Какая партийность нам нужна?

Александр Нотин

Патриотам России — гражданами по естеству, а не по штампу в паспорте — Большая коалиция нужна. Нужна, как воздух, как маяк, как спасательный круг в штормовом открытом море. С этой аксиомой сегодня, по сути, согласны все. Вопрос: какая нужна коалиция. Что она собой должна представлять? Из кого состоять? Как ее строить и сохранять? Чего с ее помощью добиваться?

И еще один "сердитый" вопрос: почему до сего дня, то есть вот уже без малого тридцать лет, в условиях политических свобод умные, грамотные, пассионарные, во многом единомысленные люди, прекрасно сознающие актуальность единства на фоне переживаемого страной упадка, убывания и позора не могут, хоть убей, собраться вместе против общего врага и ради общего дела?

Значит, что-то с нами всерьез не так, где-то угнездилась системная ошибка, не видимая и не ощущаемая "умным большинством" патриотов. Пока мы приходили в себя после шока "дебилдинга", что-во значимое, поворотное, судьбоносное, очевидно, произошло в "воздухах", а мы этого "что-то" не углядели, и теперь мечемся по платформе в ожидании давно ушедшего поезда, злимся друг на друга и… никуда не едем.

А изменилось, вот что. Наступили последние времена "последних времен". Дьявольский дух, по свидетельству Святых Отцов — духовидцев, вырвался из преисподней, чтобы в последней и беспощадной схватке сразиться с Богом за души людей. Научно-технический прогресс, давно и прочно захваченный алчными политиканами и олигархами, безбашенными милитаристами и извращенцами — адептами Князя тьмы с невиданной никогда прежде скоростью, напором и размахом строит на земле электронно-сетевой концлагерь. Нигилизм, еще сто лет назад казавшийся верхом новомодного бесстыдства, тоже на глазах устаревает. Его место теперь заимает «трансгуманизм». Цель последнего — не отрицание в человеке божественных начал, но преодоление уже самой человеческой природы, выход за пределы человека, формирование «постчеловека». И это уже реально делается, осуществляется в планетарном масштабе, на эти цели тратятся (в том числе негласно и здесь, у нас, в России) сотни миллиардов долларов. Задача — с помощью новейших нано, био, информационных и когнитивных технологий (НБИК – технологий) выйти на результат к 30-м годам нынешнего столетия.

«Постчеловек» или «сверхчеловек», — пишет О.Н. Четверикова, — в понимании трансгуманистов, будет представлять собой наполненного имплантатами киборга, бесполого, размножающегося с помощью искусственного оплодотворения (ЭКО), имеющего возможность существовать в разных «телах». Главная цель – это достижение бессмертия (биологического и «цифрового») и создание «сверхразума», по сравнению с которым человек будет представлять собой существо низшего сорта. Хотя «трансгуманизм» представляет собой широкое движение (от атеистов до оккультистов, мормонов, буддистов), ведущую роль в его продвижении играют открытые богоборцы. Не случайно один из виднейших «трансгуманистов» Макс Мор назвал одну из своих программных статей «Во славу Дьявола». В ней изложена старая теософско-гностическая идея о борьбе «носителя света» Люцифера (сатаны или дьявола) против демиурга, создавшего несовершенный мир и погрузившего человека в мрак невежества".

Погружённый в "скорби, гневы и нужды" все более сложного, суетливого и враждебного мира "среднестатистический" человек порой даже не замечает и не дает себе труда задуматься, в какой паутине он увяз и какая многоплановая, кропотливая работа по расщеплению его личности над ним ежесекундно совершается. "Духовное познается только духовным", и человек, особенно, тот, кто не имеет, по выражению Отцов, "должного духовного устроения", а именно бесценного в лихие нынешние времена дара различения духов (почти полностью уже утраченного Западом), кто не сведущ в Православии и не имеет хотя бы начальных аскетических навыков "хранения сердца", — такой человек сильно уязвим и сильно рискует. Рискует он стать легкой добычей вырвавшихся на свободу демонов, незаметно для себя потерять не только образ Божий, но и образ человеческий, чтобы затем "возревновать об образе зверином" (К. Аксаков).

Главная причина провала многочисленных попыток современных русских патриотов мобилизоваться и выступить единым фронтом лежит, таким образом, за пределами нравственных сфер и базовых свойств души — интеллекта, идеологии, эмоций, воли и т.п. Эта причина уже духовного, а не душевного свойства. Дефицит духовного начала, духовной зрелости, духовного "самостояния" — вот корень нашей слабости и разобщенности. Той же самой слабостью, только в еще большей мере страдает и наш противник, неолиберальная "квазиколониальная" (выражение не мое — В.В. Путина) правящая элита. Она тоже слаба, раздроблена, идейно бесплодна.

Итак, все дело в незаметной взгляду, но, увы, устойчивой деградации клеток и частей нашего патриотического сообщества, этого живого организма, пораженного раковой опухолью века сего — гордыней, алчностью, властолюбием, осуждением, завистью, немилосердием к ближнему. Вот, где мы понесли сокрушительное поражение. Прикрываясь одними лишь благодушными лозунгами и не имея действенной божественной защиты от всепроникающей радиации дьявольского соблазна, мы постепенно покорились духу разделения, стали похожи на сухой горох, рассыпанный по лицу страны. Горошин много, но каждая из них сама по себе, до других ей, по правде сказать, и дела нету. Такой "патриотической оппозицией" и манипулировать легче: одного подкупил, другого припугнул, третьего уничтожил, и всех между собой перессорил. Посмотришь кругом: сколько у нас замечательных патриотических организаций, центром, клубов! Всюду бурлит работа. И при этом каждый за себя, у каждого своя правда, и любая попытка сближения вызывает, как минимум, настороженность, а то и ревность: чего ты от нас хочешь!?

Еще одна причина общей дистрофии нашей оппозиции на фоне все более острой и жесткой глобальной духовной войны — это фатальный кризис "старой партийности". Мне уже доводилось об этом писать. Не буду повторяться. Отмечу лишь, что, хотя все партии — и "старые" идеологические партии, и новоявленные квазиидеологические (пытающиеся наспех соорудить себе идейные платформы из остатков и осколков прежних идеологий с примесью собственного "мудрования"), и системные и внесистемные — обречены, и жить им в России осталось от силы 10-15 лет, сам по себе фактор "старой партийности" еще долго никуда не денется. И с ним придется, хотим мы того или нет, считаться. Усилиями неолибералов и нигилистов партии крепко-накрепко интегрированы в конституционно-политический строй России, следовательно, они еще долго будут гнить и смердить, отправляя воздух своими трупными миазмами, соблазняя нестойкие умы миражами политических "успехов". И, чего тут греха таить, одураченные этими "морковками", не давая себе труда задуматься о природе и мотивах "уступчтивости" власти в части "партстроительства", некоторые наши товарищи-патриоты со всех ног кинулись учреждать мелкие и мельчайшие партии, коих нынче уже под сотню, плодить "сухой горох" на потеху неолиберальным кукловодам, архитекторам либеральной партийной "реформы".

В ту же западню угодили, к сожалению, и многие наши православные "активисты", напрочь забыв о евангельской притче о вине и мехах, и не обращая ни малейшего внимания на грозное и точное столетней давности предупреждение епископа-мученика Андроника (Никольского): «Нужна такая работа, чтобы сорганизовать весь народ русский во единую семью, твердо и сознательно стоящую за свое святое, народное, историческое достояние – веру христианскую и Царя самодержавного. Нужно упорно и старательно отгребаться от всяких партий, и народ сохранять, именно как народ, чуждый партийности, ибо где эта партийность, там разделение, там несогласие, там борьба, там порядка не ждать, и целое должно распасться». Потому и не может в постсоветской России сложиться новая "Большая коалиция патриотов" (остро востребованная и адекватная вызовам неистовой нашей эпохи), что новым в ней, качественно новым, решительно новым должно стать все — и форма и содержание, и лозунги и действия, и состав и дух. Иначе вирусы разделения и обесчеловечения, господствующие в гибнущем мире, неумолимо и скоро разрушат (как уже с успехом разрушают) любое подобное собрание, не освященное Духом любви и согласия. Ущербность и обреченность всех и всяческих "партийных" форм, их общая уязвимость перед духом разделения объясняются довольно просто. Все они, независимо от названий (партия, движение, фронт и т.п.), выстроены по эгоистическому и харизматически-сектантскому принципу. Какую партию ни возьми, всюду, если присмотреться, можно отыскать вождя-начальника. Он "всему голова", он отстраивает "структуру" под себя, всем "рулит", все контролирует. Театр одного актера. Стул на одной ножке… В таком построении (почти всегда прикрытом ширмой "коллективного руководства", учета "общественного мнения", "контролем снизу") есть два фундаментальных недостатка, две гибельных слабости. С одной стороны, такая организация, то есть собрание большего или меньшего числа людей, оказывается в громадной зависимости от ума, воли и здоровья одного-единственного земногородного, а, значит, тленного и смертного (притом внезапно!) человека с, как правило, воспаленной "председательской железой". Легко понять, сколь недолговечен и шаток подобный "стул" — а ведь на нем уместилась вся "старая партийность"! Пока человек активен, пока он в здравом уме, вокруг него вьются восхищение обожатели; чуть поскользнется, и партии конец.

С другой стороны, подобное построение пирамиды (верхушкой вниз) чревато еще одной бедой. Подавленные авторитетом "вождя", рядовые "партийцы" либо совсем перестают что-либо делать инициативно и творчески, либо ввязываются в интриги, чтобы подсидеть "дряхлеющего Акеллу". Интриги, склоки и вражда — как внутри политических партий, так и между ними — есть неотъемлемая черта "старой партийности". В истории партий случались периоды консолидации, но лишь на краткое время, отмеченное максимальным напряжением политической ситуации или внутрипартийной распри. Мирное, спокойное и сытое время для них — смерти подобно.

От такой "партийности" надо бежать со всех ног. Но куда?

Переправа 27.01.2014

ПОДЕЛИТЬСЯ
Александр Нотин
Нотин Александр Иванович – русский общественный деятель, историк, дипломат. Руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа». Руководитель инвестиционной группой "Монолит", помощник губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...