Владимир Овчинский: Лукавый план

Почему Россия против американо-японской резолюции по ядерному оружию в космическом пространстве.

Россия заветировала в Совете Безопасности ООН американо-японскую резолюцию о запрете на размещение на земной орбите ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Россия сочла этот документ «лукавым планом», направленным исключительно на подрыв её репутации. В ближайшее время Москва представит собственный проект резолюции о неразмещении в космосе любых видов вооружений.

25 апреля вечером посол РФ в Вашингтоне Анатолий Антонов заявил, что «Договор о космосе 1967 года и так запрещает вывод оружия массового уничтожения на орбиту. Отказ США включить в текст документа предложенную нами поправку относительно неразвертывания в космосе вооружений любого вида говорит лишь о лицемерии Вашингтона».

Анатолий Антонов напомнил, что США «долгие годы игнорируют инициативу России и Китая о заключении Договора о предотвращении размещения оружия в космосе».

«В 2020 году они создали космическое командование и приняли стратегию по космосу, которая предполагает создание комплексного военного преимущества в околоземном пространстве над соперниками».

Американская секретная программа создания космического оружия

В 2021 году в течение нескольких месяцев высшие должностные лица Министерства обороны США работали над рассекречиванием существования секретной программы создания космического оружия и обеспечением реальной демонстрации ее возможностей, как стало тогда известно Breaking Defense.

Эта работа, которую, по словам источников, поддерживал генерал Джон Хайтен, вице-председатель Объединенного комитета начальников штабов, была близка к завершению, поэтому существовало предположение, что противоспутниковая технология могла быть продемонстрирована на Национальной космической выставке в 2021 году. Однако кризис в Афганистане отложил эту задачу.

Рассматриваемая система долгое время была окутана самой черной завесой секретности — она была разработана как так называемая программа специального доступа, известная лишь очень немногим очень высокопоставленным руководителям правительства США. Хотя пока неясно, какие именно возможности могут быть раскрыты, инсайдеры говорят, что раскрытие, скорее всего, могло включать в себя реальную демонстрацию возможностей активной защиты, позволяющих вывести из строя или уничтожить целевой спутник или космический корабль.

По крайней мере, именно это обсуждалось с 2020 года, когда чиновники в администрации Трампа рассматривали раскрытие этой технологии как краеугольный камень создания Космического командования и Космических сил. Планировалось, очевидно, объявить об этом на Космическом симпозиуме 2020 года, который был отменен из-за пандемии COVID-19. Приход администрации Байдена также привел к переоценке дальнейшего раскрытия информации.

Экспертные предположения о том, что могло быть использовано для демонстрации, варьируются от мобильного лазера наземного базирования, используемого для ослепления спутников разведки противника, до бортовых радиочастотных глушителей, срабатывающих от близости, на некоторых военных спутниках, до мощной микроволновой системы, которая может поражать электроника размещена на маневренных спутниках-телохранителях.

Многие военно-космические лидеры считали, что «Космические силы и Космическое командование должны публично продемонстрировать Москве и Пекину не только способность уничтожать любые противокосмические системы космического базирования, которые они разрабатывают или развертывают, но и атаковать спутники, которые они, как и США, полагаются на связь, позиционирование, навигацию и синхронизацию (PNT), а также разведку, наблюдение и рекогносцировку (ISR)».

Кроме того, Хайтен, а также начальник управления космических операций генерал Джей Рэймонд и командующий космическим командованием генерал Джим Дикинсон утверждали, что наступательное космическое оружие является необходимой частью этого сдерживания.

Существует также прецедент использования конференций для обнародования «чёрных» программ. В 2014 году генерал Уильям Шелтон, тогдашний глава Космического командования ВВС, в середине презентации случайно сообщил о существовании спутников Программы геосинхронной космической ситуационной осведомленности (GSSAP).

Но хотя среди космического руководства Министерства обороны существует широкий консенсус относительно необходимости рассекречивания секретности, шли ожесточенные споры о том, что на самом деле следует вывести из-за ониксовой завесы мегасекретности (на сленге ВВС, часто называемой «Зеленой дверью»).

Например, Национальное разведывательное управление США уже давно не желало раскрывать какую-либо информацию о своих спутниках-шпионах — чиновники даже пытались замедлить реализацию политики Хайтена в 2018 году, снимающей ограничения на доступ к основным орбитальным данным о спутниках национальной безопасности.

Пентагон может разместить в космосе оружие направленной энергии

В США с 2019 года большое внимание было сосредоточено на возобновлении интереса США к потенциальному развертыванию космических перехватчиков. Одновременно пересматривается и другая концепция, возникшая в рамках Стратегической оборонной инициативы президента Рональда Рейгана в 1980-х годах: размещение лазеров или лучей нейтральных частиц в космосе для сбивания вражеских ракет.

«Направленная энергия для меня — это то, к чему мы хотим идти в долгосрочной перспективе», — заявил в сентябре 2019 года заместитель министра обороны по исследованиям и разработкам Майк Гриффин во время круглого стола на Капитолийском холме. «В ближайшие несколько лет мы будем продвигать достижения в области направленной энергетики».

Бюджетный запрос президента Дональда Трампа на 2020 финансовый год для Агентства по противоракетной обороне (MDA) включает 304 миллиона долларов на инициативы по совершенствованию технологий, включающие эти типы технологий.

«Работая с национальными лабораториями и промышленностью, MDA будет решать проблему лазерного масштабирования, инвестируя в технологию лазерных компонентов, необходимую для демонстрации эффективных электрических лазеров», — говорится в бюджетных документах. Агентство планирует провести демонстрации компонентов, чтобы доказать возможности лазера.

Предложение о финансировании также включает в себя деньги на усилия по пучку нейтральных частиц, которые «спроектируют, разработают и проведут технико-экономическое обоснование космического слоя перехвата направленной энергии», говорится в документах. «Эти усилия будут использовать прошлую и текущую работу над пучком частиц и связанными с ним технологиями, а также лазерным масштабированием, наведением и стабильностью, чтобы обеспечить технологию компонентов, позволяющую улучшить соотношение затрат и выгод, а также размер, вес и мощность операционной системы».

В документах говорится, что будущая система такого типа предложит новые «варианты поражения» для национальной архитектуры противоракетной обороны и добавит еще один уровень защиты территории самих США.

Лучевое оружие нейтральных частиц будет стрелять атомными частицами на скорости, близкой к световой, по вражеским платформам.Эту технологию можно проследить до Стратегической оборонной инициативы, отметил заместитель директора Агентства по противоракетной обороне контр-адмирал Джон Хилл.

«Мы думаем, что это многообещающе для миссии по противоракетной обороне, и поэтому наша цель в 2020 финансовом году — заложить основу для того, чтобы выйти на орбитальную демонстрацию к 2023 году, — сказал Хилл во время брифинга с журналистами в Пентагоне в 2020 году, когда бюджетное предложение было обнародовано.

По словам Хилла, агентство планировало провести наземные испытания и демонстрации технологий пучков нейтральных частиц, уделяя особое внимание осуществимости и доведению технологий до их вывода в космос.

Оружие направленной энергии будет иметь ряд преимуществ по сравнению с кинетическими перехватчиками, сказал Тодд Харрисон, директор проекта аэрокосмической безопасности в Центре стратегических и международных исследований.

«Вам не нужно беспокоиться о времени полета… потому что энергетический луч будет двигаться со скоростью света», — объяснил он. «Это дает вам больше времени, чтобы идентифицировать цель и принять решение, а затем открыть огонь. Тогда как с кинетическим перехватчиком вам придется стрелять очень быстро, потому что вы должны учитывать, сколько времени понадобится вашему перехватчику, чтобы подлететь к ракете».

Ещё одним преимуществом является то, что их можно повторно использовать для производства столько выстрелов, сколько позволяют их энергосистемы, отметил он.

Для противоракетной обороны потребовалось бы меньше спутников, если бы они были вооружены оружием направленной энергии, а не кинетическими перехватчиками, хотя стоимость одной системы, вероятно, была бы выше, сказал он.

Еще меньше спутников потребовалось бы, если бы в архитектуру можно было включить зеркала — идея, которая уже высказывалась ранее, отметил он. «При этом вы могли бы иметь только несколько действительно мощных лазеров, разбросанных по орбите, а затем иметь больше зеркал в других местах, которые отражали бы свет в сторону ракеты и уничтожали бы ее».

Но разработка систем, которые можно было бы эффективно использовать в космосе, — непростая задача.

«Вам нужен мощный лазер, вам нужно его миниатюризировать, а затем у вас должен быть источник энергии на вашем спутнике», — сказал Харрисон. «Все эти вещи являются техническими проблемами».

Использование зеркал было бы еще одним препятствием. «Очевидно, что вы не хотите, чтобы он трясся или двигался, и он должен быть очень точно расположен», чтобы поразить цель, добавил он.

Он отметил, что технология направленной энергии также не так зрела, как технология кинетических перехватчиков. «Чтобы эти системы были внедрены в эксплуатацию, еще предстоит проделать большую работу».

Но Гриффин выразил уверенность, что эффективная система может быть создана.

«Я верю… мы можем разработать космические энергетические системы, которые будут обеспечивать то, что нам нужно, но вера – это мнение, которого придерживаются без учета фактов», – сказал он. «Наша работа — проводить эксперименты и прототипирование для получения этих фактов».

Миллиарды на американское космическое оружие

26 апреля 2023 года Джон Ф. Пламб, помощник министра обороны США по космической политике дал показания на слушаниях подкомитета по стратегическим силам Палаты представителей США, посвященных космической деятельности национальной безопасности.

«Для Министерства обороны космос важен для того, как мы конкурируем и сражаемся во всех областях. Он обеспечивает нам предупреждение о ракетном нападении и отслеживание ракет, что имеет решающее значение для защиты нашей родины. Он обеспечивает навигацию по местоположению и выбор времени для точного поражения целей. И он обеспечивает связь в суровых условиях для поддержки глобального командования и контроля. Проще говоря, космические миссии необходимы для ведения войны США», — сказал он.

Космический бюджет президента США на 2024 финансовый год в размере 33,3 миллиарда долларов инвестирует в возможности, необходимые для решения этих задач. По его словам, эти инвестиции отражают рост примерно на 15% по сравнению с 2023 финансовым годом.

Бюджетный запрос ускорит создание устойчивых архитектур проектирования и обеспечит инвестиции в исследования, разработки, испытания и эксперименты, сказал он, добавив, что он будет способствовать дальнейшей интеграции космических услуг в рамках объединенных сил.

Бюджетный запрос включает почти 5 миллиардов долларов на предупреждение о ракетном нападении и отслеживание ракет, в том числе 2,3 миллиарда долларов на новые устойчивые архитектуры и 2,6 миллиарда долларов на постоянное инфракрасное излучение следующего поколения, сказал он.

Кроме того, в бюджете предусмотрено 1,3 миллиарда долларов на позиционирование, навигацию и время, включая разработку системы оперативного контроля следующего поколения для GPS, сказал Пламб.

На 15 ракет-носителей и модернизацию дальности выделено 3 миллиарда долларов. А на защищенную и устойчивую к помехам спутниковую связь выделяется 4,7 миллиарда долларов, включая уровень передачи космических данных Агентства космического развития, сказал он.

Бюджетные запросы включают дополнительные инвестиции в наземное оборудование, науку и технологии, исследования и секретные программы, добавил он.

Пламб сказал, что он «сфокусирован» на трёх приоритетах: космическом контроле, космическом сотрудничестве и космической классификации.

Что касается контроля над космосом, то ведомство будет защищать интересы национальной безопасности от растущего масштаба космических и противокосмических угроз.

Что касается космического сотрудничества, ведомство инвестирует в отношения с союзниками, партнерами и коммерческим пространством.

По его словам, что касается космической классификации, Пентагон работает на самом высоком уровне, чтобы устранить препятствия для обмена информацией с союзниками, а также укрепить и оптимизировать свои возможности общения между правительством США.

Пентагон запустил спутники для обнаружения ядерного оружия на фоне слухов о российской космической бомбе

Запуск 14 февраля 2024 года шести спутников Пентагона для обнаружения ракет был своевременным, поскольку растут опасения, что Россия якобы рассматривает возможность размещения ядерного оружия в космосе.

Министерство обороны США подтвердило, что в его полезную нагрузку входят два спутника для гиперзвукового и баллистического космического датчика слежения Агентства по противоракетной обороне (MDA) (HBTSS) и последние четыре спутника Транша 0 для космической архитектуры боевых истребителей (PWSA) Агентства космического развития (SDA).

Американский оборонный подрядчик L3Harris, спроектировавший пять из шести спутников, заявил, что запуск с использованием ракеты SpaceX Falcon 9 прошел успешно. Другой спутник, второй блок HBTSS, был построен компанией Northrop Grumman.

«Этот запуск представляет собой поворотный момент для MDA, поскольку мы вступаем в новую фазу противоракетного предупреждения, слежения и защиты», — заявил директор MDA генерал-лейтенант Хит Коллинз. «Эти спутники HBTSS являются важным шагом вперед в наших усилиях опережать наших противников».

Ракета SpaceX Falcon 9, которая вчера вывела на орбиту шесть спутников слежения за ракетами Пентагона.

 

В результате запуска 14 февраля 2024 года общее количество спутников PWSA достигло 27, и все они составляют первый уровень военного комплекта слежения за ракетами и передачи данных, также известного как Транш 0.Запуск этих спутников начался в апреле 2023 года после ряда задержек в запуске.

Испытания спутников Транша 0 PWSA, которые должны были состояться летом прошлого года, состоялись только в конце ноября 2023 года из-за опасений Федерального управления гражданской авиации США о том, что нисходящие линии связи от группировки к Земле могут вызвать опасные помехи для самолетов и наземных служб.

Созвездие PWSA в конечном итоге будет состоять из четырех траншей и сотен спутников, что постепенно добавит больше возможностей для создания космической сети связи для вооруженных сил США.

Наряду с отслеживанием ракет спутники PWSA будут обеспечивать нацеливание на объекты за пределами прямой видимости, каналы передачи данных с малой задержкой, улучшенные услуги позиционирования и навигации, а также зашифрованную связь.

Спутники для первого транша PWSA сейчас строятся, а запуск запланирован на конец 2024 года.

Пара спутников HBTSS представляет собой «демонстрацию прототипа космического датчика, предоставляющего данные о качестве управления огнем, необходимые для поражения передовых ракетных угроз», заявил Пентагон. Датчики ракет на спутниках HBTSS также отличаются от датчиков на борту спутников PWSA, что, по словам директора SDA Дерека Турнира, позволит Министерству обороны США улучшить видимость угроз.

«В первом транше PWSA SDA будет использовать оба типа датчиков в качестве оперативной системы – со средним полем обзора, демонстрирующим управление огнем, на основе конструкции HBTSS, и с широким полем обзора, выполняющим предупреждение и отслеживание, на основе по дизайну отслеживания T0», — сказал Турнир.

«После успешной демонстрации возможностей HBTSS ответственность за оперативное развертывание HBTSS будет передана Космическим силам США, а MDA продолжит разработку следующего поколения космических датчиков управления огнем для противоракетной обороны», — заявили в MDA.

Пентагон ищет идеи для космического оружия

В сентябре 2023 года Министерство обороны США призвало американские предприятия оказать ему помощь ему в разработке космического оружия.

Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) объявило, что ищет «инновационные концепции» в области «космического превосходства». В частности, DARPA ищет «новые методы и технологии, которые могут предоставить бойцам революционные возможности для защиты и защиты космических систем в условиях конкуренции».

Запрос является частью инициативы DARPA BRIDGES, которая привлекает американский малый бизнес и «нетрадиционных оборонных подрядчиков» для укрепления обороны страны. Проблема в том, что Пентагон в настоящее время может привлечь только «относительно небольшое количество» американских компаний, имеющих допуск к секретным проектам.

«Это означает, что потенциально революционные концепции космических технологий национальной безопасности остаются неиспользованными», — говорит майор ВВС и руководитель программы DARPA Майкл Наяк. «Мы хотим перевернуть этот сценарий, чтобы новаторы, которые могут предложить лучшие идеи для многих оставшихся без ответа вопросов и уникального потенциала космической сферы, получили место за столом переговоров».

DARPA прямо не сообщает, какие виды космического оружия оно ищет. Но агентство ссылается на 35-страничный документ Космических сил США, в котором содержится призыв к использованию технологий в области «проецирования боевой космической мощи». Сюда входят оборонительные и наступательные вооружения как несмертельного, так и летального действия.

«Наступательные операции нацелены на космические возможности противника, используя различные обратимые и необратимые средства», — добавляется в документе. «Они могут включать действия по обману, нарушению, отрицанию, ухудшению или уничтожению военно-космического потенциала противника».

Призыв к поиску идей прозвучал на фоне растущей обеспокоенности США по поводу того, что Китай и Россия разрабатывают оружие, в том числе кибератаки и лазеры, для вывода из строя американских спутников. В 2021 году Кремль также запустил ракету, которая уничтожила один из его собственных спутников в ходе военных испытаний.

По данным DARPA, американские компании, представившие принятые предложения, будут вознаграждены контрактом в рамках инициативы BRIDGES и спонсорской поддержкой для получения допуска к секретности.

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...