«Яйцеголовые» аналитики Запада высчитывают и гадают риски продолжения войны на Украине. При этом заказчики прогнозов читают их писанину, но действуют исходя из своих глобальных, а иногда сиюминутных потребностей.
21 сентября 2023 года опубликованы сразу два прогноза по украинской войне – аналитиков RAND и The Economist.
Из доклада RAND «Понимание риска эскалации войны на Украине»:
«Продолжающийся поэтапный подход к предоставлению большей поддержки Украине может ограничить риски эскалации, но он может сработать против Украины, если Россия быстро направит новые силы и украинские потери увеличатся».
«Способность США контролировать будущую эскалацию может уменьшиться. Политики США и их союзников должны планировать ответ на эскалацию ситуации со стороны России, стремясь при этом поддерживать дипломатические и военные каналы связи с Россией, которые могли бы остановить спираль эскалации».
«Чтобы изучить многочисленные аспекты эскалации войны на Украине, исследовательская группа RAND поставила три основных вопроса:
Какой урок можно извлечь из поведения России на сегодняшний день относительно рисков эскалации нынешнего конфликта?
По каким траекториям может пойти война, чтобы повысить готовность России к эскалации, особенно в отношении использования ядерного оружия?
Какие уроки можно извлечь, которые могли бы повлиять на решения политиков США и НАТО, как в нынешнем конфликте, так и в будущих конфликтах с участием ядерных держав?»
Определение эскалации
«Предыдущие исследователи RAND определяли эскалацию как увеличение интенсивности или масштабов военного конфликта, «которое пересекает порог(и), которые один или несколько участников считают значимыми».
Оно может быть вертикальным (т.е. изменение интенсивности конфликта) или горизонтальным (т.е. изменение географического масштаба конфликта).
Эскалация может быть преднамеренной, непреднамеренной или случайной.
Риск случайной эскалации, вероятно, сохранится на протяжении всего конфликта. Однако трудно предсказать, когда и как может произойти случайная эскалация. Этот анализ фокусируется на рисках непреднамеренной и преднамеренной эскалации».
Таблица 1. Типы потенциальной эскалации конфликта
1. Непреднамеренной эскалация
Продолжающаяся война несет в себе риски непреднамеренной эскалации, которые еще не материализовались. Чтобы лучше оценить эти риски, аналитики очертили три сценария горизонтальной эскалации, которые являются правдоподобными, исходя из того, что известно о деятельности России, Украины и НАТО на сегодняшний день.
Российский удар по территории Украины может привести к гибели чиновников НАТО. Россия, возможно, и не собиралась атаковать чиновников, но государство-член НАТО могло не поверить этому объяснению, что вызвало политическое давление с целью нападения на Россию или дипломатические требования о коллективном ответе НАТО.
Агрессивные маневры России против американских самолетов-разведчиков приводят к гибели американских военнослужащих. Агрессивные российские маневры, нацеленные на пилотируемый американский самолет-разведчик, действующий в Чёрном море или вблизи него, вполне могут привести к гибели американского персонала. Американские политики столкнутся с необходимостью отреагировать, возможно, нанеся удары по российским самолетам или вспомогательным базам. Россия может рассматривать любой ответный удар США как крайне эскалационный, что побудит руководство России задуматься об ответных ударах.
Россия ошибочно воспринимает действия НАТО как сигналы интервенции в Украину. Существенное увеличение численности сил повышенной боеготовности с ударными возможностями большей дальности вблизи границ России, сопровождаемое явными дискуссиями о ближайшем пути к членству Украины в НАТО или сопоставимых гарантиях безопасности, может убедить Москву, что она находится на скользком пути к Прямому вмешательству НАТО. Россия может принять решение настаивать на прекращении огня, но он также может решить нанести упреждающий удар по объектам НАТО, чтобы ослабить возможности НАТО или предотвратить будущую интервенцию, подчеркнув готовность России перенести войну непосредственно в страны НАТО. В ответ на то, что НАТО, скорее всего, расценит как неспровоцированное нападение России, НАТО может быть сдержана, но она также может быть возмущена и попытаться наказать Москву прямыми военными действиями».
«По тем или иным сценариям вероятность непреднамеренной эскалации, вероятно, сохранится на протяжении всего конфликта, что подчеркивает ценность поддержания открытых линий военной и дипломатической связи с Россией, чтобы помочь разорвать такую спираль».
2. Преднамеренная эскалация
Именно преднамеренные решения по эскалации представляют наибольший риск. Исследовательская группа определила варианты преднамеренной эскалации, которую могли бы использовать Россия или Украина.
Для каждого варианта эскалации команда определила вероятные мотивы, которые могут побудить страну пойти на этот шаг, оценила, есть ли у нее возможности сделать этот шаг по состоянию на лето 2023 года, и определила сдерживающие факторы, которые до сих пор могли сдерживать Москву или Киев.
Таблица 2. Варианты преднамеренной эскалации, кардинально изменившей динамику конфликта
Вариант А.
Ограниченное нападение России на НАТО в Европе
Вариант Б.
Россия провоцирует внезональный кризис
Вариант С.
Россия проводит масштабную воздушно-ракетную кампанию против Украины
Вариант Д.
Россия инициирует масштабное применение химического оружия на Украине
Вариант Е.
Россия проводит подземные ядерные испытания
Вариант Ф.
Россия применяет ядерное оружие на территории Украины
Вариант G. Украина расширяет свои удары внутри России
Изменение расчёта
И у России, и у Украины есть дополнительные варианты эскалации. Рисунок 1 иллюстрирует, как риск различных вариантов может меняться в зависимости от траектории войны. Горизонтальная ось рисунка показывает проблемы, с которыми Россия или Украина столкнутся при реализации каждого варианта: более осуществимые варианты слева и менее осуществимые варианты справа. Вертикальная ось показывает вероятную степень нерешительности России или Украины в отношении реализации этого варианта, учитывая как мотивы, так и сдерживающие факторы. Если объединить эти два измерения, то наиболее вероятными будут варианты, расположенные ближе к левому нижнему углу рисунка.
Рисунок 1. Иллюстративное резюме вероятности вариантов преднамеренной эскалации
Виды эскалации на рисунке:
Ограниченное нападение России на НАТО в Европе
Россия проводит подземные ядерные испытания
Россия применяет ядерное оружие на территории Украины
Украина расширяет свои удары внутри России
Россия проводит масштабную воздушно-ракетную кампанию против Украины
Россия инициирует масштабное применение химического оружия на Украине
Россия провоцирует внезональный кризис
Ядерная эскалация
«Технические и эксплуатационные проблемы накладывают очень высокую планку для боевого применения ядерного оружия в Украине. Но, пытаясь заставить НАТО подтолкнуть Украину к прекращению огня, Россия может использовать ядерное оружие, чтобы дать сигнал Украине и НАТО о том, что риски эскалации всеобщей ядерной войны стали острыми, если ситуация на поле боя не стабилизируется.
Неизвестно, приведет ли эта тактика к желаемому оперативному или психологическому эффекту, а риски для Кремля от применения ядерного оружия будут огромными. Но внезапное ослабление российских сил на Украине или резкое увеличение угроз внутренней стабильности может привести к тому, что Кремль будет рассматривать использование ядерного оружия как лучший из ряда плохих вариантов.
Если Россия решит применить ядерное оружие на территории Украины, она не сможет быть ограничена в количестве или типах оружия, которое она там применяет. Руководство России может осознать, что затраты и риски использования лишь небольшого количества или только небольших ядерных вооружений не сильно отличаются от тех, которые связаны с использованием большего или более мощного оружия, особенно если Кремль считает, что последнее позволит достичь российских боевых целей, в то время как первое может нет».
Последствия для политиков США и НАТО
Эта оценка рисков эскалации войны на Украине подчеркивает последствия для политиков США и НАТО, подчеркивая несколько важных компромиссов.
Сплоченность альянса НАТО в отношении того, какие риски эскалации принять, имеет решающее значение для поддержания помощи Украине и сдерживания российской горизонтальной эскалации. Общественные разногласия внутри альянса могут усилить мнение России о том, что усилия по принуждению НАТО путем угрозы дальнейшей эскалации могут увенчаться успехом.
Поэтапный подход к поддержке Украины, возможно, помог ограничить российскую эскалацию, но эта стратегия может сработать против Украины, если Россия направит новые силы и украинские потери увеличатся. Западные лидеры могут столкнуться с решением либо увеличить технические возможности и смертоносность своей поддержки, либо придерживаться постепенного подхода, ограничивая некоторые риски эскалации, но также оставляя открытой возможность успеха России».
Оценка и прогноз The Economist:
Что происходит с помощью Украине?
«Фактически контрнаступление Украины началось только в июне 2023 года. Это не только не приблизило окончание войны, но и продемонстрировало, насколько долго могут затянуться боевые действия. Украинские силы, загнанные в тупик российскими минными полями и другими оборонительными сооружениями, двинулись вперед пешком. Развертывание резервов и новейшего западного оружия пока не привело к каким-либо большим прорывам. Влажная погода и нехватка боеприпасов, вероятно, приведут к остановке украинского наступления к концу октября, если не раньше».
«Наступает новый боевой сезон. «Мы должны подготовиться к длительной войне на Украине», — предупредил 17 сентября 2023 года Генеральный секретарь НАТО Столтенберг. «Потребуется значительное время, чтобы военным путем изгнать все 200 тысяч или более российских солдат из оккупированной Россией Украины», — согласился в тот же день Марк Милли, высший американский генерал.
Америка настаивает, что будет придерживаться этого курса «столько, сколько потребуется», как несколько раз в 2023 году заявлял Джо Байден. Великобритания, Франция, Германия и другие союзники использовали одну и ту же фразу. Какими бы железными ни звучали эти обещания, они зависят от двух неопределенных переменных.
Одним из них является способность Запада снабдить украинскую армию достаточным количеством оружия и боеприпасов.
Во-вторых, это политическая воля продолжать их передачу.
Начнем с первого. Российская оборонная промышленность перешла на военный режим в последнем квартале 2022 года, говорит Ричард Коннолли, эксперт по российской экономике, который указывает на большой скачок в производстве стали. Британские официальные лица заявляют, что Россия теперь может производить около 200 танков в год, что вдвое больше, чем они предполагали ранее. Коннолли говорит, что с учетом отремонтированных заводов истинная цифра, вероятно, составляет от 500 до 800.
Западные санкции не сильно сокращают объемы производства, добавляет он, поскольку такие важные компоненты, как полупроводники, ввозятся контрабандой через Гонконг или Среднюю Азию.
Совокупный ВВП стран -членов НАТО в 12 раз превышает ВВП России, даже с учетом более низких цен в России. Разница в том, что Россия готова тратить гораздо больше средств на войну: военные расходы сейчас составляют почти 40% национального бюджета, что намного превышает западный уровень. Страны НАТО пытаются исправить этот дисбаланс, инвестируя в производство вооружений, которым пренебрегали после окончания холодной войны. Но есть две загвоздки.
Одна из них — стоимость. Эстония тратит от 5000 до 6000 долларов на каждый новый артиллерийский снаряд, говорит Кусти Салм, старший государственный служащий министерства обороны Эстонии. По стандартам НАТО это относительно дешево , отмечает он. Россия, по его словам, тратит 60 тысяч рублей, или около 620 долларов. Огромная разница во многом объясняется более дешевой рабочей силой и материалами и более низкой прибылью производителей оружия, большинство из которых находятся в государственной собственности. Инфляция усугубляет проблему. «Цены на оборудование и боеприпасы стремительно растут», — пожаловался 16 сентября 2023 года адмирал Роб Бауэр, влиятельный чиновник НАТО.
Второй вопрос – время. «После медленного старта, — говорит Коннолли, — Россия достигла гоночного темпа и сейчас находится в хорошей форме. Теперь они начнут штамповать продукцию со скоростью, примерно соответствующей их потребностям». Американские и европейские инвестиции в новые мощности, начавшиеся позже, не принесут значительного дополнительного предложения до второй половины 2024 или 2025 года, что даст России больше времени для мобилизации, создания новой обороны и сдерживания украинских сил.
Возьмем, к примеру, артиллерийские снаряды. Хорошей новостью является то, что американское и европейское производство стремительно растет. Американские официальные лица говорят, что их собственное производство выросло со 168 тысяч снарядов в годовом исчислении весной 2023 года до 336 тысяч осенью 2023 года. Оно будет продолжать расти как за счет новых мощностей, так и за счет более интенсивного использования существующих. По словам министра обороны Эстонии, европейское производство должно удвоиться к концу 2023 года или началу 2024 года. В совокупности Америка и Европа в следующем году смогут без проблем произвести около 2 миллионов снарядов.
Проблема в том, что этого едва хватает, чтобы не отставать. По оценкам Великобритании, в 2024 году Россия произведет 1-2 миллиона снарядов. И это помимо запаса около 5 миллионов снарядов, новых и отремонтированных. Это должно позволить ей производить не менее 15 тысяч выстрелов в день в течение года, говорит Салм. По словам людей, знакомых с данными, это примерно соответствует росту потребления на Украине во время ее контрнаступления. Но Украина, вероятно, сможет выдержать такой темп всего пару месяцев.
Этот разрыв можно было бы восполнить заимствованиями из других источников. Контрнаступление Украины стало возможным благодаря массированной переброске южнокорейских снарядов. Америка и ее союзники тайно закупили оружие и боеприпасы у неприсоединившихся стран, таких как Египет и Пакистан, от имени Украины. Но такие готовые источники вооружения заканчиваются. Запасы западных армий также исчерпаны.
По мере развития западной военной промышленности эта проблема должна решиться. К 2025 году может даже возникнуть «перенасыщение» снарядами, говорит западный чиновник. Если большая часть новой продукции пойдет на Украину и если ни Китай, ни Северная Корея не окажут помощь России, тогда украинская армия, возможно, сможет впервые в конфликте превзойти российскую армию. Но 2025 год — это военный эквивалент жизни вдали от войны. Между тем, в 2024 году Украине, вероятно, придется с трудом организовать крупное наступление».
«В США в долгосрочной перспективе помощь Украине быстро становится узкопартийным вопросом, что делает ее перспективы все менее определенными. Избиратели-республиканцы, подстрекаемые скептицизмом Дональда Трампа, наиболее вероятного кандидата от их партии на пост президента в 2024 году, начали сомневаться в дальнейшей помощи Украине. Демократы сохраняют широкую поддержку. Большой бюджетный дефицит и высокие процентные ставки заставляют политиков всех партий неохотно наращивать долги. И даже демократы поддерживают идею о том, что европейские союзники Америки должны брать на себя инициативу в конфликтах на своих границах.
Кроме того, существует вероятность того, что Трамп победит на выборах в 2024 году. Его политика в отношении Украины характерно непоследовательна. В марте 2023 года он пообещал, что уладит войну «не более чем за один день», еще до вступления в должность. «У нас нет боеприпасов для себя, — жаловался он в мае 2023 года. — Мы так много отдаем». Но он отрицает, что будет настаивать на соглашении, позволяющем России сохранить новые территории. «Никто не был жестче по отношению к России, чем я», — заявил он в сентябре 2023 года, настаивая на том, что заключит «справедливую сделку для всех».
Французские официальные лица утверждают, что, если Америка прекратит свою поддержку Украины, Европа не сможет заменить американскую военную помощь пушкой на пушку и ракетой на ракету. Но «для Европы разумным и рациональным будет попытаться сохранить свои возможности, наращивая производство вооружений».
Вопрос в том, сможет ли Европа в одиночку собрать достаточно денег и оружия, чтобы поддержать Украину. Хотя Америка предоставляла львиную долю помощи на протяжении большей части войны, последний анализ Кильского института мировой экономики, немецкого аналитического центра, показывает, что ситуация изменилась. Европейцы уже давно выделили больше финансовой помощи. Сейчас они предоставляют больше помощи всех видов, отчасти благодаря недавнему обещанию ЕС в размере 50 миллиардов евро, многолетнему обязательству, которое простирается до 2027 года (см. диаграмму).
Однако цифры не отражают всей картины. Америка была центром усилий союзников по поддержке Украины, председательствуя на регулярных встречах, на которых объявлялись и координировались пожертвования оружия на Рамштайне, американской военной базе в Германии.
В некоторых случаях европейцы отправляли оружие Украине при том понимании, что они получат новое американское оружие взамен подаренного. «Гарантии безопасности Америки, подкрепленные ядерным оружием, вселили в европейцев уверенность в том, что они смогут противостоять российским угрозам».
Что происходит в самой Украине?
«Несмотря на всю свою внешнюю нормальность, Киев охвачен опасениями. Украинцы знают, что Россия накапливает запасы ракет и беспилотников, чтобы атаковать их энергетическую инфраструктуру, когда температура упадет».
«Перспектива ослабления борьбы начала просачиваться в речи Зеленского. «Нам нужно научиться жить с конфликтом», – сказал он недавно украинцам. «Это зависит от того, какая война. Мы готовы продолжать борьбу в течение очень длительного периода времени… при этом минимизируя количество жертв. Как в Израиле, например».
«Однако война на выносливость потребует больших изменений в военном планировании, экономике и обществе в целом. Героической импровизации и децентрализации в начале войны уже недостаточно. Что касается военной сферы, Зеленский инициировал явный сдвиг, назначив нового министра обороны Рустема Умерова. Как и почти все украинцы, он лично заинтересован в войне, поскольку он крымский татарин.
Умеров, 41-летний бывший предприниматель и инвестор, говорит, что его миссия состоит в том, чтобы наращивать потенциал украинской оборонной промышленности и ее солдат, чтобы западные союзники видели Украину не как зависимую страну, всегда просящую о помощи, а как партнёра, способный формировать свою собственную судьбу. Его предыдущая работа заключалась в управлении портфелем государственной недвижимости, и он хочет привнести в свою новую должность эффективный управленческий подход.
Когда Украина была частью Советского Союза, она имела обширную оборонную промышленность. Около 1,5 млн украинцев трудились на 700 военных предприятиях, в том числе на 205 заводах и 130 научно-исследовательских площадках. Леонид Кучма, второй президент Украины, в советские времена руководил крупнейшим в мире ракетным заводом в городе Днепр. Флагманский завод в Харькове производил 900 танков в год. Но коррупция и пренебрежение после распада Советского Союза в 1991 году постепенно уничтожили этот бизнес.
Сейчас Украина практически с нуля восстанавливает свою оружейную промышленность. «Всё, что может быть произведено на месте, должно производиться на месте», — настаивает Умеров.
Умеров хочет стимулировать частных производителей оружия, на долю которых приходится лишь 20-30% местной промышленности. Он говорит, что готов заплатить местным фирмам вперед, если они смогут продемонстрировать свою способность производить полезные комплекты. Многие страдают от нехватки способных менеджеров: министерство обороны предлагает помочь вернуть таких людей с передовой.
Одно из направлений — дроны. Их производство в Украине выросло в геометрической прогрессии, хотя и с крошечной базы. «Мы будем производить в 120–150 раз больше дронов, чем в прошлом году», — говорит Михаил Федоров, 32-летний министр цифровой трансформации, который координирует эти усилия. Число местных фирм, участвующих в этом бизнесе, выросло с семи в декабре 2022 года до 70 в сентябре 2023 года, причем подавляющее большинство из них являются частными. Чтобы стимулировать этот рост, правительство отменило пошлины на импортные компоненты и закупает дроны по ценам, позволяющим получать прибыль до 25%.
На Украине активизировались зарубежные производители.
Вae Systems, британская оборонная фирма, которая производит большое количество оружия, поставляемого на Украину, создала местное дочернее предприятие, надеясь производить гаубицы l 119 и m 777, которые широко используются на фронте.
Rheinmetall, крупнейший немецкий производитель вооружений, уже ремонтирует танки Leopard на Украине и планирует в ближайшее время открыть завод по производству бронетехники.
Растущая индустрия беспилотников в Украине также позволяет ее вооруженным силам применять новую тактику, ведя войну внутри России.
Одна из целей — нанести удар по военным заводам, чтобы разрушить целые цепочки поставок. Недавние примеры включают нападение на завод по производству декалина — топливной присадки, необходимой для ракет, а также на завод по производству схем для ракет «Кинжал» и «Искандер».
Вторая цель — психологическая: разрушить фасад нормальности, который Кремль пытается сохранить, особенно в таких крупных городах, как Москва. В последние недели аэропортам приходилось приостанавливать полеты на короткие периоды почти ежедневно из-за атак беспилотников на города России.
Украина также преследует третью цель в своих ударах по российской инфраструктуре: сдержать российские атаки на ее собственную инфраструктуру. С тех пор как в июле 2023 года Россия вышла из соглашения, разрешающего экспорт зерна из украинских портов на Черном море, она бомбардирует эти и другие экспортные маршруты и угрожает судам, заходящим в украинские порты. В результате экспорт Украины сократился вдвое, что нанесло ещё больший ущерб и без того пострадавшей экономике.
Украина пытается прорвать российскую блокаду. В августе 2023 года она проложила новый морской путь, охватывающий западное побережье Черного моря недалеко от Румынии и Болгарии. Если Украина сможет защитить его, она сможет увеличить свой экспорт примерно до 70% от довоенного уровня.
Украинские стратеги надеются, что, если они смогут угрожать российским портам на Черном море и наносить удары по военным базам, с которых осуществляются атаки на украинские порты, они смогут удержать украинский экспорт на плаву.
Акцент на защите экспорта отражает мнение украинских чиновников о том, что экономике также потребуется коренная реформа, чтобы справиться с длительной войной. В 2022 году Украина получила 31 миллиард долларов финансовой помощи и в 2023 году собирается получить еще больше. Но министр финансов Сергей Марченко полагает, что такая щедрость не будет длиться бесконечно.
Между тем, военные расходы подскочили с 5% ВВП до войны до 26% в этом году. Даже если боевые действия прекратятся, расходы могут не сильно упасть. Сокращенная экономика слишком мала, чтобы генерировать достаточные налоговые поступления для обеспечения безопасности Украины, отмечает Марченко.
По словам Марченко, главную озабоченность инвесторов вызывает не физическая безопасность, а ненадежная правовая система — проблема, возникшая еще до войны. Аналогичным образом, именно коррупцию, а не ущерб, нанесенный войной инфраструктуре Украины, большинство украинцев считают главным препятствием на пути к восстановлению.
Зеленский говорит, что существует реальный риск того, что война на истощение может ускорить отток людей из Украины, создав дальнейшие экономические проблемы и увеличив разрыв между теми, кто уехал, и теми, кто остался».
Украинцы явно обеспокоены тем, как управляют страной. Доверие к политикам страны в целом упало с 60% в декабре 2022 года до 44% в июне 2023 года. Сократилась и доля украинцев, считающих, что страна находится на правильном пути (см. график).