Русская история победна. Русский народ — победитель. Он одерживал победы на великих полях сражений — Ледовое побоище, Куликово поле, Сталинград. Но есть и множество других, теперь уже забытых побед, одержанных на околицах деревень, на опушках лесов, на морях, в горах, пустынях. И все они сливаются в великую победу русского оружия.

Но русская победа — не только военная, это победа духовного одоления, духовного величия. Золотой и Серебряный века русской словесности, породившие богооткровенных писателей и поэтов, которым открывалось знание о жизни и смерти, о России и о Боге. Этими знаниями русская литература одаривала весь прочий мир.

Русская словесность победна. «Слово о полку Игореве» — таинственный и бесподобный памятник Древней Руси. Князь Игорь не внял затмению солнца и повёл полки в половецкую степь, был разгромлен в сражении и попал в полон. И Русь беззащитная, без князя, без войска рыдала над ним, и этими рыданиями, молитвами, упованиями князь Игорь был избавлен от плена, вновь собрал войско и одержал победу. Пушкин в «Полтаве» нарисовал картину русской победы, когда под Полтавой русские полки громили шведа, и царь, «могущ и радостен, как бой», промчался пред своими победными полками. Лермонтов написал светоносное «Бородино», в котором воспел «русский бой удалый, наш рукопашный бой», после которого «затрещали барабаны — и отступили бусурманы».

Толстой в «Войне и мире» воспел победную русскую дубину, перед которой ломались французские шпаги, и падали наполеоновские знамёна, и Наполеон в ужасе бежал в своей утлой кибитке, а вслед ему гналась русская дубина. Это потрясающая картина народной войны, когда воедино слились высокородный князь и крепостной крестьянин, худородный офицер и полководец. Соединённая единым духом, единым русским порывом страна победила в страшной войне.

Николай Гумилёв, чью грудь, не тронутую пулей, дважды тронул «Святой Георгий», воспел кровавую победу. И великий Твардовский в своём солнечном «Василии Тёркине», где солдат, терпеливый, трудолюбивый, отважный, сердобольный и жертвенный, изведал кошмар отступления, позор разгрома, но чаял победу, и к этой победе его вело русское чудо. Василий Тёркин — русский солдат-победитель.

А русская несравненная архитектура. Божественный храм Покрова на Нерли, как дивный ангел, опустившийся в зелёных лугах у голубой реки. Храм Спас на Нередице, его лебяжья красота среди других лебедей — несравненных новгородских церквей. Солнечный смоляной космический корабль в Кижах, устремлённый в беспредельные выси, где обитает Россия небесная, нетленная, Русь Святая.

Великая победность России в том, что она каждый раз после ужасного крушения, испепеления, когда рушилась империя, исчезало великое царство и народ сиротел, становился бездомным народом, Россия вновь победно воскресала, от великих потрясений стремилась к величию, стремилась к идеальному бытию, к своей Русской Мечте, к божественной справедливости. На распятии, на его древесной перекладине выведено греческое «Ника», ибо Христос — Победитель, Царствие Небесное — та обитель, куда стремится Россия горняя.

Русская победа 1945 года стала главным мировым событием ХХ века, главным содержанием советской истории, вершиной четвёртой империи Сталина.

Победа прозорливостью Путина перенесена из двадцатого века в двадцать первый, из погибшей четвёртой империи в народившуюся пятую. Новая Россия, не имея идеологии, не успевшая обзавестись доктринами государства, выбрала идеологией Победу. Победа соединила немощное, дышащее на ладан новое русское государство, подключила к победным энергиям русской истории, к небесной русской победе, к России горней, нетленной. Сегодняшнее Государство Российское выросло из Победы. Победа — это чаша, из которой станут пить все последующие поколения русских. Победа есть Русская Мечта, которая явилась народу в первые мгновения его сотворения. Русский народ возник из Победы. Он победный. Он — победитель.

Победа 1945 года, спасшая русский народ от истребления, открывает нам сегодня свою сокровенную сущность. Это победа не только военная, идеологическая, геополитическая. Это победа религиозная. Она — Священное писание России. Она — богослужение, в котором Россия земная соединилась с Россией небесной.

Бессмертный полк — это пасхальное шествие, где миллионным крестным ходом, всем людом между трёх океанов народ идёт, неся с собой прекрасные лики своих предков, победивших в великой войне. В этих шествиях, где звучит «Отче наш», «Артиллеристы, Сталин дал приказ», «Прощание славянки», происходит чудо воскрешения, и ушедшие герои воскресают. Своей смертью на полях сражений они попрали смерть, стяжали бессмертие. И вдруг покажется, что прекрасные лица на портретах и фотографиях ожили, засияли их глаза, деды, отцы и прадеды встали рядом с живыми, и всем народом, всей огромной ратью мы идём по России, и безвестные воинские могилы в лесах раскрываются, и кости одеваются плотью, и в наши шествия становятся всё новые и новые воины в касках, в киверах, в шлемах. Этот огромный победный крестный ход изображён на великой иконе «Церковь воинствующая», где Россия, одолев ад, запечатав преисподнюю, движется к ослепительному небесному граду.

Сегодня всё, что касается войны и Победы, — свято. На перекрёстках русских дорог, на площадях русских городов на постаменте стоит танк Т-34, победный танк, танк святой. Этот танк станцевал русскую кадриль на куполе имперской канцелярии и завинтил обратно в преисподнюю чёрных демонов фашизма. Теперь этот танк стоит на постаментах в сиянии фаворской славы. И каждый памятник — как часовня. И глаз, взирающий на чудотворный танк, утепляется, наполняется молитвенной радостью или молитвенной слезой.

В первые же дни войны родилась великая и грозная песня «Священная война». По всей стране рокотали чёрные развешанные на площадях репродукторы, из них неслось «Идёт война народная, священная война». Страна, которая считалась безбожной, власть, которая именовалась богоборческой, заговорили священными текстами. Война 1945 года — священная. Она — литургия, пролитие русской крови — это пролитие крови Христовой. Народ, погибая в атаках, умирая от голода, изнывая в пыточных камерах, обливаясь вдовьими слезами, закрывая глаза тридцати миллионам своих лучших сыновей и дочерей, русский народ причащался, он не был безбожным народом, он был священным народом.

В священной войне всё было священно. Каждый был овеян святостью. Этой святостью были овеяны рядовые солдаты, командиры отделений, командиры взводов, командиры рот и батальонов, командиры полков и дивизий, командующие армиями и фронтами. Этой победной святостью был овеян Верховный главнокомандующий Сталин.

И сегодняшнее русское оружие, воюющее в Донбассе, священно. В нём таится священное оружие Великой Отечественной, в нём сталь меча Дмитрия Донского, крепость щита Александра Невского. Священник отец Дмитрий Дудко, блаженный, исполненный света, похожий на солнечный цветок одуванчика, учил, что герои — мученики великой войны — Зоя Космодемьянская, Виктор Талалихин, Николай Гастелло, Александр Матросов, «Молодая гвардия», Лиза Чайкина, генерал Карбышев — все, кто внесены в красный сталинский синодик, все они будут внесены в православный синодик. Все они — святые. И появится икона, на которой эти прекрасные лики будут окружены золотыми нимбами.

В Нижнем Тагиле, на Урале, перед проходной, ведущей на знаменитый танковый завод, построен храм Дмитрия Донского. В этом храме среди канонических росписей есть одна удивительная фреска. На этой фреске несётся армада советских танков, стреляющих по рейхстагу. Над танками несётся ангел, направляющий их в бой. В чёрном окопе, как в дыре, ведущей в ад, корчатся и погибают демоны — немецкие солдаты. Советский красноармеец в шлеме со звездой ведёт за собой весь сонм русских святых. Не святые ведут красноармейца, а он, краснозвёздный, ведёт святых, будто он — архистратиг, полководец небесного воинства.

Красная армия была армией ангелов. И она сокрушила чёрную армию демонов. Война была схваткой адских и райских сил. И райские силы России опрокинули демонов в ад. Страна, одолевшая ад, не может называться безбожной. Красная советская эра, четвёртая империя Сталина, не может называться богоборческой. Она разгромила ад. Она, сберегая Россию, не пустила фашистских демонов в Царствие Небесное. Ибо Россия граничит с Царствием Небесным. Россия — предбанник Царствия Небесного. И там, где проходит эта граница, нет-нет да и случится звездопад. Нет-нет да и засверкает северное сияние.

Космонавт Виталий Севастьянов рассказывал мне, что, летая по орбите, изучая излучение Земли, он обнаружил загадочное пятно, имевшее особое излучение. Вернувшись на землю, он наложил это пятно на карту России. И оказалось, что оно занимает обширное пространство между Волгой и Доном, в том месте, где проходило Сталинградское сражение. Когда он исследовал спектр этого излучения, оказалось, что оно совпадает с излучением иконы «Преображение господне», где Христос парит над горой Фавор, окружённый таинственным фиолетовым светом, что говорило о чудесном происхождении этого земного пятна, о его небесной природе, о случившемся здесь чуде Преображения Господня.

В Сталинграде, когда поднимаешься на Мамаев курган, движешься мимо бетонных исполинов, изображающих защитников Сталинграда, раненных, кровоточащих, и даже погибших, но продолжающих вести сражение, когда входишь в панораму Сталинградской битвы и оказываешься перед громадным полотнищем, где изображены все эпизоды этого легендарного сражения, и долго недвижно стоишь, созерцая картину битвы, то тебе вдруг начинает казаться, что головы идущих в атаку русских пехотинцев, лётчиков, направляющих на таран свои краснозвёздные самолёты, моряков, ведущих среди взрывов свои корабли, окружены золотистым сиянием, божественными нимбами. Свечение этих нимбов видел космонавт через иллюминатор своего космического корабля.

Сталинградская битва была непомерной, громадной, самой кромешной их всех случавшихся на земле. Советский народ бросил в эту битву все свои силы, всю мощь, всю отвагу, всю безграничную веру в победу. Но этой веры и воли не хватило бы, если бы на помощь советских солдатам не пришёл Сам Господь.

В Сталинградской битве случилось Богоявление, чудо Господне, второе пришествие, когда Господь поднимал из окопов идущих в смертельную атаку солдат. Когда Господь сидел за штурвалами танков, направляя их на таран. Господь вёл краснозвёздные истребители, сшибаясь в боях с «Мессершмиттами».

Отягчённый трёхлинейкой,

Всю тебя, земля родная,

Бог в солдатской телогрейке

Исходил, благословляя.

Одержав Сталинградскую победу, Господь омывал в Волге Свои кровавые раны. И русская река Волга становилась святым Иорданом.

В Сталинграде есть священный фонтан. Его ещё до войны создал скульптор. Хоровод пионеров, чудесных детей своим танцующим кольцом окружает аллигатора. Метафора, говорящая о юном новом человечестве, запечатывающем зло, не пускающем зло в мир. И этот ликующий фонтан был образом Русской Мечты.

Фашисты, совершая чудовищный налёт на Сталинград, сбросив на него тысячи бомб, превратив великолепный город в пожарище, разрушили этот фонтан. Но не сумели его уничтожить. Пионеры с отбитыми руками, отломанными ногами, изувеченными лицами продолжали вести хоровод, запечатывать зло. Чудищем, которое они окружили, не давая ему вырваться из светоносного кольца, была 6-я армия Паулюса. И в этот хоровод, в это огненное кольцо среди изувеченных пионеров поднимались воины Сталинграда, весь советский народ, вели этот грозный военный хоровод, замкнув его вокруг издыхающего чудовища. Этот сталинградский фонтан сверкает сегодня своими водами, и множество людей приходит испить из него воды, оросить себя его живительной влагой. У подножия этого фонтана люди оставляют цветы.

Не о нём ли Пушкин сказал:

Фонтан любви, фонтан живой!

Принёс я в дар тебе две розы.

Есть Сталинград земной и небесный. И там, в небесном Сталинграде, есть свой небесный Мамаев курган, свой небесный Дом Павлова и этот небесный дивный фонтан, где летят в хороводе чудесные дети, и их головы окружены золотыми нимбами.

Сталинградская степь изрыта старыми траншеями с утонувшими в травах фундаментами исчезнувших хуторов и посёлков. В эту степь выходят молодые люди и девушки, у них в руках корзинки. Они идут по степи, наклоняются, они похожи на грибников, собирающих грибы в корзинки. Они ищут рассеянные по степи осколки, их множество — минных, артиллерийских, бомбовых. Они корявые, зазубренные, страшные. Каждый из них несёт в себе смерть. Собирая осколки, молодые люди очищают сталинградскую степь от смертоносного железа, уводят из неё войну. Война глубоко проросла в сталинградской земле, пустила в неё долгие корни и продолжает её высасывать и мучить.

Иные осколки так вросли в землю, так тяжелы, что их не поднять одному человеку, их собирается несколько, в великом напряжении сил отдирают осколок от земли, рвут корень войны и кладут этот осколок в корзину.

В городе искусные мастера принимают эти чёрные уродливые куски железа, обтачивают их острые края и зазубрины, счищают ржавчину, ополаскивают в растворах, и чёрный осколок начинает сверкать, как серебро.

Искусные чеканщики и гравёры рисуют на этом серебряном слитке Спаса Нерукотворного, Богородицу, Георгия-победоносца. Священник освящает образ, и уродливый осколок превращается в серебряную икону. Из этих икон складывается иконостас, он сверкает, как волшебная гора. Ты прикладываешься к иконам и чувствуешь на губах их сладость. Этим великим таинством побеждается смерть, происходит преображение мёртвой материи в бессмертный победный дух.

Сталинград — явление космическое. Когда случилась сталинградская победа, родилась новая галактика. Имя ей — Сталинград.

Слово Сталинград — огненное, светоносное. Имя Сталинград — священное, воскресительное. Оно содержит в себе громадные потоки русской победной энергии. Когда имя Сталинград вернётся на карту России, молодое Государство Российское, пятая империя, получит неиссякаемый источник энергии. Сталинград — реактор русской истории.

Сегодняшняя война в Донбассе, военная спецоперация — это русское восстание, одоление ига, стремление России к величию, к Русской Мечте, к священной победе. И это стремление описывается сокровенными русскими кодами, которые живут сегодня в русском народе, приближая его к победе.

Код «Взыскание». Взыскание победы, взыскание одоления, освобождение от ига питало восстание в Донбассе. Не покидало измученный гарнизон повстанцев Славянска, не умирало после страшных погромов в Одессе и в Харькове, вело донецких добровольцев от родных порогов в пекло войны, вдохновляло солдат, замыкавших Дебальцевский и Иловайский котлы.

Код «Священный труд». Война — непомерный труд, не сравнимый с любыми другими трудами. Война — завод, вырабатывающий Победу. Бойцы Донбасса — это чеканщики, которые чеканят германские «Леопарды», превращая их в труху. Это горняки, чей отбойный молоток громит укрепрайоны врага. Это автогенщики, своим реактивным автогеном разрезающие на части чешуйчатое тулово извергов.

Сколько было проделано земляных работ, когда рыли окопы, противотанковые рвы, строили блиндажи, возводили разрушенный до основания Мариуполь. Как работают на победу оборонные заводы России! В три смены грохочет «Уралмашзавод», отправляя танковые эшелоны на фронт. Дни и ночи работает авиационный завод Новосибирска, наполняя небо над Донбассом рёвом бомбардировщиков Су-34. Тысячный коллектив «Алмаз-Антея» строит зенитные С-500, эти иерихонские трубы, от которых падают на землю горящие самолёты врага.

Код «Воскрешение». Тьма 1991 года накрыла людей Донбасса, отторгнутых от материнского русского тела. Тьма казалось беспросветной, иго неодолимым, рассечение русского народа вечным, распад русских земель необратимым. Но вновь ожила молекула русского бессмертия, и земли соединились, Россия приняла в свои объятия окровавленный Донбасс. Победа и воскрешение состоялись.

Код «Русское чудо«. Возвращение Крыма в Россию было чудом — ослепительным и божественным. В 2014 году ангел Херсонеса взмахнул своими серебряными крылами, и поднятая этими крылами буря колыхнула Донбасс. Случилось чудо Донбасса и Крыма, и теперь это чудо в грохоте артиллерии, в рёве танковых моторов, в свисте штурмовиков движется по изрытой снарядами земле. На поле боя в каждом окопе, в каждом пулемётном гнезде, у каждого бестравого бугорка совершается чудо. И каждый, над кем пролетел снаряд, его не задев, мимо кого просвистела пуля, его не коснувшись, знает, что такое чудо. Жертвенный подвиг солдата — это свершённое чудо, побеждённый страх смерти, ослепительная вспышка веры в свою Родину, в народ, в победу. Александр Захарченко, Гиви, Моторола, Мозговой — все они донбасские чудотворцы.

Код «Общее дело». Донбасс собрал в победоносную армию все населяющие Россию народы, направил на поле боя стариков и юнцов, верующих и атеистов, коммунистов и монархистов, православных, мусульман и буддистов. Донбасс позвал в свои окопы всех нынешних русских людей, способных носить оружие. И к ним пришли те, кто держал это оружие восемьдесят лет назад. И герои Саур-Могилы, эти ожившие бетонные монументы, встали на защиту священной горы, и вместе с батальоном «Восток» отбивали атаки нацистов.

Код «Оборонное сознание». Донбасс — это мощная линия обороны, заслоняющая Россию от свирепого и беспощадного Запада, уже который раз посягнувшего на Россию.

Россия переживает донбасский период своей истории. Когда-то судьба России решалась на льду Чудского озера, на околице Бородино, на волжской кромке Сталинграда. Теперь она решается в Донбассе. Здесь, в Донбассе, Россия защищает не свои пространства, не свои пшеницу и алмазы, она защищает свою историю, обороняет свою мечту о божественной справедливой стране, о райской фреске на стене русского храма, которую хотят замазать чёрной краской кровавые маляры.

Победный код «Россия — душа мира». В Донбассе Россия сражается не с жалкой кучкой нацистов, захвативших храм Святой Софии Киевской, а сражается с непомерным чудовищем Запада, у которого могучая армия, мощь громадных заводов, авианосцы, космические группировки, разведки, запустившие свои щупальца во все государства мира, её злокозненная изощрённая культура, наводнившая мир красочными ядами Голливуда, катакомбные знания, выводящие на свет Божий чёрных духов преисподней, чьи эмблемы и мрачные образы видны на обнажённых телах в запрещённом террористическом батальоне «Азов».

Россия в Донбассе сражается с игом, покорившим множество стран и народов. Россия опрокидывает здесь это иго, направляет народам мира послание: иго не вечно, злодеяния не бесконечны. Враг отхлынет, и победная свобода примет в объятия освобождённые народы Земли.

Однажды под Новым Иерусалимом я шёл лесами в первой зимней пурге, вышел на опушку и услышал клёкот, карканье, посвист крыльев. Увидел, как в снежном вихре сражаются две птицы — ворон и сокол. То ворон своим тяжким клювом вбивал сокола к самой земле, то сокол в падении взмывал свечой и молнией падал на ворона, сшибал его вниз. В этих подмосковных лесах лёг костьми легендарный парад 1941 года. Когда прямо с площади под напутствие Сталина ушёл защищать Москву. И здесь случилось чудо Пресвятой Богородицы, погнавшей немцев, началось победное шествие советских войск. В том сражении птиц было древнее, русское, былинное. Чёрный ворон и ясный сокол — это образы вечного русского боя, когда на Русь слетается вороньё, стараясь её заклевать. И ясный сокол вылетает навстречу, расшибает демонических птиц. Сегодня в Донбассе русский ясный сокол побивает фашистского чёрного ворона.

Донбасс с горящими городами, пылающим небом, солнечными лицами ополченцев, с бронёй русских танков, на которых начертаны сакральные буквы Z и V, Донбасс — это образ русской победы.

Есть много в России и больших городов, и малых посёлков, и крохотных деревушек, и незаметных хуторков, которые приняли на себя страшный удар нашествия. Сражались, пали, воскресли и в свете победы пришли в Берлин. Сошлись в покорённом Берлине Москва, Сталинград, Курск и Орёл, Ленинград и Смоленск, и сельцо Дубосеково, и деревня Петрищево — все пришли в Берлин, видели, как издыхают во дворе имперской канцелярии нибелунги.

Но среди этих городов-победителей есть небольшой и особенно мною любимый — это Изборск, что стоит под Псковом на Рижском тракте. Среди одноэтажных деревянных домов высится громадная крепость. Её стены и башни приняли в себя столько стальных наконечников, свинцовых пуль, артиллерийских осколков, что стрелка компаса начинает дрожать и метаться. Это город-подвижник и мученик, город-герой, победитель. О него расшибались все западные нашествия, будь то Тевтонский орден или воинство Стефана Батория, или орды фашистов. Изборск держался два или три дня, а потом враг брал крепость, разбивал гарнизон, и город терпел поражение. Но эти два или три дня были спасительными для Пскова, когда псковичи готовились к осаде и встречали врагов во всеоружии, отбивали нашествие.

Изборская крепость окружена башнями. Бойницы одной башни смотрят в открытое поле, из этих бойниц летели стрелы, стреляли пищали, уничтожая врага на дальних подступах к крепости. Есть башни, у которых бойницы смотрят вдоль стен. Когда враг приставлял к стенам штурмовые лестницы и карабкался в крепость, из этих бойниц стрелы били по стенам, сшибая врагов. Но есть одна башня по имени Луковка, чьи бойницы смотрят внутрь крепости. В эту башню прятался поредевший, раненный, окровавленный гарнизон, затворялся в башне. И остатки гарнизона из бойниц стреляли по врагу, заполонившему крепость. Эта башня — мученица, башня-героиня, башня-победа.

Весенняя, намокшая от слёз,

Над родиной, изрезанной фронтами,

Победа, ты летишь в венке из роз,

Обмотана кровавыми бинтами.

ИсточникЗавтра
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...