Разговоры о низком качестве и порочной мотивации госуправления и путях его исправления при напряженно ожидаемом обществом переходе к комплексной модернизации обычно заканчиваются сакраментальным «всех уволить и разогнать в связи с профнепригодностью».

Действительно, 35 лет национального предательства запустили мощный процесс отрицательного отбора кадров, включающий в том числе истребление профессионалов во всех сферах деятельности, включая даже пропаганду. Отдельными фундаментальными пороками управления, с предельной наглядностью проявляющимися в ходе специальной военной операции, представляется его пресловутый имитационный характер, доходящий до отрицания реальности, и глубоко извращенная мотивация (на фоне которой тривиальная коррупция выглядит как что-то едва ли не патриотичное).

Поэтому отчаяние и желание «начать с чистого листа» по-человечески понятны и для публицистов (хотя и не для практиков, не говоря об аналитиках) почти простительны.

Но в реальности «чистых листов» не бывает: управлять приходится с теми кадрами, которые в данный исторический момент оказываются под рукой (ярким примером может быть ласковое и сопровождавшееся полуобнажением шашки обращение комкора Штерна к Сталину на трибуне Мавзолея в 1927 году «уж я тебе, морда кавказская, уши-то отрежу»; через 10 лет комкора расстреляли, но не за это).

Поэтому политически обусловленная риторика о «кардинальном обновлении» госаппарата переносу в практику не подлежит, а попытки такого переноса служат верным индикатором профнепригодности – не «конченых воров», а тех «лыцарей без страха и укропа», которые эти попытки предпринимают.

Даже большевики, на словах отрицая весь «старый мир насилья», на деле отчаянно страдали от того, что пришли уже на его разрушенные либералами руины и, как пылесосом, собирали все кадры, до которых могли дотянуться: от 55% офицеров и генералов царского Генштаба до возвращенного из эмиграции преподавателем курсов «Выстрел» генерала Слащева-Крымского и командующего отдельным корпусом жандармов Джунковского, отправленного Николаем II на фронт за яростные предупреждения о большевистской угрозе и консультировавшего Сталина ещё и в начале 30-х годов.

Практика знает два метода решения проблемы непригодного для решения новых задач госаппарата.

Первый — опричнина: создание параллельной системы управления с передачей ей ключевых полномочий, превращения старой системы управления в ее придаток и последующего преобразования старой системы путем ее насыщения новыми кадрами, отобранными и подготовленными в рамках параллельных органов власти.

В пореформенной России такими параллельными органами в гайдаровском правительстве был Рабочий центр экономических реформ, заменивший собой еще советский по духу аппарат Совета Министров РСФСР, а в XXI веке – неформальные либеральные структуры, обеспечившие монетизацию льгот 2005 года, многоэтапную реформу образования под руководством ректора ВШЭ Кузьминова, повышение пенсионного возраста и т.д..

Однако последние три года мы видим второй, уникальный для нашего госуправления метод его преобразования плавным сочетанием цифровизации и изменения правил, реализуемый премьером Мишустиным.

Строго говоря, первый успех такого рода был достигнут более 10 лет назад в отношении ГИБДД, которая на глазах (при помощи введения в том числе сплошного видеонаблюдения) перестала быть синонимом коррупции (что еще может быть исправлено при реализации угрозы «медицинского сафари на дорогах», созданной законопроектом о внеочередном медосмотре водителей).

Премьер Мишустин вот уже третий год постепенно, шаг за шагом, всякий раз делая передышку и давая госаппарату освоить новые правила, нормализует структуру госуправления, переориентирует его с поощрения финансовых спекуляций на задачи развития реального сектора и с обеспечения вывода капитала из страны на производство в стране добавленной стоимости, вводит формализованные критерии отчетности и обеспечивает ответственность всех, вплоть до еще недавно полностью бесконтрольных вице-премьеров, за решение четко сформулированных задач.

Эти изменения осуществляются в фирменном мишустинском стиле: постепенно, но неуклонно, без рекламных истерик, но с неумолимой неотвратимостью фундаментальных исторических преобразований.

Именно благодаря им стандартные макроэкономические прогнозы вот уже третий год подряд оказываются неожиданно пессимистичными, а бюджетные расходы вопреки экономической теории успешно компенсируют негативные последствия по-либеральному сверхжесткой финансовой политики.

Благодаря управленческой стратегии премьера Мишустина госаппарат к моменту его очищения от либералов гайдаровско-чубайсовского толка вполне может быть отмобилизован до такой степени, что сможет перейти к задачам комплексного развития «с колес», без каких-либо предварительных пугающих оргмероприятий.

ИсточникДелягин.ру
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...