Для развития России нужна подлинная революция в сфере таможенной политики, служащей нашим конкурентам и подавляющей нашу экономику.
Принцип этой революции (как и всей социально-экономической политики) должен заключаться во всемерном обеспечении максимизации стоимости, добавляемой обработкой в России.
В любую страну в общем случае идут либо товары, либо инвестиции, и легкий доступ иностранных товаров на внутренний рынок блокирует приход в нее иностранных производительных инвестиций и современных технологий.
При оценке баланса внешней торговли надо сопоставлять не общие суммы экспорта и импорта (что при экспорте сырья приукрашивает положение страны за счет природной ренты), а экспортируемую и импортируемую добавленную стоимость.
Цель таможенной революции — переход от положения колонии, экспортирующей сырье и импортирующей продукцию его переработки, дарящей добавленную стоимость и связанное с ней могущество и богатство своим конкурентам, к экономически корректной противоположной ситуации: экспорту продукции обрабатывающей промышленности и высоких технологий, импорту отсутствующего в России сырья (хотя такого мало) и инвестирования положительной разницы между экспортом и импортом вне страны для расширения ее влияния.
Важнейшие инструменты достижения этой цели — всеобъемлющие эскалация пошлин и тарифное квотирование импорта.
Эскалация пошлин – их дифференциация в зависимости от степени обработки того или иного товара: при импорте они должны повышаться по мере повышения степени обработки, при экспорте –понижаться вплоть до нуля и общепринятого в мире прямого финансового стимулирования экспорта продукции высокой степени переработки.
Простейший шаг к этому — полная отмена возврата НДС за экспортируемое сырье, возврат за экспортируемые полуфабрикаты 50% НДС и сохранение полного возврата НДС только за экспорт готовой продукции (по примеру Китая).
Цивилизованное тарифное квотирование импорта должно заменить хаотические административные судороги вокруг «параллельного» (на самом деле просто свободного от искусственных ограничений, необоснованно вводимых российской бюрократией в интересах иностранных корпораций) импорта.
В соответствии с механизмом тарифных квот с низкими ввозными пошлинами в Россию ввозится только квотируемая часть импорта в размере внутреннего спроса, не покрываемого российским производством соответствующего товара, причем она неуклонно сокращается по согласованию с российскими производителями по мере увеличения их производства. На импорт помимо квот устанавливается запретительно высокая пошлина – 40% на продукцию дружественных стран и 80% на продукцию недружественных стран (включая все страны НАТО).
По достижению полного покрытия внутреннего рынка российскими производителями доля импорта должна быть (по примеру Швейцарии) установлена в 10% для знакомства с технологическими и дизайнерскими достижениями.
Необходимо полное освобождение от ввозных пошлин всего не существующего в России сырья, а также пока еще не производимых критически значимых товаров и услуг.
Нужны 100%-е ввозные пошлины на импорт предметов роскоши, доступных большинству населения, и 300%-х пошлин на импорт дорогой роскоши, доступной не более чем 10% населения.
Слабость рыночных стимулов к развитию (в силу привычного за 37 лет национального предательства злоупотребления монопольным положением) может вынудить сочетать разумный протекционизм с принуждением к технологическому прогрессу, сначала цивилизованными (через введение новых стандартов), а в случае невосприимчивости к ним – и административными методами.
Разумеется, переход от экономического рабства к разумному протекционизму требует выхода из соглашений ВТО (как и из других заведомо невыгодных международных соглашений).