В ноябре 2022 года в США наблюдается взрыв публикаций по вопросам обычных боеприпасов. Речь идет об истощении запасов боеприпасов для ВСУ Украины. Одновременно раздувается проблема кризиса в производстве боеприпасов в США в целом.
В этой связи интерес представляет аналитическая записка Исследовательской службы Конгресса США от 18 ноября 2022 года «Промышленная база по производству обычных боеприпасов».
В ней, в частности, отмечено, что промышленная база по производству обычных боеприпасов — это собирательный термин для промышленных объектов Министерства обороны США (DOD), которые производят обычные боеприпасы, топливо и взрывчатые вещества для использования вооруженными силами США.
К таким боеприпасам относятся боеприпасы малого (0,50 калибра и меньше), среднего (от 20 до 40 мм) и большого (от 50 до 155 мм) калибра; пороха для огня прямой наводкой, огня с закрытых позиций и ракетного применения; а также различные взрывчатые вещества. Эти производственные мощности в основном сосредоточены на пяти государственных, управляемых подрядчиками (GOCO) заводах по производству боеприпасов (AAP) армии США, при этом армия обеспечивает управление и надзор от имени Министерства обороны США.
Предыстория и обзор
Современная производственная база боеприпасов восходит к Первой мировой войне, когда Совет военной промышленности спонсировал быстрое наращивание государственных и подрядных производственных мощностей для удовлетворения потребностей в боеприпасах военного времени. Аналогичная промышленная мобилизация произошла во время Второй мировой войны, в результате чего к 1945 году в Соединенных Штатах осталось 86 заводов по производству боеприпасов. Во время холодной войны это число сокращалось по мере роста запасов и повышения эффективности производственных процессов. В 1975 году Министерство обороны также консолидировало управление производством боеприпасов, назначив министра обороны Единым менеджером по обычным боеприпасам (SMCA).
Сегодня пять заводов GOCO поставляют военным большую часть обычных боеприпасов, топлива и взрывчатых веществ. Кроме того, другие объекты в рамках более широкой армейской промышленной базы выполняют определенные производственные функции, связанные с боеприпасами.
Рисунок. База производства боеприпасов
Армейский завод по производству боеприпасов (AAP) в Айове, AAP в Лейк-Сити, AAP в Рэдфорде, AAP в Холстоне и AAP в Скрэнтоне являются пятью армейскими заводами по производству боеприпасов GOCO.
Каждый завод регулируется двумя основными контрактными соглашениями: контракт на эксплуатацию и техническое обслуживание объекта, в котором устанавливаются условия работы подрядчика, и производственный контракт, в котором устанавливаются условия поставки боеприпасов Министерства обороны США. В дополнение к рабочей силе подрядчика на каждом заводе есть небольшой штат военнослужащих и гражданских лиц, обеспечивающих управленческий надзор.
Айова ААР
Основанная в 1940 году, Айова AAP состоит из около 640 зданий на площади около 19 000 акров в Мидлтауне, штат Айова. Завод в основном производит боеприпасы большого и среднего калибра, минометы, мины, ракетные боеголовки и другие взрывчатые вещества и с 2008 года эксплуатируется компанией American Ordnance LLC (около 980 подрядчиков).
Лейк-Сити ААР
Основанный в 1940 году, Лейк-Сити AAP состоит из около 330 зданий на площади около 3900 акров в Индепенденсе, штат Миссури. Завод в основном производит боеприпасы малого калибра, патроны и сопутствующие компоненты (например, ударные, электрические капсюли) и с 2019 года эксплуатируется компанией Olin Winchester (около 1890 подрядчиков).
Рэдфорд ААР
Основанная в 1941 году, Radford AAP состоит из около 1040 зданий на площади около 6800 акров, разделенных на две площадки: производственное предприятие в Рэдфорде (4000 акров) недалеко от Рэдфорда, штат Вирджиния, и складское помещение в Нью-Ривер (2800 акров) недалеко от Дублина, штат Вирджиния. Завод в основном производит топливо и взрывные боеприпасы и с 2011 года эксплуатируется компанией BAE Systems Ordnance Systems, Inc.
Холстон ААР
Компания Holston AAP, основанная в 1942 году, состоит из 500 зданий на площади около 5900 акров в Кингспорте, штат Теннесси. Завод в основном разрабатывает, испытывает и производит различные взрывоопасные композитные смеси и с 1998 года эксплуатируется компанией BAE Systems Ordnance Systems. В 2022 году персонал на площадке состоял из 1 военного, 21 государственного гражданского служащего и примерно 980 подрядчиков.
Скрэнтон ААР
Основанная в 1953 году, Scranton AAP состоит из девяти зданий на 15 акрах в Скрэнтоне, штат Пенсильвания. Завод в основном производит невзрывные компоненты снарядов для артиллерии и минометов и с 2006 года эксплуатируется General Dynamics Ordnance and Tactical Systems. В 2022 году персонал на месте состоял из 8 гражданских государственных служащих и примерно 285 подрядчиков.
Другие армейские боеприпасы
В дополнение к пяти заводам по производству боеприпасов GOCO армия США управляет промышленными площадками для поддержки разработки, производства, модификации, хранения, распределения и демилитаризации боеприпасов. Это включает:
• Центр боеприпасов Леттеркенни в Чамберсбурге, Пенсильвания (распределение и разоружение боеприпасов, техническое обслуживание управляемых боеприпасов);
• Энистонский центр боеприпасов в Аннистоне, Алабама (хранение боеприпасов, ремонт и разоружение);
• Арсенал Пайн Блафф в Пайн Блафф, Арканзас (производство специализированных боеприпасов, включая осветительные, инфракрасные, фосфорные и дымовые боеприпасы);
• Арсенал Рок-Айленда в Рок-Айленде, Иллинойс (штаб-квартира Объединенного командования боеприпасов; производство гильз на заводе гильз Квад-Сити);
• Деятельность Crane Army Ammunition в Крэйне, Индиана (производство боеприпасов, хранение, распределение, модификация и разоружение);
• Армейский завод по производству боеприпасов Макалестер в Макалестер, Оклахома (хранение и техническое обслуживание боеприпасов);
• Армейский склад Blue Grass в Ричмонде, Кентукки (хранение боеприпасов, ремонт, распределение и демилитаризация);
• Армейский склад Туэле в Туэле, Юта (хранение боеприпасов, техническое обслуживание, распределение и разоружение; производство специального оборудования для боеприпасов);
• Армейский склад Хоторн в Хоторне, Невада (хранение боеприпасов, техническое обслуживание и разоружение).
Ресурсы, управление и надзор
Конгресс США финансирует закупку боеприпасов армией, военно-воздушными силами, флотом и корпусом морской пехоты через счет закупок боеприпасов в рамках ежегодного Закона об ассигнованиях на национальную оборону (NDAA) и законодательства об ассигнованиях на оборону.
В 2022 финансовом году Конгресс выделил около 3,8 млрд долларов на закупку боеприпасов, в том числе 588 млн долларов на инвестиции в промышленные объекты.
Несколько армейских организаций обеспечивают управление и надзор за базой по производству боеприпасов.
Министр армии (SECARMY) отвечает за миссию SMCA Министерства обороны США, которая включает 15 функций, связанных с боеприпасами (подробно описанных в Инструкции Министерства обороны США 5160.68). SECARMY делегировала обязанности по разработке политики и надзору SMCA помощнику министра армии по закупкам, логистике и технологиям (ASA (ALT)); в рамках ASA (ALT), руководитель совместной программы.
Office Armaments and Ammunition (JPEO A&A) управляет финансированием и устанавливает широкие стратегии приобретения. Два подчиненных командования армейского материального командования (AMC) занимаются повседневным выполнением миссии SMCA:
Объединённое командование боеприпасов (JMC) наблюдает за заводами GOCO и другими базами боеприпасов;
Армейское командование по контрактам (ACC) занимается распределением контрактов их администрированием.
Кроме того, Командование армейского будущего (AFC) проводит исследования и разработки и обеспечивает инженерную поддержку производства боеприпасов через свой Командный центр вооружений по развитию боевых возможностей.
Меры, предпринимаемые Конгрессом США
Модернизация помещений и оборудования
Возраст и состояние предприятий по производству боеприпасов, многие из которых были построены во время или до Второй мировой войны, вызвали обеспокоенность Министерства обороны США и Конгресса по поводу связанных с этим вопросов производства и безопасности. Чтобы модернизировать эти и другие объекты органических промышленных баз (OIB), армия разработала трехэтапный план по инвестированию 16 миллиардов долларов в модернизацию OIB с 2024 по 2038 финансовый год.
В отчете комитета Палаты представителей по вооруженным силам для принятого Палатой представителей NDAA на 2023 финансовый год (H.Rept. 117-397) выражена поддержка этого плана, и Конгресс может пересмотреть приоритетность инвестиций армии, контролировать реализацию и рассмотреть будущие ассигнования.
Безопасность цепочки поставок
На некоторых этапах производства боеприпасов используется сырье, добываемое за пределами Соединенных Штатов, что создает потенциальные проблемы с поставками. Например, нынешнее отсутствие внутреннего источника сурьмы, используемой для упрочнения свинцовых сплавов для пуль, вызвало обеспокоенность Конгресса (особенно с учетом того, что более 75% мировых поставок приходятся на Китай и Россию). Конгресс может рассмотреть соответствующие риски цепочки поставок и рассмотреть вопрос о том, чтобы поручить Министерству обороны накапливать материалы, вызывающие озабоченность, и стимулировать внутреннее производство критически важных материалов.
Смягчение потенциальной нехватки боеприпасов
В ответ на военный конфликт России и Украины в 2022 году Соединённые Штаты предоставили украинским военным значительное количество боеприпасов из своих внутренних запасов. В сентябре 2022 года Конгресс выделил 540 миллионов долларов на увеличение мощностей заводов по производству боеприпасов для поддержки безопасности Украины и может продолжить инвестиции, чтобы удовлетворить устойчивый рост спроса. Конгресс может также поручить Министерству обороны продолжать выявление нехватки боеприпасов, последствий для готовности и стратегий смягчения последствий.
Практика управления армией
В отчете Счетной палаты правительства США (GAO) за 2022 год было обнаружено, что сложные организационные отношения и устаревшие директивные документы «могут помешать эффективной координации и привести к плохому или запоздалому принятию решений» между многочисленными армейскими организациями, ответственными за базу по производству боеприпасов.
В этой связи Конгресс может рассмотреть вопрос о том, следует ли поручить армии пересмотреть свою структуру управления, чтобы установить более четкие роли и обязанности для ASA (ALT), JPEO A&A, JMC, ACC и AFC.