США и ЕС ввели против России уйму санкций, которые ударили бумерангом по ним самим.

I. Трезвая оценка эффективности санкций от экспертов Конгресса США

13 декабря 2022 г. на сайте Исследовательской службы Конгресса СШАопубликована аналитическая записка «Экономические последствия санкций против России».

В этом документе довольно объективно отражена ситуация:

«В ответ на войну России с Украиной в 2022 году широкая многосторонняя коалиция, включающая США, Европейский союз (ЕС), Великобританию, Канаду, Австралию, Японию и другие, ввела против России новые масштабные санкции.

Санкции — беспрецедентные с точки зрения масштаба, координации и скорости — нацелены на зарубежное богатство и экономическую деятельность российской элиты и лиц, принимающих решения. Санкции также направлены против финансового и энергетического секторов России и доступа к западным технологиям, среди других финансовых и торговых инструментов.

Санкции создали проблемы для России, но на сегодняшний день не привели к экономическому «нокауту», который многие предсказывали.

Новые санкции в отношении экспорта российской нефти, введенные в декабре 2022 года, могут усилить экономическое давление на правительство.

Хотя санкции являются инструментом внешней политики, используемым в нескольких контекстах, скоординированные санкции в отношении России имеют важное значение для мировой экономики из-за размера российской экономики — до войны она занимала 11-е место по величине в 2021 году — и интеграции России в мировую экономику.

Помимо экспорта нефти и природного газа, Россия является ключевым мировым поставщиком нескольких металлов (титан, алюминий и никель), химических газов, используемых в производстве полупроводников, пшеницы и удобрений, а также других товаров.

Многие американские и международные фирмы также открыли фабрики, совместные предприятия и розничную торговлю в России и несут убытки, уходя с российского рынка.

Влияние на экономику России

В начале боевых действий многие сходились во мнении, что новые санкции могут разрушить российскую экономику. В феврале 2022 года санкции создали в России многочисленные экономические проблемы. Например:

• финансовый сектор России терпит убытки в сотни миллиардов долларов;

• российские военные испытывают трудности с закупкой ключевых компонентов для своих военных действий;

• многие российские заводы приостановили производство из-за отсутствия доступа к импортным деталям;

• многие пострадавшие компании переводят сотрудников на неполный рабочий день или в отпуск;

• сотни американских и международных компаний ушли с российского рынка;

• российская нефть продается ниже рыночных цен.

Однако по другим показателям российская экономика перенесла санкции лучше, чем многие ожидали.

В октябре 2022 г. Международный валютный фонд (МВФ) подсчитал, что в 2022 г. экономика России сократится на 3%, что составляет менее половины ее экономического спада во время мирового финансового кризиса 2008–2010 гг. Кроме того, согласно прогнозам МВФ, всплеск инфляции в России в 2022 г. и сокращение импорта будут носить временный характер. Экспорт нефти из России в страны за пределами США, в значительной степени освобожденные от санкций до 5 декабря 2022 года, был важным источником государственных доходов.

Есть некоторые свидетельства того, что экономические условия в России начинают ухудшаться более быстрыми темпами. В ноябре Центральный банк России оценил более быстрое сокращение экономики в четвертом квартале 2022 года (7,1%) по сравнению с предыдущими кварталами 2022 года (около 4%). Санкции могут быть сопутствующим фактором — часто требуется время, чтобы санкции проявились в полной мере, — но, вероятно, свой вклад вносят и другие факторы. В частности, сами военные действия, включая мобилизацию гражданского производства для военных целей, призыв рабочих на военную службу и отложенные проекты внутренней инфраструктуры, привели к экономическим потрясениям.

Ожидается, что недавнее расширение санкций в отношении нефтяного сектора усилит давление на Россию. В декабре 2022 года ЕС запретил импорт большей части российской сырой нефти, а «Большая семерка» ввела глобальный потолок цен на закупки российской нефти. Эти новые нефтяные санкции могут сократить государственные доходы, усугубив бюджетное давление в результате увеличения военных расходов.

Экономическое влияние за пределами России

Санкции, изолирующие Россию, являются шоком для мировой экономики, которая все еще пытается оправиться от пандемии COVID-19. Санкции, вероятно, способствовали сбоям в глобальных цепочках поставок, повышению мировых цен на сырьевые товары и замедлению глобального экономического роста.

МВФ прогнозирует, что глобальный экономический рост замедлится с 6,0% в 2021 году до 3,2% в 2022 году и 2,7% в 2023 году, но трудно оценить влияние санкций отдельно от других современных факторов, включая войну, ужесточение денежно-кредитной политики (более высокие процентные ставки) во многих странах с развитой экономикой, а также перебои с поставками, связанные с COVID-19, прежде всего в Китае.

Соединённые Штаты

Соединенные Штаты никогда не имели существенных экономических отношений с Россией. На Россию (и СССР до 1992 г.) приходилось менее 3% годового экспорта и импорта США со времен Второй мировой войны.

Однако санкции могут иметь серьёзные последствия для конкретных американских компаний и секторов, связанных с Россией.

Например, могут возникнуть опасения по поводу подверженности определенных финансовых учреждений США влиянию России, доступности сырья с рынков за пределами России и конкурентоспособности американских фирм. Беспокойство также сосредоточено на том, может ли сокращение поставок энергоносителей из России привести к повышению цен на газ и усугубить инфляцию.

Европа и энергетика

Среди коалиции, вводящей санкции, ЕС был самым сильным экономическим партнером России и сталкивается с наибольшими экономическими потрясениями. Европа зависела от импорта энергоносителей из России, особенно природного газа, и санкции ЕС в отношении России до 5 декабря 2022 г. отменили некоторые исключения, связанные с энергетикой. С начала войны поставки природного газа из России в ЕС сократились более чем наполовину. Европейские правительства накапливают топливо и оказывают экстренную финансовую помощь домохозяйствам и предприятиям.

Расширение нефтяных санкций может еще больше дестабилизировать мировые энергетические рынки.

Продовольственная безопасность

Санкции включают исключения для минимизации гуманитарных издержек. Например, война нарушила мировые рынки зерна и удобрений, усилив опасения по поводу отсутствия глобальной продовольственной безопасности. Санкции США и ЕС не запрещают экспорт сельскохозяйственной продукции из России, в Россию или с участием России. Операции, связанные с торговлей сельскохозяйственной продукцией, освобождаются от финансовых санкций.

Страны вне санкционной коалиции

Нынешние санкции в отношении России носят многосторонний, но не глобальный характер, и Россия стремится к более глубоким экономическим отношениям со странами, не входящими в санкционную коалицию.

Например, экспорт России в Бразилию, Китай, Индию и Турцию увеличился как минимум на 50% с начала войны 2022 года по сравнению с предыдущим годом.

Однако санкции по-прежнему ограничивают возможности России участвовать в трансграничных сделках. Также неясно, в какой степени страны, не входящие в санкционную коалицию, готовы рисковать потенциальными последствиями с Соединенными Штатами, ЕС и другими странами, значительно увеличивая экономическое взаимодействие с Россией.

Влияние на структуру мировой экономики

Новые санкции в ответ на российскую агрессию могут иметь долгосрочные последствия для структуры мировой экономики.

Санкции могут создать (или углубить) раскол в мировой экономике, что приведет к разрозненным экономическим блокам и расколам, которые могут подорвать международный экономический порядок, основанный на правилах, которому Соединенные Штаты уделяли приоритетное внимание со времен Второй мировой войны.

С другой стороны, коалиция экономик-единомышленников во главе с Соединенными Штатами и Европой может создать возможности для новых важных экономических соглашений.

Санкции также могут ускорить усилия различных стран, особенно Китая, по уменьшению их зависимости от доллара США в международных транзакциях и западной инфраструктуры трансграничных платежей в целом.

В частности, замораживание активов российского центрального банка может заставить страны пересмотреть свои владения долларом и его использование. Если усилия по дедолларизации получат более широкое распространение, стоимость заимствований в США может возрасти, а санкции могут стать менее эффективным политическим инструментом.

Вопросы политики для Конгресса

Санкции повлекли за собой определенные расходы для России, нарушили глобальные энергетические рынки и создали экономические возможности для стран, не входящих в санкционную коалицию, включая Китай. Большинство санкций США, введенных против России в 2022 году, были введены администрацией Байдена в виде исполнительных указов.

Поскольку Конгресс осуществляет надзор за санкциями США в отношении России и рассматривает роль законодательной власти в формулировании политики санкций США, возможные политические вопросы включают:

• Какова конечная цель санкций против России?

• Продвигают ли санкции Соединенные Штаты и их союзников к этим целям?

• Реагируют ли лица, принимающие решения в России, на экономическое давление?

• Нужны ли дополнительные санкции?

• При каких условиях санкции должны быть сняты?

• Как долго США смогут поддерживать многостороннее сотрудничество по санкциям? Каковы будут последствия ослабления сотрудничества?

• Должны ли Соединенные Штаты оказывать экономическую поддержку американским компаниям и отраслям, пострадавшим от санкций?

• Как Соединенным Штатам следует взаимодействовать со странами, расширяющими экономические отношения с Россией?

• Должен ли Конгресс систематизировать санкции, вводимые посредством исполнительных указов?».

II. Санкционная шизофрения ЕС

Европейский союз заявил 16 декабря 2022 г., что его последний пакет санкций ударит по российскому военно-промышленному комплексу, а также по лицам и группам, которые «нападают на украинских мирных жителей или похищают детей» (формулировки умственно неполноценных людей в ЕС – Е.Л.,В.О.).

Валдис Домбровскис, вице-президент Еврокомиссии, заявил, что пакет нанесет удар по 168 «структурам» — компаниям или государственным организациям, — связанным с военной промышленностью.

«Это гарантирует, что ключевые химические вещества, нервно-паралитические вещества, приборы ночного видения и радионавигации, электроника и ИТ-компоненты, которые могут быть использованы российской военной машиной, не могут быть предметом свободной торговли», — заявил Европейский совет, представляющий государства-члены (где и когда России использовала нервно – паралитические вещества?, – опять безумные формулировки – Е.О,В.О.).

Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что пакет «еще сильнее столкнет российскую экономику и военную машину с рельсов» (то, что не столкнул, заявлено экспертами Конгресса США – Е.Л.,В.О.).

Фон дер Ляйен добавила, что новые санкции нацелены на «почти 200 физических и юридических лиц, причастных к нападениям на мирных жителей и похищениям детей». Открытые усилия России по усыновлению украинских детей и воспитанию их русскими уже идут полным ходом, что является одним из самых взрывоопасных вопросов войны, как показало расследование Associated Press (лидеров ЕС – на международную психиатрическую экспертизу – Е.Л.,В.О.).

ЕС также расширит запрет на экспорт товаров и технологий, связанных с авиационной и космической отраслью, включив в него авиационные двигатели и их детали, при этом мера будет распространяться как на пилотируемые, так и на беспилотные летательные аппараты.

«Это означает, что отныне будет введен запрет на прямой экспорт двигателей для беспилотников в Россию и любую третью страну, которая может поставлять беспилотники в Россию», — говорится в сообщении Европейского совета.

Кроме того, замораживание активов будет наложено еще на два российских банка, а Всероссийский банк развития регионов будет добавлен в список российских государственных или контролируемых организаций, на операции с которыми распространяется полный запрет.

Совет заявил, что еще четыре СМИ, которые считаются инструментами пропаганды, используемыми для дестабилизации ЕС, — НТВ/НТВ «Мир», «Россия 1», «РЕН ТВ» и «Первый канал» — будут лишены лицензий на вещание.

В энергетическом секторе ЕС заявил, что запретит новые инвестиции в российскую добычу полезных ископаемых, за исключением добычи полезных ископаемых и разработки карьеров, связанных с определенным критическим сырьем.

Несмотря на первоначальное нежелание некоторых стран-членов, которые считали, что этот шаг создаст лазейки в сети санкций, ЕС также решил ввести отступления для некоторых лиц и компаний, находящихся под санкциями, чтобы облегчить транспортировку пшеницы и удобрений между Россией и третьими странами.

Европейский совет заявил, что это было сделано для того, чтобы «избежать и бороться с отсутствием продовольственной безопасности во всем мире, а также для того, чтобы избежать сбоев в каналах оплаты сельскохозяйственной продукции».

Помимо санкций в отношении различных организаций, банков и отдельных лиц, включая Путина и членов его семьи, ЕС ранее одобрил эмбарго на импорт угля и морской нефти в тесном сотрудничестве с западными союзниками.

***

Американские эксперты намного более адекватны своих европейских коллег.

Ясно одно, санкциями США и ЕС создали больше проблем для себя, чем для России.

ИсточникЗавтра
Елена Ларина
Ларина Елена Сергеевна (1964 г.р.) – предприниматель, аналитик, преподаватель. Постоянный член Изборского клуба. Родилась, училась и работаю в г. Москве. Получила высшее экономическое и юридическое образование, соответственно в Российском экономическом университете им. Г.В.Плеханова и Институте международного права и экономики им. А.С.Грибоедова. Генеральный директор компании «Персоналинвест» и соучредитель компании «Хайрест». Подробнее...