7 декабря 2022 года Президент России Владимир Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека на вопрос об угрозе мировой ядерной войны заявил: «По поводу того, что Россия ни при каких обстоятельствах не применит первой. Но если не применит первой ни при каких обстоятельствах, значит, и второй тоже не применит, потому что возможности применения, в случае нанесения ядерного удара по нашей территории, сильно ограничены… Тем не менее, у нас стратегия наша применения средств защиты, а именно как защиту мы рассматриваем оружие массового поражения, ядерное оружие, она вся настроена вокруг так называемого ответно-встречного удара — то есть когда по нам наносится удар, мы наносим в ответ».

Ясно, что когда речь идет об ответно–встречном ударе, то речь идёт, в первую очередь, о США. Вашингтон делает всё, чтобы спровоцировать Россию на ядерные удары по Украине.

Об этом свидетельствуют атаки беспилотников по российским военным аэродромам и кораблям Черноморского флота; военный бюджет США на 2023 год, в котором десятки миллиардов долларов выделены на снабжение ВСУ Украины боеприпасами и новейшими средствами ПВО; решения стран НАТО о передаче Киеву миллиардных средств, которые предназначались для Афганистана до бегства из этой страны американцев.

При этом Вашингтон продолжает изображать из себя главного на планете миротворца, сдерживающего гонку ядерного вооружения.

27 октября 2022 г. Министерство обороны США (DOD) опубликовало несекретный Обзор ядерной политики на 2022 г. (NPR). Министерство обороны опубликовало этот обзор, первый с 2018 года, в том же документе, что и Стратегия национальной обороны на 2022 год и Обзор противоракетной обороны на 2022 год. В NPR описывается «ядерная стратегия, политика, позиции и силы» США и «подтверждается неизменная приверженность безопасному, надёжному и эффективному ядерному сдерживанию, а также сильному и надежному расширенному сдерживанию».

6 декабря 2022 года на сайте Исследовательской службы Конгресса США опубликованы основные положения Обзора ядерной политики с комментариями для конгрессменов.

Для Конгресса обзор NPR охватывает такие темы, как руководство по использованию ядерного оружия, а также производство ядерного оружия и связанная с ним инфраструктура, которые напрямую влияют на законодательные и надзорные соображения. Отмечено, что правительство США «обновит руководство по использованию ядерного оружия», опубликованное в последний раз в 2020 году.

Соединённые Штаты намерены «продолжать развёртывание ядерной триады, состоящей из ядерных боеголовок», доставляемых самолётами, а также ракетами подводного и наземного базирования. Соединённые Штаты «полностью привержены» программам модернизации ядерного оружия, но не планируют проводить испытания ядерных взрывных устройств или возобновлять производство расщепляющихся материалов. В NPR также выражается поддержка модернизации американской системы командования, управления и связи, а также производственной и вспомогательной инфраструктуры.

Программы модернизации ядерного оружия

Эти программы включают:
— программу межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Sentinel (ранее известную как средство наземного стратегического сдерживания) для замены межконтинентальных баллистических ракет Minuteman III;

— подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) класса COLUMBIA для замены ПЛАРБ класса OHIO;

— программу W93 по производству новой боеголовки для баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ);

— модернизацию бомбардировщика B-52H;

— бомбардировщик B-21 для замены дальнего бомбардировщика B-2A Spirit;

— крылатую ракету дальнего действия для замены крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ);

— боеголовку БРПЛ малой мощности W76-2.

NPR также объявляет об отказе от гравитационной бомбы B-83-1 и отмене программы создания крылатых ракет морского базирования с ядерными боеголовками.

В NPR несколько раз оговаривается необходимость «гибких» ядерных сил США. В документе не содержится определения этого термина, но в качестве примеров упоминаются такие активы, как КРВБ, боеголовка БРПЛ W76-2, бомбардировщики глобального развертывания и истребители двойного назначения.

Назначение ядерного оружия

Исходя из обзора, «фундаментальная роль» ядерного арсенала США заключается в сдерживании ядерного нападения на Соединённые Штаты, а также на их союзников и партнёров.

В NPR повторяется заявление Китая, Франции, России, Соединённого Королевства и Соединённых Штатов, сделанное в январе 2022 года, в котором говорится, что «ядерную войну нельзя выиграть и никогда нельзя вести» и что «ядерное оружие должно служить оборонительным целям, сдерживать агрессию и предотвращать войну».

Соединённые Штаты «не будут применять или угрожать применением ядерного оружия» против государств-участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), не обладающих ядерным оружием, которые «соблюдают свои обязательства по ядерному нераспространению».

Обзор отвергает декларативную политику, известную как запрет на использование первым и единственная цель, потому что такая политика «приведёт к неприемлемому уровню риска», учитывая «диапазон неядерных возможностей, разрабатываемых и внедряемых конкурентами».

«Главное в стратегии сдерживания США — это уверенность в том, что наши ядерные силы будут держать под угрозой то, что руководство противника ценит больше всего», — говорится в NPR и указывается, что эффективное ядерное сдерживание «требует адаптированных стратегий для потенциальных противников, которые отражают наше лучшее понимание их решений». Документ, однако, не объясняет причин, лежащих в основе выбора целей, и не содержит подробностей о конкретных миссиях США по ядерному оружию.

Согласно обзору, в котором также обсуждается потенциальная роль неядерного потенциала США в сдерживании ядерных атак, Соединённые Штаты «рассмотрят возможность использования ядерного оружия только в экстремальных обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов Соединённых Штатов или их союзников и партнёров».

Часть схемы, названной в NPR «комплексным сдерживанием», этот подход предназначен для включения «подходящих неядерных возможностей, адаптированных к конкретным сценариям угроз».

В NPR перечислены три роли ядерного оружия:

— сдерживание стратегических атак;

— обеспечение безопасности союзников и партнёров;

— достижение целей США, если сдерживание не сработает.

Сдерживать стратегические атаки

Ядерный арсенал США должен сдерживать «все формы стратегического нападения», включая «ядерное применение любого масштаба, направленное против территории США или территории союзников и партнёров», согласно NPR, в котором добавляется, что любое «применение противником ядерного оружия … коренным образом изменит характер конфликта, создаст потенциал для неконтролируемой эскалации и будет иметь стратегические последствия».

«Способность сдерживания ограниченных ядерных атак» США необходима для сдерживания атак с использованием неядерного оружия, поскольку некоторые потенциальные противники «могут полагаться на угрозу ядерной эскалации, чтобы завершить конвенциональный конфликт на выгодных условиях».

Соединённым Штатам требуется ядерное оружие для сдерживания «узкого круга других серьёзных атак стратегического уровня».

Неоднократно ссылаясь на российские и китайские ядерные арсеналы как на ключевые факторы ядерной политики США, NPR утверждает, что к 2030-м годам Соединённые Штаты «столкнутся с двумя крупными ядерными державами в качестве стратегических соперников и потенциальных противников». Эта ситуация «создаст новые нагрузки на стабильность и новые вызовы для сдерживания, гарантий, контроля над вооружениями и снижения рисков».

Более того, ядерный арсенал США должен быть в состоянии сдерживать «оппортунистическую агрессию» со стороны Китая или России, если Соединённые Штаты вовлечены в военный конфликт с другой страной.

Китай является «растущим фактором в оценке» американского ядерного сдерживания, потому что Пекин «приступил к амбициозному расширению, модернизации и диверсификации своих ядерных сил». Приобретение Китаем дополнительных ядерных вариантов может позволить Китаю «включить ядерное принуждение и ограниченное ядерное применение первым» в стратегию Пекина по использованию ядерной энергии. «Гибкая стратегия сдерживания и силовая структура» США предназначены для того, чтобы не дать Пекину «ошибочно сделать вывод о том, что он может получить преимущество за счёт любого применения ядерного оружия».

Россия «продолжает делать упор на ядерное оружие в своей стратегии, модернизировать и расширять свои ядерные силы и размахивать ядерным оружием в поддержку своей ревизионистской политики безопасности». «Сочетание стратегических и нестратегических ядерных сил» Москвы позволяет использовать ядерное оружие «от крупномасштабных атак на США до ограниченных ударов в поддержку региональной военной кампании». Россия, вероятно, развернёт дополнительное ядерное оружие, указывает NPR, добавляя, что гибкий ядерный потенциал США «является ключом к тому, чтобы руководство России не просчиталось в отношении последствий применения ядерного оружия в любом масштабе». По мнению авторов обзора, такая позиция США поможет отговорить Москву либо от начала «войны с применением обычных вооружений против НАТО», либо от рассмотрения возможности применения «нестратегического ядерного оружия в таком конфликте».

NPR предупреждает, что любое использование Северной Кореей ядерного оружия «против Соединённых Штатов или их союзников и партнеров… приведёт к падению этого режима». В обзоре также отмечается, что ядерное оружие США «играет роль в сдерживании» региональных неядерных атак Северной Кореи, возможно, имея в виду потенциальное использование Северной Кореей химического, биологического или обычного оружия.

Заверить союзников и партнёров

NPR поясняет, что «расширенное ядерное сдерживание является основой» для «сети» союзов США и стран-партнёров. Заверения таких правительств в том, что обязательства США перед этими странами «заслуживают доверия, занимают центральное место в стратегии национальной безопасности и обороны США». Расширенное сдерживание также «способствует целям США в области нераспространения», устраняя предполагаемую потребность этих стран в собственном ядерном оружии.

В документе также отмечается, что Соединённые Штаты «будут сотрудничать с союзниками и партнёрами, чтобы адаптировать расширенную политику сдерживания и гарантий».

Что касается Индо-Тихоокеанского региона, в обзоре NPR поясняется, что Соединённые Штаты «продолжат размещать гибкие ядерные силы, пригодные для сдерживания регионального ядерного конфликта», и подчёркивается необходимость «совместного подхода между Соединёнными Штатами и союзниками в принятии решений, связанных с политикой ядерного сдерживания».

Что касается Евроатлантического региона, в обзоре поясняется, что, наряду с британскими и французскими ядерными силами и «договоренностями о разделении ядерного бремени» НАТО, ядерные силы США по-прежнему играют важную роль в сдерживании и обороне Североатлантического союза. С 2014 года «НАТО предприняла шаги для обеспечения современного, готового и надёжного» ядерного сдерживания, включая «модернизацию американского ядерного оружия передового базирования в Европе» и «переход на истребители нового поколения». Однако «необходимы дополнительные шаги для полной адаптации этих сил к текущим и возникающим условиям безопасности».

Достичь целей США, если сдерживание не сработает

NPR подробно не описывает эту миссию. Но в документе поясняется, что в случае неудачи сдерживания «Соединённые Штаты будут стремиться положить конец любому конфликту с минимально возможным уровнем ущерба на наилучших достижимых условиях» — формулировка подразумевает, что Соединённые Штаты могут использовать ядерное оружие в целях, отличных от сдерживания.

Другие миссии

В NPR подчеркивается роль ядерного оружия США в предотвращении эскалации обычных военных конфликтов и связанного с этим риска применения ядерного оружия. Стратегии сдерживания США «будут следовать рекомендациям по управлению риском эскалации».

Соединённые Штаты «будут стремиться управлять риском эскалации, устраняя» потенциальные «неверные представления противника… относительно решимости, возможностей, стратегических намерений или целей войны США».

В NPR предполагается, что Соединённые Штаты могут применить ядерное оружие в обстоятельствах, не связанных с потенциальным применением ядерного оружия потенциальными противниками.

Например, ядерное оружие должно сдерживать ограниченное количество «атак стратегического уровня со значительными последствиями.

Согласно документу, имеются ввиду удары с использованием химического, биологического, кибернетического, космического, информационного оружия или современных обычных вооружений.

В обзоре также утверждается, что «эффективные средства ядерного сдерживания лежат в основе более широкой оборонной стратегии США».

Контроль над вооружениями

В NPR поясняется, что в дополнение к ядерному сдерживанию «контроль над вооружениями, снижение рисков и ядерное нераспространение играют незаменимую роль в дальнейшем снижении ядерной опасности» и являются «взаимоусиливающими инструментами для сохранения стабильности, сдерживания агрессии и эскалации, а также предотвращения гонки вооружений и ядерной войны.»

В обзоре утверждается, что Соединённые Штаты «будут придерживаться новых договоренностей по контролю над вооружениями, направленных на устранение всего спектра ядерных угроз».

В NPR выражается поддержка переговорам о «новой системе контроля над вооружениями взамен» нового договора СНВ с Россией, срок действия которого истекает в 2026 году.

Согласно документу, такие переговоры «должны будут учитывать ядерную экспансию КНР», США ведут переговоры с Китаем по «всему спектру стратегических вопросов», включая «военное урегулирование конфликтов, кризисную связь, обмен информацией, взаимную сдержанность, снижение рисков, новые технологии и подходы к контролю над ядерными вооружениями». В обзоре также выражается поддержка ДНЯО и других компонентов режима ядерного нераспространения, а также принятие Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и проведение переговоров по Договору о прекращении производства расщепляющихся материалов.

Вот такие «миротворцы» в Вашингтоне: пафосно защищают мир от ядерной войны и… сами готовы применить ядерное оружие фактически ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ !!!

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...