Божественный смысл нравственной личности
Александр Проханов
В Северо-Кавказском федеральном округе в самом разгаре приготовления ко II Ставропольскому форуму всемирного русского народного собора, который состоится 20–21 декабря 2013 года. Участникам форума, а их соберется около полутора тысяч, предстоит обсудить проблематику, связанную с главной темой мероприятия – «Нравственная и ответственная личность – основа сильного государства». В числе российских экспертов, давших согласие участвовать в форуме, Александр Проханов – главный редактор газеты «Завтра», председатель Изборского клуба.
– Александр Андреевич, в чем, по вашему мнению, состоит значение Ставропольского форума ВРНС?
– Вообще, собор является частью огромного движения, огромного такого настроения, охватившего все слои русского и российского общества. И волна этих московских соборов катится в разные стороны на север, на юг, в другие зоны. Ставрополье – это площадка очень сложная, многомучительная и очень актуальная для обсуждения русского фактора, русской идеи, русско-имперской сущности. Я думаю, она найдет свое воплощение.
– Как вы трактуете тезис, что нравственная личность – это основа крепкого государства?
– Если крепкое государство основано на олигархизме, когда в основе полицейского, крепкого, мощного, стабильного государства лежит купец, стяжатель, лежит компрадорский буржуа, если государство основано на гнилой стяжательской буржуазии, то нравственная личность не может лежать в основе этого государства, она будет с этим государством сражаться, будет восставать против всех его принципов в его основе. Нравственная личность важна в государстве, которое само построено на нравственных принципах. И традиционное для России имперское многонациональное государство отвечает глубинному коду русского исторического сознания, но он не единственный. Второй код, который всегда присутствовал в русском историческом сознании, код, связанный с идеей вселенской справедливости, с идеей божественной справедливости, с идеей райских смыслов.
Эти райские смыслы сопутствовали русскому человеку со сказочных древних времен, вплоть до сталинградских, сталинских атакующих и погибающих на пулеметах солдат. Такая личность вместила в себя эти заповеди и несет в себе гигантскую мечту по построению абсолютно справедливого божественного общества. Она, конечно, должна стоять в основе Российского государства. Но эту личность я бы не назвал нравственной. Слово «нравственность» – странное, какое-то гуманитарное. Эта личность должна быть богооткровенной. Эта личность должна нести в себе божественные смыслы русской истории и русского рая. Вот такая личность будет лежать в основе нашей грядущей империи, нашего грядущего царства.
– Можно ли воспитывать в человеке нравственность? Какими способами?
– Допустим, учитель – развратник, педофил, аморальный лжец. Может ли он воспитывать что-нибудь нравственное? Нет, не может. Нравственного человека может воспитать только нравственный человек. Как воспитывать? Очень просто. В центре воспитания должны стоять богооткровенные личности, богооткровенные проповедники, педагоги. Ими могут быть мужчина, женщина, офицер без одной ноги или батюшка-священник в драной рясе, без алмазных крестов на груди. Этим проповедником может быть действительно глубоко нравственный, истинный, сопоставляющий свою жизнь с высшими смыслами человек. И тогда вокруг этого человека будут спасаться многие. А если будет учебник по нравственности, а по нему будет учить детей сиплым голосом спившийся человек, какую он может привить им нравственность? Нравственность не является предметом воспитания. Нравственность – это результат коллективного национального действия, во время которого человек ставится перед выбором – совершить ли ему дурной или добрый поступок, умереть ли ему за Родину или убежать с поля боя.
– Как вы оцениваете инициативу академиков РАН, которые предложили донским казакам определить себя в новой национальности?
– Я считаю, что это «прекрасная» идея, поскольку казаков довольно много: донские казаки – это один народ, кубанские – другой, уральские – третий, уссурийские – четвертый, семиреченцы – пятый, якутские – шестой.
Москвичи тоже должны быть народом, отделить себя от петербуржцев, вологодская нация должна быть, нация саратовских русских, – и тогда исчезнет русский народ. Это здорово, когда исчезает русский народ, правда же? Это же «прекрасно»! Зачем нам русский народ? Давайте его распилим на множество самых разных других народов и на этом фоне давайте цементировать великий, крепкий, единый татарский народ, например. Давайте создадим мощное татарское этническое образование, а русские все разбегутся по разным народам. Вот, скажем, донские казаки, ну конечно – свой народ. Мы это видим, у них и глаза косые, понимаете, у них четыре руки и они в русской истории никогда не участвовали. Они же вечно занимались проблемами Южной Африки. Я – «за».
– Почему?
– Почему? Потому что донские казаки – это русские люди.
– Они же сами предлагают себя выделить.
– А сколько их, тех, которые предлагают? Семь? Или семь миллионов? Их – шесть тысяч! Или Краснов, которого повесили? Ну, кто это? А если я говорю: «Я – царица Савская». Это дичь, дурь. Это от слабости русского этноса, он распадается, а мы еще будем этому покровительствовать. Это же дичь, отвратительная дичь! Это просто омерзительная дичь, когда русский народ испытывает колоссальное напряжение, когда он ослабел, в этот период начинается эта дисперсия. Идиотизм это!
МК.ru 11.12.2013