Владимир Овчинский: Помощь Украине обернулась для США нехваткой боеприпасов

Американцы столкнулись с неприятной для себя реальностью — нехваткой боеприпасов. Причем, не каких-либо особенно сложных, начиненных электроникой и обладающих супервозможностями, а самых обычных. Российско-украинский конфликт, как оказалось, съедает неожиданно много снарядов, мин и патронов. Собственные запасы ВСУ истощились, а своими поставками на Украину американцы почти опустошили свои арсеналы и вызвали кризис в производстве боеприпасов. Как американцы намерены решать эту проблему, рассказал советник министра внутренних дел России, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, почетный сотрудник МВД РФ, экс-руководитель российского Центрального бюро Интерпола Владимир Овчинский.

— Владимир Семенович, вот уж во что трудно поверить, так это в нехватку производственных мощностей в США. Что там на самом деле произошло такого, что заговорили о кризисе в производстве боеприпасов?

— Как это часто бывает, произошла ошибка в прогнозировании военных событий. Казалось бы, всем известен тезис о том, что генералы, якобы, готовятся к прошедшим войнам. И теперь все генералы изо всех сил вроде бы стремятся спрогнозировать будущие войны и подготовиться именно к ним, учитывая, безусловно, опыт былых сражений. Но все равно ошибаются. Так, накануне Первой мировой войны во всех европейских армиях, в том числе и русской, и германской, считалось, что на каждый артиллерийский ствол на год хватит с лихвой одной тысячи снарядов — да и сама война продлится не более одного-двух, ну, максимум — трех месяцев. Однако уже за месяц каждое орудие выпустило по три тысячи снарядов. И во всех армиях сразу же начался так называемый «снарядный голод». А затем — и патронный. Другое дело, что каждая страна по-разному его преодолела, в зависимости от развитости промышленности. Сегодня на Украине повторилось то же самое.

— Украинская армия, получается, уже перевыполнила «план» по расходу боеприпасов?

— Не то слово! Американский канал CNBC сообщил, что годовой объем выпуска только 155-мм снарядов, а это — 30 тысяч штук, расходуется ВСУ всего за две недели. Как пояснил ведущий, на поставки из США 155-мм снарядов можно теперь особо не рассчитывать — их запасов хватит только для обучения своих войск, поддержания их боеготовности и для резервирования арсеналов на случай войны на других театрах (КНР, КНДР, Северная Европа). В итоге поставленные ВСУ 155-мм орудия придется заменить 105-мм гаубицей, «которая имеет меньшие полезную нагрузку и дальность стрельбы».

А ведь есть еще и другие боеприпасы. Запасы которых тоже оказались ограниченными. Такие, как РСЗО HIMARS, ПТРК Javelin, ПЗРК Stinger. Так, США в год выпускают около 800 пусковых установок «Джавелин». А на Украину передано уже примерно 8,5 тысячи — это объем производства более чем за десятилетие. Представляете, насколько неверным оказался прогноз, а значит — и планирование натовских стратегов в отношении расхода боеприпасов? По сути, им придется заново переосмысливать всю стратегию и даже концепцию боевого снабжения и обеспечения войск.

— Ну, не велика беда для американцев — немного просчитались, гибнут-то не они. У них ведь есть возможность нарастить производство?

— Безусловно, хотя для этого им придется значительно модернизировать саму структуру и схему управления этой отраслью военной индустрии.

В этой связи интерес представляет аналитическая записка Исследовательской службы Конгресса США от 18 ноября «Промышленная база по производству обычных боеприпасов». Там есть ключ к решению этой проблемы — ссылка на отчет Счетной палаты правительства США (GAO) за 2022 год. В отчете указано, что сложные организационные отношения и устаревшие директивные документы «могут помешать эффективной координации и привести к плохому или запоздалому принятию решений» между многочисленными армейскими организациями, ответственными за базу по производству боеприпасов.

— Что, опять мешают бюрократические препоны? А как вообще организовано производство боеприпасов в США?

— В той же аналитической записке Конгресса, в частности, отмечено, что промышленная база по производству обычных боеприпасов — это собирательный термин для промышленных объектов министерства обороны США (DOD), которые производят обычные боеприпасы, топливо и взрывчатые вещества для использования вооруженными силами.

К таким боеприпасам относятся боеприпасы малого (0,50 калибра и меньше), среднего (от 20 до 40 мм) и большого (от 50 до 155 мм) калибра, пороха для огня прямой наводкой, огня с закрытых позиций и ракетного применения, а также различные взрывчатые вещества. Эти производственные мощности в основном сосредоточены на пяти государственных, управляемых подрядчиками (GOCO), заводах по производству боеприпасов (AAP) армии США. При этом армия обеспечивает управление и надзор от имени министерства обороны США.

— Все-таки, заводы — государственные, не частные?

— Боеприпасы — слишком уж жизненно важная штука. Самый совершенный автомат или пушка — кусок ненужного железа, если нечем из них стрелять. Поэтому доверять такое важное дело частнику, который может ошибиться, обанкротиться, сменить вид деятельности или продукции, очень рискованно. Впрочем, частные производства тоже имеются, но не они играют главную роль.

Современная производственная база боеприпасов США восходит к Первой мировой войне, когда Совет военной промышленности спонсировал быстрое наращивание государственных и подрядных производственных мощностей для удовлетворения потребностей в боеприпасах военного времени. Аналогичная промышленная мобилизация произошла во время Второй мировой войны, в результате чего к 1945 году в Соединенных Штатах осталось 86 заводов по производству боеприпасов. Во время холодной войны это число сокращалось по мере роста запасов и повышения эффективности производственных процессов. В 1975 году министерство обороны также консолидировало управление производством боеприпасов, назначив министра обороны единым менеджером по обычным боеприпасам (SMCA).

Сегодня пять заводов GOCO поставляют военным большую часть обычных боеприпасов, топлива и взрывчатых веществ. Кроме того, есть и другие объекты, которые в рамках более широкой армейской промышленной базы выполняют определенные производственные функции, связанные с боеприпасами. Это десяток промышленных площадок для поддержки разработки, производства, модификации, хранения, технического обслуживания, распределения, утилизации и демилитаризации боеприпасов. Даже производство гильз.

— Сколько выделяется денег на производство боеприпасов?

— В 2022 финансовом году Конгресс выделил около 3,8 миллиарда долларов на закупку боеприпасов, в том числе 588 миллионов долларов на инвестиции в промышленные объекты. Конгресс США финансирует закупку боеприпасов в рамках ежегодного Закона об ассигнованиях на национальную оборону (NDAA) и законодательства об ассигнованиях на оборону.

— Так в чем же сложность отношений между надзирающими армейскими организациями, которую увидела Счетная палата американского правительства?

— В том, что их слишком много. А у семи нянек, как известно, дитя без глаза. Вот перечень армейских организаций, которые обеспечивают управление и надзор за базой по производству боеприпасов.

Министр армии (SECARMY) отвечает за миссию SMCA министерства обороны США, которая включает 15 функций, связанных с боеприпасами (они подробно описаны в Инструкции Министерства обороны США 5160.68). SECARMY делегировал обязанности по разработке политики и надзору SMCA помощнику министра армии по закупкам, логистике и технологиям (ASA (ALT)). То есть, в рамках ASA (ALT) это — руководитель совместной программы.

Офис вооружений и боеприпасов (JPEO A&A) управляет финансированием и устанавливает широкие стратегии приобретения. Еще два подчиненных командования армейского материального командования (AMC) занимаются повседневным выполнением миссии SMCA. Это — объединенное командование боеприпасов (JMC), которое наблюдает за заводами GOCO и другими базами боеприпасов. И армейское командование по контрактам (ACC), которое занимается распределением контрактов и их администрированием. Кроме того, Командование армейского будущего (AFC) проводит исследования и разработки и обеспечивает инженерную поддержку производства боеприпасов через свой Командный центр вооружений по развитию боевых возможностей.

Неудивительно, что время от времени их интересы, особенно финансовые, пересекаются и возникает, мягко говоря, недопонимание.

— Конгресс собирается сократить число контролеров?

— Конгресс может рассмотреть вопрос о том, следует ли поручить армии пересмотреть свою структуру управления, чтобы установить более четкие роли и обязанности для всех этих кураторов. Но они больше озабочены модернизацией предприятий, многие из которых построены во время или до Второй мировой войны. Чтобы их модернизировать, армия разработала трехэтапный план по инвестированию 16 миллиардов долларов с 2024 по 2038 финансовый год.

В отчете комитета Палаты представителей по вооруженным силам на 2023 финансовый год выражена поддержка этого плана, и Конгресс может пересмотреть приоритетность инвестиций армии, контролировать реализацию и рассмотреть будущие ассигнования. А еще американцы озабочены безопасностью цепочки поставок.

— А здесь что не так?

— Многое не так. На некоторых этапах производства боеприпасов используется сырье, добываемое за пределами Соединенных Штатов, что создает потенциальные проблемы с поставками. Например, нынешнее отсутствие внутреннего источника сурьмы, используемой для упрочнения свинцовых сплавов для пуль, вызвало обеспокоенность Конгресса. Как выяснилось, более 75% мировых поставок приходятся на Китай и Россию. Конгресс может изучить соответствующие риски цепочки поставок и рассмотреть вопрос о том, чтобы поручить министерству обороны накапливать материалы, вызывающие озабоченность, и стимулировать внутреннее производство критически важных материалов.

— И все-таки, как хотя бы на первых порах американцы собираются смягчить потенциальную нехватку боеприпасов?

— Начинается пресловутое «латание дыр». В сентябре 2022 года Конгресс выделил 540 миллионов долларов на увеличение мощностей заводов по производству боеприпасов для поддержки Украины и может продолжить инвестиции, чтобы удовлетворить устойчивый рост спроса. Конгресс может также поручить министерству обороны продолжать выявление нехватки боеприпасов, последствий для готовности и стратегий смягчения последствий. Но все это в ближайшем будущем пока будет лишь громкими декларациями и благими намерениями.

ИсточникМосковский Комсомолец
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...