Величие Государства Российского – в его евразийской огромности со множеством племён и народов, верований, культур, языков. Этот евразийский континент, объединённый Государством Российским, превращается в цивилизацию. Русская евразийская цивилизация строится на гармонии всех наполняющих её пространств и народов. Гармония, симфонизм достигаются не только искусным разумным управлением, но и глубинным мировоззрением народов, исповедующих это мировоззрение. Башкиры, русские, татары и множество других этносов не просто уживаются бок о бок в Башкирии, не просто соседствуют, выполняя огромную, многомерную работу по улучшению, обогащению, выращиванию этого уникального живого явления – русской цивилизации.
Башкирия – это калитка, через которую народы идут с запада на восток и с востока на запад. Проходя через эти ворота, народы оставляют в Башкирии плоды своих верований, культур, населяют Башкирию своими единоверцами и соплеменниками. Башкирия – это удивительное полотно, на которое искусный художник нанёс множество изысканных мазков, множество орнаментов и изображений, создавая неповторимый лик Башкирии, где азиатские черты мешаются с европейскими, создавая удивительную красоту.
Народы, населяющие Башкирию, не смешиваясь в конгломерат, не переплавляясь в единую безликую массу, составляют один народ – народ народов, соединённый глубинной евразийской судьбой, евразийской этикой, евразийским ощущением семьи с домашним очагом, с ощущением гигантских пространств, среди которых таинственно поселились эти народы.
У народов Башкирии единая историческая судьба, которая вовлекает эти народы в великие труды, свершения, в исторические беды и катастрофы. Башкирии ведомы все потрясения, разрушающие Родину. Башкиры, остро чувствуя несправедливость государства, откликаются на неё бунтами, неповиновением, а в минуты симфонии народа и государства строят удивительные города и заводы, питая их энергиями евразийскую державу. Поэтому у башкирских народов одна судьба – судьба судеб. И народ народов с единой судьбой – судьбой судеб – движется к Победе побед. К тому возвышенному идеалу благодатного, справедливого, бессмертного государства, достижение которого является божественной победой – победой множества деяний, свершений, множества одолений. И формула, которой можно описывать существование башкирского евразийского общества, есть формула «Один народ, одна судьба, одна победа».
Симфония башкирских народов – в их удивительной веротерпимости, любовном отношении друг к другу, заинтересованности одного народа в другом. Башкирский ислам и русское православие не конфликтуют, между ними нет отточенных кромок, которые, соприкасаясь, режут или искрят. Эти кромки мягкие, духовные, божественные. Иногда кажется, что грань между тем и другим размыта, существует общее поле, где верования народов складываются в единое обожание Творца, в стремление следовать Его заветам, когда в каждом народе пребывает свет. И народ делится этим светом с соседним народом.
Удивительна сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Аксаков, родившийся и живший на границе Башкирии и Оренбуржья, – истинный евразиец по своей древней генеалогии, родовому обитанию, миросознанию, которое выразилось в этой изумительной сказке.
«Аленький цветочек» – это манифест евразийца, изложенный дивным языком русского художника. Это священный текст, написанный не богословом, а чудесным ясновидцем, угадавшим душу этих евразийских пространств.
В «Аленьком цветочке» есть рай, исполненный благодати, где люди не нуждаются ни в яствах, ни в питии, где царят обилие, красота и любовь, и растёт древо познания добра и зла – аленький цветочек. Волшебный аленький цветочек – райский цветок, краше которого нет в мироздании.
В сказке есть сюжет изгнания из рая человека, вкусившего плодов древа познания добра и зла, человека, сорвавшего райский цветок и нарушившего гармонию рая.
В сказке есть мучительный путь возвращения в рай. Это возвращение постигается безграничной любовью, беззаветной жертвой, когда человек отрекается от себя самого и служит отцу – отцу земному и Отцу небесному.
В сказке говорится о зле, которое Данте описал в своих кругах ада, определив это зло как предательство благодетеля. Как Иуда предал Спасителя, обрекая его на смерть, так и две купеческие дщери отрекаются от отца, отдавая его на мучительную гибель.
В сказке рассказано о чудодейственной силе любви, которая превращает уродство в красоту, побеждает смерть, воскрешает, – о той евангельской любви, что является синонимом божественной справедливости. Ибо чувство справедливости делает башкирские народы народами-братьями.
Купец отправляется со своими товарами в персидские и индийские земли, в пески аравийских пустынь, а в доме его висят часы немецкой и английской работы. В нём, этом богооткровенном страннике, соединились Восток и Запад, Европа и Азия.
Идеология Башкирии – в её евразийской гармонии, в религии справедливости, которую исповедуют все живущие в Башкирии народы.