— Организаторы мероприятия по 80-летию высадки войск союзников в Нормандии пригласят Россию, но не президента Владимира Путина, заявили организаторы Mission Libération.

— Приглашать кого-либо из иностранных лидеров на торжественные мероприятия или нет — это право страны-хозяйки. Да, такие неофициальные встречи в верхах часто оказываются полезными, и мировые лидеры с удовольствием используют лишний повод для обсуждения животрепещущих тем, но при условии, что есть о чём разговаривать.

Нам же с Западом, ведущим игру в одни ворота, разговаривать просто не о чем. Так что отсутствие приглашения для российского лидера ни на что не влияет.

— Для нас годовщина открытия Второго фронта — событие?

— Нельзя отрицать главенствующую роль СССР в победе над нацизмом.

Но также не стоит отрицать и роль самого факта существования Антигитлеровской коалиции: для нас всё могло быть куда хуже, если США и Великобритания пошли бы на заключение сепаратного мира со странами Оси, к чему они были близки летом 1942 года после серии катастрофических неудач США на Тихоокеанском ТВД.

Ведь к тому моменту японцы нанесли американцам ряд ощутимых поражений на море, которые были в какой-то мере сравнимы с сухопутными неудачами 1941 года для нас, и перелом наступил лишь к осени 1942 года, когда Япония исчерпала свой наступательный ресурс, а США восстановили свою тихоокеанскую эскадру.

Открытие же второго фронта в Европе, хоть и с запозданием, но облегчило нашу задачу: противник начал терять и ресурсную базу в оккупированных странах, и своих союзников.

Поэтому я бы не стал отрицать общность победы над гитлеризмом. Другое дело, что сегодня Запад пытается присвоить себе эту победу, чего допускать нельзя.

— Насколько, по-вашему, важно обозначить там наше присутствие?

— Моё мнение: если нас не хотят видеть, либо хотят видеть в качестве бедных родственников, то и напрашиваться не надо. Это не тот масштаб встречи, где будут решаться судьбоносные вопросы. А все обсуждения за нашей спиной — филькина грамота.

— Но если от официальной Москвы никого не будет, могут позвать кого-то из лидеров «оппозиции» и заявить: вот представитель России. Заодно осуществят его «легитимизацию»…

— Пусть приглашают кого угодно: президентские выборы в России показали, что вся эта эмигрантская оппозиция реального ресурса внутри страны не имеет, а тот ресурс, что был, в значительной мере релоцировался.

Создание же правительства в изгнании имеет смысл лишь тогда, когда его поддерживает значительная часть граждан как это было со «Сражающейся Францией» де Голля. А если поддержки нет — всё будет напоминать комическую сцену из старой доброй ленты про приключения «Неуловимых мстителей», когда лысый и волосатый претенденты на престол устроили дебош в парижском ресторане…