Научиться читать Конституцию

Сергей Черняховский

В Основном законе есть идеология, и это, как ни странно, социализм

По сообщениям СМИ, в преддверии двадцатой годовщины принятия Конституции РФ дискуссия о том, стоит ли вносить в нее поправки, и если стоит, то что именно надо менять, приобретает все новый размах.

По данным «Известий», небезызвестный депутат Евгений Федоров подготовил целый пакет поправок. В частности, из Основного закона предлагается убрать принципы и нормы международного права как гарантию прав и свобод человека и гражданина в России. Ну и, разумеется, инициатор правки Конституции не мог обойти популярную в последнее время тему государственной идеологии, предложив исключить пункт о том, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Да, в России нет государственной идеологии. И это понятно и естественно, хотя бы потому, что нормами государственной институализации идеология не устанавливается. Кроме того, «государственных» идеологий вообще не бывает. Государство – это механизм, инструмент, оно не может обладать идеологией. Идеологией обладает общество, его сегменты, партии, существующая власть.

То есть в России нет и не может устанавливаться «никакая идеология в качестве государственной или обязательной» – в том смысле, что государство не принуждает к принятию какой-либо идеологии и не карает за несогласие с ней. Но это не означает, что в России нет конституционной идеологии, хотя она так и не называется.

Под этим термином я понимаю, что, во-первых, Конституция всегда неизбежно строится на определенных идеологических постулатах; во-вторых, сама Конституция в своих основополагающих статьях закрепляет те или иные идеологические принципы, отраженные в формах и нормах государственного устройства.

Все то, что заложено и провозглашено в первой главе Конституции РФ «Основы конституционного строя», есть изложение вполне определенных идеологических постулатов.

Идеология – это прежде всего ценности и цели. Идеология состоит из ценностной, аксиологической основы, принимаемой и устанавливаемой политической модели и содержащейся в ней экономической модели.

Уже первая статья первой главы Конституции РФ устанавливает определенные и политические, и ценностные нормы: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Итак, Россия – республика. Иначе говоря, в ней допускается существование только выборной власти. Можно спорить о том, лучше ли ей быть президентской, парламентской республикой, режимом ассамблеи или советской республикой, и можно пропагандировать каждую из этих точек зрения. Но нельзя оспаривать именно общий республиканский статус. Монархия недопустима. Пропаганда монархизма неконституционна и является покушением на основы конституционного устройства.

При этом закреплено положение о демократическом характере нынешнего российского государства. Демократия в первую очередь предполагает, что решения принимаются в соответствии с волей большинства и меньшинство обязано выполнять решения, принятые по воле большинства.

Можно спорить, какой именно должна быть эта демократия, по какой процедуре выявлять волю большинства. Должно ли большинство подавлять меньшинство или лишь требовать от него исполнения принятых решений. Имеет ли право меньшинство открыто говорить о своем несогласии с мнением большинства или не имеет. Позволяет ли большинство через созданную им власть меньшинству сохранять свою автономию и ставить вопрос о пересмотре решений, принятых большинством, или не позволяет. Должно ли меньшинство иметь некие свои права или не должно, принимает ли большинство свои решения непосредственно или через представителей-посредников, и так далее.

Все это может оспариваться и пропагандироваться. Но не может пропагандироваться ни право тех или иных «избранных», привилегированных групп принимать решения в своих интересах и навязывать их большинству, ни право тех или иных меньшинств навязывать свою волю большинству, ни их право не исполнять решения большинства. Провозглашение тезиса о праве «лучших» на власть над народом, как и права меньшинства не считаться с большинством, антиконституционно и является посягательством на основы Конституционного строя РФ.

Кроме того, согласно тексту Конституции, Россия – федеративная республика. Можно спорить, какой должна быть эта федерация – договорной или конституционной, административной, историко-государственной, национальной или смешанной, но не подлежит оспариванию сам факт федеративности и недопустимы призывы к ее упразднению и пропаганда конфедеративного либо унитарного устройства и попытка установить последние.

Идем дальше. Статья 3 Конституции устанавливает: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», который «осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Попытка подчинить себе волю народа и принимать решения помимо нее и в противоречии с его интересами (то есть, по сути, захват власти и присвоение властных полномочий) «преследуются по федеральному закону». Высшее проявление власти народа – референдум и выборы. Но раз «высшее» – значит, народ обладает правом и на любые иные формы реализации своей власти.

Это положение на самом деле означает очень многое. Дело в том, что применительно к внешним отношениям понятие «суверенитет» означает неподвластность по отношению к тем или иным силам и инстанциям, которые существуют вне страны, – международным организациям и другим государствам. Если же говорить об отношениях внутри государства, то существует три типа суверенитета: «суверенитет власти», предполагающий, что власть имеет право на все, что сочтет нужным делать; «суверенитет права», предполагающий, что право первично по отношению к иным началам жизни общества, в том числе к власти и воле народа («закон превыше всего»); и «суверенитет народа», означающий, что воля народа первична и по отношению к власти, и по отношению к праву и закону.

Народ имеет право наделять властью и формировать органы власти, и народ имеет право сменять власть и ликвидировать органы власти. Народ может править через создаваемые им институты, а может и непосредственно. Народ может осуществлять свою волю и власть через принимаемые им или его представителями законы, а может и помимо них. Оспаривание воли народа и этих его прав антиконституционно и есть ни что иное, как попытка присвоения себе властных полномочий.

Четырнадцатая статья устанавливает и еще один вполне идеологический постулат: «Российская Федерация – светское государство… Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Это значит, в частности, что все Церкви не имеют права вмешиваться в государственную жизнь и претендовать на участие в государственных делах. Их попытка воздействовать на государственные органы и проникнуть в них антиконституционна. Но все они подчинены закону и действуют в соответствии с ним. Церковь не вмешивается в дела государства, государство же устанавливает обязательные для Церкви законы.

Это нисколько не отрицает того, что каждый гражданин имеет право на исповедание любой религии либо на неисповедание никакой, равно как и того, что каждый верующий имеет право принимать участие в политической жизни и государственной деятельности и действовать с учетом своим убеждений.

И, возможно, само главное положение, содержащееся в Конституции. Статья седьмая провозглашает: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». То есть, среди прочего, пропаганда социал-дарвинизма, деление людей на «достойных» и «недостойных», эксплуатация человека человеком и ее оправдание антиконституционны и являются покушением на основы конституционного устройства России.

В этой же статье записано, что государство охраняет труд людей, то есть должно охранять его и от эксплуатации, и от подчинения его интересов интересам капитала. То есть в базовом противостоянии современного общества между трудом и капиталом Конституция РФ обязывает государство быть на стороне труда.

Правда, статья восьмая признает и гарантирует существование в России частной собственности, но лишь наряду с «государственной, муниципальной и иными формами собственности». А статья девятая провозглашает: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Но она же устанавливает границы этого владения и использования: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», то есть признает их совместным владением всего народа.

А поскольку конституционно закреплено, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то и частная собственность признается и может существовать только постольку, поскольку не мешает осуществлению этой цели.

Демократия, республиканское правление, народный суверенитет, отделение Церкви от государства, приоритет интересов труда – все это постулаты социалистической идеологии и принципы социалистического демократического государства. А создание условий для свободного развития каждого человека – основная задача создания коммунистического общества.

Можно смеяться или не верить, можно считать это шуткой или парадоксом, но конституционно Россия сегодня – социалистическое государство, строящее коммунизм. Правда, необычным путем. И хотя в России и нет государственной идеологии, но есть конституционное закрепление вполне определенной идеологии – идеологии социализма и строительства коммунизма. Другое, конечно, дело, как это исполняется и реализуется…

Но, строго говоря, раз в стране есть Конституция – значит, нужно исполнять ее требования. Другое дело, что, похоже, никто из власть предержащих ее не читал. Но, как говорится, незнание закона (тем более Основного) не освобождает от ответственности. В данном случае – от ответственности за исполнение того, что в нем написано.

KM.RU 29.11.2013

Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...