Выступление на форуме «Ланьтин» в Пекине.

22 февраля в Пекине прошел международный форум по Инициативе глобальной безопасности. Эта инициатива была выдвинута Председателем Си Цзиньпином в апреле 2022 года, а сейчас развивается и насыщается дополнительным содержанием.

За последние 10 лет мы стали свидетелями нескольких смелых инициатив Китая в теории и практике международных отношений. Инициатива «Пояс и путь» стала важным источником наращивания действующих и создания новых инфраструктурных цепочек в Евразии и на других континентах. Предложение создать Сообщество единой судьбы человечества привлекло внимание и вызвало одобрение в условиях нарастания негативных тенденций в межгосударственных отношениях и отсутствия позитивных идей глобального масштаба. Серьёзные последствия можно ожидать от сделанного в 2021 году вывода о создании в Китае «новой модели развития человечества». Эта идея получила дальнейшее развитие несколько недель назад в короткой, но ёмкой формуле «модернизация не означает вестернизацию».

Кто не слеп, тот видит, что в Пекине напряженно обдумывают настоящее и будущее своей страны на мировой арене в условиях беспрецедентной турбулентности. При этом исходным пунктом является не конфронтация и стремление ослабить другие нации, но достичь консенсус или хотя бы компромисс. Не поддаваясь на провокации, Пекин реализует «стратегию терпения» и смог урегулировать острые проблемы в Синьцзяне и Гонконге без кровопролития, на которое рассчитывали организаторы «цветных революций». «Стратегия терпения» приносит зримые плоды и в тайваньском кризисе, Пекин успешно уходит от ловушки военного решения, к которой его подталкивают те же стратеги, которые развязали конфликт на Украине. Население Тайваня и влиятельные политические силы это оценили и демонстрируют стремление к миру и единству Китая. Опираясь на беспрецедентные успехи собственного развития, Китай проявляет готовность поделиться позитивным опытом «китайской модернизации» как альтернативы все менее эффективным рецептам либерально-капиталистической модели развития.

Думаю, настало время начать ускоренное наполнение теоретических конструкций соответствующими механизмами. На глобальном и континентальном уровнях уже успешно действуют БРИКС и ШОС, которые концентрируют внимание не только на налаживании взаимовыгодного сотрудничества развивающихся экономик, но и на проблемах мировой безопасности. Мы учитываем, что в ШОС входят 4 ядерные державы, а в БРИКС–3. Их взаимопонимание и взаимодействие играет важную роль в предотвращении ядерных конфликтов и мировой ядерной войны. В области решения проблем традиционной безопасности свою роль всё ещё играет ООН, всё ещё действуют отдельные договоренности между Москвой и Вашингтоном.

В то же время на планете быстро нарастают угрозы нетрадиционной безопасности. Терроризм, природные бедствия, вирусные пандемии, изменения климата, международная преступность, киберпреступность и другие вызовы ХХI века пока не получили адекватного совместного ответа человечества. Остро необходимо создание новых международных структур, которые вырабатывали бы способы решения этих проблем и координировали усилия заинтересованных стран. Появление новых структур оправдано либо их понятным отсутствием в совершенно новых сферах глобальной безопасности, либо бюрократизацией действующих, да к тому же попавших под влияние отдельных государств или групп государств. Можно привести примеры Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международного атомного агентства (МАГАТЭ) и некоторых других. Они зачастую действуют не в интересах человечества, а выполняя «советы» организаторов управления миром «по правилам».

Наша сегодняшняя дискуссия, на мой взгляд, как раз и является следствием назревшей необходимости создания принципиально новых международных структур. Они могли бы действовать в рамках уже созданных «зонтиков» типа ШОС и БРИКС. Они могли бы возникнуть как хабы национальных «мозговых центров» с перспективой роста до уровня международных организаций. В России, Китае, Индии и других странах, отказывающихся жить по односторонне установленным «правилам», накопилось много ценного опыта, уже идёт обмен в рамках двусторонних контактов, а также в рамках ШОС и БРИКС. Но сейчас пора повысить уровень до глобального и создать новую, «незападную» систему решения проблем нетрадиционной безопасности. Архитектоника такой сетевой структуры исходила бы из принципов неделимости безопасности, справедливости, универсализма, баланса интересов. Она объединяла бы имеющиеся национальные ресурсы и постепенно приобрела возможности для оперативного реагирования на новые вызовы. Сложение и тем более синергия опыта, доброй воли и материальных ресурсов в «Альянс за безопасность» уже в обозримом будущем способен стать позитивным и ощутимым вкладом в единую судьбу человечества.

ИсточникЗавтра
Юрий Тавровский
Юрий Вадимович Тавровский (р. 1949) – руководитель Экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...