Начало культурного прорыва?

Приятно получать хорошие новости в начале года. Особенно, когда они не придуманы специально для создания праздничной атмосферы, а существуют во вполне реальной жизни.Одна из таких — похоже, что русский кинематограф немножко подвинул западный. На отчётных мероприятиях (например, на пресс-конференции по итогам киногода), правда, пытаются этот успех выдать за оглушительную победу, что не совсем отвечает действительности. Но всё равно показатели очень неплохие.

В десятке лидеров просмотра (по данным кинотеатров) всего три голливудских фильма. Остальные — русские. До момента, пока вперёд резко не рванули «По щучьему веленью» и «Холоп-2», первые места по посещаемости и, соответственно, продажам билетов, держал фильм «Чебурашка».

Это, кстати, показывает, что действительно семейное кино (в отличие от «Вызова», который раскручивали полгода) востребовано зрителем как приоритетное. В принципе — неудивительно. Любой взрослый человек вряд ли пойдёт в кино один. Он возьмёт с собой жену и детей. И это диктует правила. Простите за тавтологию —правильные правила.

Ещё одним маркером приятных тенденций является как раз «По щучьему веленью» — фильм для всех возрастов, который может превратиться и в классику кинематографа. В сюжет народной сказки добавлено много воспитательных моментов для детей и шуток-намёков для взрослых. Например, царь ведёт себя примерно, как действующая русская власть, а образ негодной царевны остроумно похож на Ксению Собчак.

Детей фильм тоже увлекает. Отдельно стоит упомянуть то, как в сюжете раскрыты вопросы ответственности и взросления. Когда Емеля говорит отцу: «Я раньше всё хитрил да пригибался» — веришь.

Пара актеров, исполняющих главные роли, составлена действительно хорошо Емеля (Никита Кологривый) и Василиса (она же Щука, она же Мила Ершова) похожи на сказочных персонажей, что сейчас в детских постановках бывает не всегда.

Понятно, что все мы «родом из современности», и роли у всех были разные. Но когда смотришь «По щучьему веленью», ощущения фальши не возникает. В прокате экранизация сказки собрала уже почти два с половиной миллиарда рублей (вопрос для дотошных — почему «Кинопоиск» показывает кассовые сборы в долларах?).

Подобная история, только с гораздо более стремительными кассовыми сборами произошла со второй частью фильма «Холоп». Интересно, что он тоже имеет назидательный оттенок, но уже более высокий возрастной ценз. К указанным «12+» я лично, как родитель, прибавил бы ещё годков шесть на всякий случай.

О чём говорит нам популярность картины с Милошем Биковичем в главной роли? Во-первых, о том, что вместо открытой патриотики, устремлённой в вечность, люди всё же предпочитают комедии и вообще постановки отдыхающего жанра. А во-вторых, в обществе есть запрос на перевоспитание мажоров. Это тоже очень важный сигнал.

Среди разнообразных рейтингов, предложенных при подведении итогов «киногода» был такой, как «уровень готовности рекомендовать фильм». В него, в том числе, вошёл «Нюрнберг», что тоже очень приятно. Потому что как бы не хотелось нам всем расслабиться, пока (и непонятно ещё, сколько) жизнь протекает в режиме войны. Для большинства она далеко, но касается каждого. Поэтому и «Нюрнберг», посвященный трибуналу над нацистскими преступниками, и «Праведник», вошедший в десятку коммерческих лидеров кинопроката, каждый в своей степени помогли удержать общественное сознание в нужном тонусе. Оба фильма, кстати, сделаны очень талантливо, посмотреть их точно стоит.

Без острой адресной критики хочется обратить внимание на то, что далеко не все премьеры, попавшие «первые десять», действительно хороши. Есть там и «сова, натянутая на глобус». Ну хотя бы вот фильм о Бабе-Яге, которая спасает мир.

Многое в подведении итогов, к сожалению, имело откровенно манипулятивный характер.

Так, выброшенные в телеграм слайды рассчитаны на быстрый и невнимательный просмотр, «вечно спешащего читателя». И с одной стороны, хорошо, что с 2021 по 2023 гг. доля кассовых сборов отечественного кино выросла с 10-ти млрд. рублей до 27-ми. Но победно перечёркивать роль Голливуда, который свои позиции пока что сдал очень незначительно, пока ещё рановато.

Всё это очень напоминает систему отчётов, с которой знаком любой государственный служащий: наверх обязательно должны уйти хорошие цифры, даже если ситуация далека от идеала. Для этого придумываются разные способы подсчёта эффективности и прочие инструменты по раздуванию пузырей. Но помимо хитро придуманных KPI есть реальное общественное мнение, и с ним ещё очень долго нужно работать.

Чтобы вместо танцев Джона Уика зрителю хотелось приходить на свои картины, снятые в России.

Однако же, в 2023 г. практически каждый месяц нас радовали качественные отечественные премьеры, и это достаточно хороший показатель. Нужно, конечно, больше и лучше. Почивать на печи рано, и сама она под нами, как в сказке, не поедет. Но динамика у нас в культуре стала гораздо лучше. Потому что в иные годы было трудно и три фильма вспомнить таких, чтобы не стыдно детям показать.

Дело за малым — специалистам, работающим в киноиндустрии, засучить рукава и делать всё «не за страх, а за совесть». А нам, зрителям — перестать поддерживать вредные западные фильмы. Сделать так, чтобы их присутствие здесь стало нерентабельным. А дальше они сами отсохнут, как короста.

ИсточникСегодня.ру
Артём Ольхин
Ольхин Артем Борисович (род. 16 декабря 1981 года) — редактор сайта МИА «Новороссия», исполнительный секретарь Изборского клуба Новороссии, главный редактор журнала «Новая Земля». Подробнее...