПК Цзо Фэнжун писала: «Колоссальный проект порождает риски в политике, экономике и области безопасности. Богатая природными ресурсами Центральная Азия лежит в основе проекта, но она страдает от отсталости экономики и неудобных транспортных путей. Слишком быстрое проникновение в этот регион Китая породит озабоченность России или других держав, это станет самым большим риском. Мы должны не гнаться за быстрыми выгодами, а учитывать желания вовлечённых стран, а также реакцию других игроков».

Положительная реакция Москвы на стратегическую инициативу Пекина впервые прозвучала во время встречи В.В. Путина и Си Цзиньпина в Сочи в феврале 2014 года «на полях» Зимних Олимпийских игр. В мае того же года, во время встречи в Шанхае, российский лидер уже однозначно заявил о поддержке Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП). Все недопонимания были окончательно устранены в мае 2015 года, когда лидеры России и Китая подписали Соглашение о сопряжении ЭПШП с ЕАЭС (Евразийским экономическим союзом).

ИсточникЗавтра
Юрий Тавровский
Юрий Вадимович Тавровский (р. 1949) – руководитель Экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...