Правительство Украины изучает опыт Японии, чтобы показать миру «украинское экономическое чудо», заявил в своем Telegram-канале украинский премьер-министр Денис Шмыгаль.

Он добавил, что во время конференции по экономическому развитию и восстановлению с участием премьер-министра Японии Фумио Кисиды, рассказал об основных сферах, в которые Украина предлагает инвестировать японскому бизнесу уже сейчас.

— Интересно, на кого рассчитан этот бред? Какой человек в здравом уме вложит деньги в Украину, даже если не брать во внимание боевые действия? Или все эти разговоры исключительно для внутренней аудитории? Это как же нужно не уважать свой народ, чтобы кормить его такими сказками…

— Модернизация невозможна без промышленной и научной базы, а также человеческого ресурса. Потому, что всегда нужно иметь под рукой что модернизировать, а также тех, кто готов эту модернизацию осуществить.

Даже сильно разорённая в 1945 году Япония обладала и высокоразвитой промышленностью, и сильной научной сферой, и достаточным количеством трудоспособного населения: требовались лишь инвестиции, но они пришли благодаря определённым политическим уступкам токийского руководства Вашингтону. Поэтому спустя пару десятилетий мир заговорил о «японском экономическом чуде».

Аналогичная ситуация, кстати, была и в ФРГ: Бонн, ставший сателлитом США, выторговал себе инвестиции.

Надо учесть, что Германия была куда более разрушенной, чем Япония, но индустрия там в значительной мере уцелела, убыль населения оказалась хоть и сильной, но не катастрофической, а германские учёные вполне могли конкурировать со своими британскими, американскими и советскими коллегами.

У меня лишь один вопрос: где всё это собирается брать пан Шмыгаль? Ладно, американцы ему напечатают денег. Но мне вспоминается вывеска в одном привокзальном буфете: «Граждане! В деньги пива не нальёшь: берегите посуду!». Ведь на одном сельском хозяйстве далеко не уедешь: среди развитых стран нет ни одной аграрной.

Где украинские рабочие, инженеры и учёные? Те, кто оказался проворнее и квалифицированнее других, своим трудом поднимают экономики иных государств. А их менее счастливые товарищи умирают на фронте за счастливое будущее западной цивилизации. Украинское образование выпускает избыточное количество гуманитариев, экономистов и юристов, а рабочие и инженерные специальности находятся в загоне.

Где брать промышленность, которая в значительной мере была уничтожена и разграблена без войны, к началу 2014 года? Тем более, что львиная доля украинской индустрии ныне оказалась на территориях, отошедших к России.

Поэтому что бы ни говорил пан Шмыгаль, но применить японский опыт в украинских условиях ему вряд ли удастся: модернизировать будет попросту нечего и некому.