Как у вас там с мерзавцами? Бьют? Поделом!

Ведьмы вас не пугают шабашем?

Но не правда ли, зло называется злом

Даже там – в добром будущем вашем?

В.С. Высоцкий. Баллада о времени

Западная цивилизация по всем параметрам находится сегодня в глубоком кризисе. Чистым абсолютным злом назвал её философ Александр Дугин. Похоронены традиционные смыслы прошлого, христианские моральные принципы вытеснены либеральными ценностями («если Бога нет, то всё дозволено»), на смену свободе слова пришла борьба с инакомыслием, а на смену семейным ценностям – диктатура ЛГБТ, права и свободы человека превращены в права и свободы для избранных, манипуляция сознанием людей уничтожает здравый смысл и убивает души. Бесовщиной назвал в своё время Ф.М. Достоевский социокультурные явления, разрушающие начала мира и человеческого сознания.

Но именно по этому бесовскому пути повели Россию либерал-реформаторы, разрушившие вопреки воле народа Советский Союз и взявшие курс на строительство зависимого капитализма и присоединение к «дивному новому миру» для избранных, в который обманом пытаются затащить человечество хозяева денег. Жизнь по чужим законам и вопреки собственным историческим и культурным традициям разрушила защитные оболочки и скрепы страны. Она не только завела в тупик экономику, но и изуродовала множество привычных мировоззренческих связей российского общества (духовных, социальных, политических, национальных), привела к деградации культуры, деформировала сознание молодого поколения. Страна де-факто утратила свой суверенитет, и на международных площадках российским представителям неоднократно в весьма недипломатических выражениях указывали, что Россия является государством с усечённым суверенитетом и должна знать своё место.

Антисоветский переворот и последовавшая за ним идеологическая оккупация и контролируемая катастрофа были осуществлены умными мерзавцами, опиравшимися на честных дураков (эту черту всех революций подметил в своё время ещё Карл Маркс). Сегодня многие граждане, купившиеся по доверчивости на дешёвые лозунги младореформаторов о правах и свободах человека и обещания товарного изобилия, со стыдом вспоминают своё голосование за Ельцина, сдавшего великую державу на разграбление. Бал в стране при нём начали править циничные мародёры (те самые умные мерзавцы) – бессовестный и агрессивный интеллект, целью которого было не служение Отечеству, а исключительно собственные шкурные интересы. Это про них одним из юмористов было сказано: «Чем меньше совести, тем больше всего остального».

Ф.М. Достоевский ещё в XIX веке писал: «…русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать».Неудивительно, что вождь наших умных мерзавцев г-н Чубайс в XX веке отвечал на это: «…я перечитывал Достоевского… И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку». Эта «почти физическая ненависть» питает желание либерального Запада запретить и отменить русскую культуру и в конечном итоге уничтожить Россию.

В нулевые шаг за шагом России удалось отойти от края пропасти, а в 2007 году президент России В.В. Путин выступил с Мюнхенской речью, в которой заявил о том, что у России есть собственные интересы, она не собирается строиться по указке Запада и намерена обеспечить свой суверенитет. Но можно ли обеспечить реальный суверенитет в условиях радикального разделения интеллекта и совести? В далёком 2006 году в статье «Совесть и интеллект как условие суверенитета» я писал, что для отвоёвывания нашего суверенитета нам необходимо найти нашу, совместимую со всеми нашими непреодолимыми ограничениями, модель воссоединения интеллекта и совести. Именно в совести наряду с правдой всегда была заключена сила Русского мира.

Удалось ли нам за прошедшие годы соединить интеллект и совесть и восстановить суверенитет? Сегодня мы ясно видим, что список стран, которые могут позволить себе суверенную политику, очень короток. События последнего года ярко продемонстрировали, что даже страны золотого миллиарда (за исключением США) реально суверенными не являются…

Для современной западной цивилизации – царства мамоны – само понятие «совесть», столь органичное и неотъемлемое для русской культуры, является чем-то во многом архаичным и неудобным, балластом, мешающим «брать от жизни всё». В «дивном новом мире» с господством искусственного интеллекта совесть, по задумке его «архитекторов», видимо, отомрёт за ненадобностью окончательно. Но и сегодня слова, соответствующего русскому понятию «совесть», в большинстве языков нет, что постоянно порождает трудности перевода и официальных документов, и литературных произведений. В русском же языке мы часто используем выражения «жить по совести», «трудиться на совесть», «не за страх, а за совесть». Для русского православного человека совесть – это глас Божий в человеке, внутренний компас, более надёжный, чем любые законы. Неприятно услышать в свой адрес «ты совсем совесть потерял» или «совести у тебя нет».

Сравним высказывания о совести русских и западных писателей. Духовной частью человека, которая действует, «как стрелка компаса», называл совесть Л.Н. Толстой. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», – говорит Борис Годунов в одноимённой трагедии А.С. Пушкина. «Без совести и при большом уме не проживёшь», – считал М. Горький. «Совесть и есть та глубина человеческой природы, на которой она не окончательно отпала от Бога, сохранила связь с Божественным миром», – писал Н.А. Бердяев. В русском языке несколько десятков пословиц и поговорок о совести: «Совесть без зубов, а загрызёт», «Совесть потеряешь – другой не купишь», «Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека», «Добрая совесть злому ненавистна» и др.

На Западе со времён Цицерона, Сенеки и других философов Древнего мира, много размышлявших о совести и морали, как говорится, много воды утекло. Если в эпоху Просвещения к этому вопросу ещё обращался Иммануил Кант и другие мыслители, то уже в XIX веке его начали освещать «с юмором». Вот что говорили о совести западные писатели-классики. «Совесть и трусость, в сущности, одно и то же… «Совесть» – официальное название трусости»(Оскар Уайльд). «Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот рецепт идеальной жизни» (Марк Твен). Даже великий Гёте писал, что чистая совесть делает человека ипохондриком… «Жидовской выдумкой» назвал совесть Адольф Гитлер и пообещал: «Я освобожу человека… от грязных и унизительных самоистязаний – химеры, именуемой совестью и моралью».Борьба с совестью, освобождение от неё неизбежно ведёт к ницшеанским «белокурым бестиям» – приверженцам теории расового превосходства. Последствия хорошо известны…

Создатель теории архетипов швейцарский психиатр Карл Юнг удивительно точно описал различия в психологических портретах русских и европейцев. Если европейцы познают мир через логику и для них на первом месте стоят здравый смысл, рациональность, трезвый расчёт, умение логически мыслить, то для русских характерно чувственное восприятие жизни, при котором её духовная сторона намного важнее материальной, а стяжательство неизменно осуждается. Если для европейцев душа – это нечто неопределённое, покидающее тело после смерти, то для русских душа – носитель этического идеала, сама суть человека: она может болеть, петь, быть нараспашку. Это во многом объясняет, почему у русских – совесть и готовность к самопожертвованию, а у европейцев лишь conscience (сознание) и холодный расчёт, почему у русских Достоевский с Алёшей Карамазовым с его поисками смысла и стремлением сделать правдивое и хорошее, а на либеральном Западе – Ницше с его Заратустрой, видевшим повсюду волю к власти, которая заставляет слабого подчиниться сильному.

В политической системе нулевых, разработанной ещё в 1980-е годы, для союза интеллекта и совести места фактически не было. Если где-то возникала целостная ячейка патриотического интеллекта (или интеллектуального патриотизма), на неё тут же бросались силы политического спецназа – подкупить, стравить, осмеять, скомпрометировать. Для соединения интеллекта и совести требовались новые площадки в пространстве коммуникаций, новые программы, новый язык, новые подходы к работе с молодёжью и, наконец, новая идеология. Из понимания этих задач в кругу тех, кто не освободился за годы реформ от «химеры, именуемой совестью», постепенно зарождалась и вызревала идея объединения патриотических интеллектуалов самых разных направлений для совместной работы над пространством смыслов и выработки новой идеологии – идеологии прорыва, идеологии возрождения, способной положить конец идеологической оккупации, защитить молодое поколение и создать новое справедливое солидарное общество. Одно из таких объединений произошло в сентябре 2012 года в рамках Изборского клуба, провозгласившего своей целью борьбу за суверенность русской истории, русской культуры, русского государства, за суверенность, залогом которой должен стать интеллект, согретый совестью.

За десять лет напряжённой совместной деятельности членов клуба под председательством бессменного идейного вдохновителя всей работы А.А. Проханова, который будет отмечать 26 февраля свой малый юбилей, было сделано немало: сложилась целостная система взглядов для новой идеологии Государства Российского, в основе которой – идеи социальной справедливости, гармонии в отношениях человека к человеку и человека и государства, понимание всемирно-исторической роли России, идеи гармоничного соседства языков, культур и верований, идеи справедливого многополярного миропорядка. Издано множество книг и журналов. В этом же направлении работают и другие объединения экспертов, возникшие за последние 10 лет, в частности, Сретенский клуб имени С.П. Курдюмова, уделяющий пристальное внимание формированию образа будущего.

Но, к большому сожалению, единого идеологического стержня в России до сих пор нет. При провозглашённом статьёй 13 действующей Конституции запрете на государственную идеологию де-факто действует идеология либерализма, поскольку права и свободы человека в статье 2 объявлены высшей ценностью. Об этом позаботился ещё в 90-е интеллект без совести, правивший тогда бал. Страна оказалась идеологически не готова к проведению СВО, в ходе которой Россия ведёт борьбу не только с вооружёнными формированиями и нацистской идеологией, но и с чудовищной идеологией либерализма, являющегося всегда питательной средой нацизма. 9 ноября прошлого года президент подписал указ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Это хотя и запоздавший, но очень важный шаг в верном направлении.

Однако до сих пор верховная власть так и не провозгласила на государственном уровне отказ от либеральной идеологии, которая у подавляющего большинства населения ассоциируется с нелегитимной приватизацией, воровством, предательством и утратой страной суверенитета. До сих пор умные мерзавцы 1990-х не названы мерзавцами, до сих пор отравляет души молодого поколения деятельность разместившегося в мраморном дворце Ельцин-центра. Мы продолжаем жить по навязанным Западом либеральным законам и «правилам», превратившим Россию в страну зависимого развития, и во многих сферах управляться продажной беспринципной офшорной элитой, уничтожившей в лихие 90-е промышленность, социальную сферу, разграбившей страну и коррумпировавшей чиновников. Необходимо в полный голос заявить, что история либерализма в России завершена. И не только заявить, но и подтвердить это конкретными, прежде всего кадровыми, решениями, убрав с ключевых постов наиболее одиозных персонажей, продолжающих работать на Запад.

Органы макроэкономического регулирования при принятии неадекватных решений не несут за их последствия никакой ответственности. В худшем для проштрафившихся чиновников случае они меняют один кабинет на другой. Достаточно вспомнить, сколько раз после 2014 года академик С.Ю. Глазьев предупреждал Центробанк о том, что нельзя хранить резервы в долларах, фунтах и евро и что они могут быть в любой момент арестованы. Речь об этом неоднократно шла, в частности, на заседаниях Национального финансового совета. После начала Спецоперации произошло ровно то, о чём много раз предупреждали: было арестовано более 300 млрд долл. резервов.

Можно привести и множество других примеров «впечатляющих» решений в здравоохранении, лесном хозяйстве, строительстве, организации снабжения армии и других сферах.

Обновление/чистка элиты – это сегодня императив времени. В условиях СВО стране необходима элита военного времени, для которой интересы страны находятся на первом, втором, третьем и всех последующих местах, элита, воплощающая в себе интеллект, культуру и совесть и способная привести страну к Победе! Это должны быть не старые «проверенные» либеральные кадры, а новые люди с громкой, а не спящей совестью, за которыми не тянется длинный шлейф «ошибок»!

После начала СВО, по разным оценкам, из России выехало около 1 млн человек. Какова бы ни была конкретная цифра, саму проблему отрицать невозможно. Можно сколько угодно заниматься патриотическим воспитанием молодёжи, но если при этом часть управленческой элиты «эвакуировала» свои семьи на Запад, то грош цена любым патриотическим наставлениям верхушки. В Советском Союзе все знали, что когда началась Великая Отечественная война, И.В. Сталин сказал своему сыну Якову Джугашвили: «Иди воюй». А когда Яков попал в плен и немцы при посредничестве шведского дипломата предложили обменять его на фельдмаршала Фридриха Паулюса, ответом Сталина было: «Я солдата на фельдмаршала не меняю».

Разумеется, у нас и сегодня в элите, прежде всего военной, есть достойнейшие люди, дети которых тоже воюют за правое дело. Задача в том, чтобы на всех уровнях управления слова не расходились с делами, чтобы не было места двойным стандартам и чтобы формирующееся новое общественное сознание относило к элите и допускало к управлению исключительно достойных людей с совестью, подвергая остракизму отпетых мерзавцев.

Наряду с обновлением/чисткой элиты жизненно необходимо ввести в действие механизм прямой ответственности всех органов государственного регулирования (начиная с федеральных органов власти) и уполномоченных должностных лиц за объективные результаты их деятельности. Без этого результаты труда и боевые заслуги миллионов людей будут постоянно обесцениваться коррупцией и некомпетентностью отдельных руководителей, которые не несут никакой ответственности ни за срыв плановых показателей, ни за простой мощностей, ни за казнокрадство, ни за гибель людей. При срыве плановых показателей или принятии решений, повлекших значительный ущерб, санкции к виновным, как в условиях военного времени, должны применяться незамедлительно. Механизм ответственности должен работать как будильник для засыпающей совести.

Хочется надеяться, что В.В. Путин видит и понимает эту проблему, что он проявит продиктованную обстоятельствами твёрдость и тогда, наконец, появится возможность соединить интеллект и совесть, обеспечив России победу над врагом и победу в нашей битве за будущее.

ИсточникЗавтра
Сергей Батчиков
Батчиков Сергей Анатольевич (р. 1953) – русский экономист, предприниматель, общественный и политический деятель. Действительный член Международной академии корпоративного управления. Председатель правления Российского торгово-финансового союза. Директор Центра проблем управления крупными социально-экономическими системами Международного научно-исследовательского института проблем управления. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...