Переориентация государства с разграбления России на ее созидание, а экономики – с финансовых спекуляций на развитие технологий требует создания принципиально новой налоговой системы.

Прежде всего, жизненно необходимо отменить чудовищный «налоговый маневр» (в 2018 году введенный в нефтяной промышленности, а в 2021 – в черной металлургии), изымающий сверхприбыли олигархов не из их карманов, а из карманов народа и разгоняющий инфляцию. Его замысел заключался в лишении России добавленной стоимости поощрением экспорта сырья при подавлении его переработки. Для этого вывозные пошлины обнулялись, а выпадающие доходы бюджета перекладывались на добычу сырья и его переработку внутри страны (что сделало убыточными все НПЗ, которые до сих пор дотируются бюджетом).

Понятно, что тяжесть фискальной нагрузки должна быть перенесена обратно с внутренней переработки сырья на его экспорт, а также на акцизные товары.

По внесенному в Госдуму проекту федерального бюджета НДПИ на нефть составляет в 2023 году – 6.948,5 млрд.руб., в 2024 – 6.967,7 млрд. и в 2025 году – 6.964,6 млрд.руб.. В те же самые годы отрицательный акциз на нефть, направляемую на переработку (то есть, по сути, государственное субсидирование ее переработки), составляет соответственно 2.142,9 млрд.руб., 2.073,7 млрд. и 1.970,6 млрд.руб. – 30.8, 29.8 и 28,2% от всего собираемого НДПИ.

Представляется необходимым просто снизить НДПИ на величину отрицательного акциза на направляемую на переработку нефть, — разумеется, при условии, что она действительно будет перерабатываться в России.

При этом налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) необходимо отвязать от мировых цен (так как этот налог определяет стоимость сырья на внутреннем рынке, а отнюдь не на мировом) и дифференцировать по горно-геологическим, климатическим и транспортным условиям для создания равных конкурентных условий для производителей и обеспечения рентабельности их деятельности в максимально разнообразных условиях.

Акцизы на алкоголь, табак, бензин надо установить на уровне 25-27% (что не вызовет роста цен при снижении общего масштаба цен благодаря национализации базовых отраслей, образующих материальные затраты экономики).

Многолетнее обещание отмены транспортного налога пора наконец и выполнить.

Ставка НДС должна быть снижена до себестоимости криминальных операций по уклонению от него – до 10% с последующей заменой на более удобный и не сдерживающий сложные производства налог с оборота (однако эту замену надо подготовить, в том числе и потому, что она приведет к кардинальному изменению всей межбюджетной политики, на что, как представляется, уйдет год).

Необходима прогрессивная шкала НДФЛ (включая дивиденды), обязательные социальные взносы и налога на недвижимость (при освобождении от налога доходов до двух реальных прожиточных минимумов, жилья до социальной нормы и земли до 12 соток на человека, ставки НДФЛ в 27%, начиная с годового дохода в 15 млн.руб.), налога на наследство (при освобождении от налога наследства до 6 млн.руб. деньгами и ценными бумагами, жилья по социальной нормы и 12 соток земли на умершего). Следует по примеру Финляндии ввести прогрессивную шкалу штрафов в зависимости от дохода, начиная с дохода в два реальных прожиточных минимума.

Прогрессивное обложение доходов и имущества граждан (включая дивиденды и крупное наследство) надо дополнить отменой режима индивидуального предпринимателя для получающих доход выше 4 реальных прожиточных минимумов в месяц (чтобы миллионеры и топ-менеджеры не уклонялись от налогов, оформляясь в виде ИП).

Налог на имущество граждан не должен быть инструментом грабежа. Пока государство не научилось рассчитывать его на основе реальной рыночной стоимости имущества, он должен рассчитываться на основе БТИ. Государство должно быть обязано в течение 2 месяцев выкупить у граждан по их желанию любое их недвижимое имущество по цене, используемой им для его налогообложения.

Вместо более чем десятилетней болтовни о «налоге на роскошь» представляется совершенно необходимым по швейцарскому образцу применить налог на вмененный доход. Его механизм основан на том, что расходы на обслуживание имущества не могут превышать четверти дохода его владельца. Поскольку имущество (при запрете офшоров) не поддается сокрытию, а стоимость его обслуживания также прозрачна (и легко определяется устанавливаемыми государством нормативами), вмененный доход позволяет эффективно облагать не видимые государством доходы.

Для кардинального смягчения жилищной проблемы надо по примеру Франции ввести налог на пустующее жилье: в городах с населением более 50 тыс.чел. в первый год он не платится совсем, во второй год платится в размере 13% от расчетной годовой аренды, а с третьего года – в 26% расчетной годовой аренды (при том, что доходы от аренды должны облагаться в соответствии со ставками НДФЛ, то есть, как правило, в размере 13%).

Надо полностью освободить производственные инвестиции от налога на прибыль. Ставка последнего должна быть ниже ставки налога на высокие доходы граждан, — чтобы богатым было выгоднее направлять средства в производство, а не на потребление.

Неспекулятивный и не сверхдоходный малый бизнес давно пора освободить от всех налогов вообще на пять, а на Севере, в Восточной Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке – на 20 лет.

Налогообложение IT-компаний должно осуществляться по примеру Узбекистана: при их регистрации в специально выделенных юрисдикциях (при этом территориально они могут располагаться в любом месте России) единственный налог, который они должны платить, — это НДФД по льготной ставке в 6% годовых.

ИсточникДелягин.ру
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...