У каждого творца своя миссия. У писателя Александра Проханова она особенная: в разные периоды он выпускал в свет книги, которые не просто фиксировали пульс времени — они выражали надежды огромного количества русских патриотов. Часто эти произведения были тяжёлыми, потому что и написаны они о временах очень непростых. Как, например роман «Последний солдат империи», главный герой которого не достигает победы в битве за сохранение СССР. Но у читателя чудесным образом остаётся надежда на восстановление справедливости.

Фильм «Позывной “Пассажир”», накануне телевизионной премьеры которого и состоялся наш разговор, снят по книге Александра Андреевича «Убийство городов». В теперь уже далёком 2015 г. Проханов и его коллеги по «Изборскому клубу» приехали в Донецк, чтобы презентовать эту работу. Совсем недавно, в год 10-летия провозглашения республик Донбасса, этот роман был экранизован. Совместными усилиями «Фонда кино», кинокомпании «Альянс» и «Института развития интернета» эта работа смогла встретиться со своим зрителем.

Сюжет книги (и фильма) прост — московский писатель Николай Рябинин отправляется в Донбасс, чтобы найти своего брата: тот ушёл добровольцем в ополчение и пропал без вести. Суровые реалии гражданской войны нового формата сильно отличаются от светской тусовки и клубной жизни — этот шок очень хорошо раскрывает сцена, в которой Рябинин стоит на краю окопа в белых кроссовках и не решается «впрыгнуть в ситуацию».

Фильм получился довольно схематичным, как набросок большой картины, которая ещё не написана полностью. Но в его задачу и не входила глубокая документальность, он, как и роман Проханова, нужен был для другого: чтобы передать чувства, с которыми люди вставали за Родину, отказывались от наносной украинской идеи и ради восстановления исторического пространства России были готовы идти до конца. И эту миссию «Позывной “Пассажир”» выполнил более, чем хорошо.

В конце книги «Убийство городов» измождённый, уставший от боёв и потерь Рябинин видит, как на помощь измотанному ополчению идёт подкрепление. Русские добровольцы, пересёкшие «ленточку» — границу.

Тогда, в 2015 г. эта книга и сама была таким подкреплением, глотком надежды для тех, кто не уходил из Донбасса, несмотря ни на что. Сегодня же, когда вышел и начал греметь фильм (интересно, что в кинотеатрах он появился в марте, как раз к первой круглой дате Русской Весны), на него тут же набросились либеральные ресурсы и закамуфлированные под «русских военкоров» новые власовцы. Дескать, «достоверность низкая, не так всё было, снято плохо и вообще — лучше бы эти деньги потратить на (дальше варианты)».

Вот интересно бы эти же параметры критики применить, например к советским фильмам «Офицеры» или «В бой идут одни старики» — там тоже всё схематично и «недостаточно реалистично» — брызги крови и кишки прямо в камеру не летят, как на войне. Но спорить с либералами — дело бесполезное. Удовлетворимся тем, что раз им не понравилось — значит кино одной из своих целей достигло.

Об этом и нескольких других аспектах мы поговорили с Александром Прохановым, автором книги и соавтором сценария картины «Позывной “Пассажир”».

— Не так давно вышла экранизация книги «Убийство городов». Понравилась ли Вам киноверсия?

— Не моё дело особенно фыркать и оценивать. Это не просто киноверсия, это оружие, которое было сконструировано в очень сложных условиях. И это оружие уже на поле боя, оно работает, оно приносит свои результаты. Поэтому, конечно, я очень удовлетворён. Это я вам говорю как человек, участвующий в идеологической схватке.

— Именно это и стало, видимо, причиной активизации либеральной критики и в адрес фильма, и по отношению к книге? «Вдруг» все вспомнили об этом романе, хотя с тех пор вышло уже очень много других.

— Я отделён от этой критики, она меня не волнует и не интересует. В своё время я был объектом для мощнейших либеральных атак, для их остракизма, так что в принципе — не привыкать. Но сейчас для меня это просто неинтересно.

Тем более, что либеральная среда сейчас поколеблена, она давно не является доминирующей, поэтому это всё — арьергардные бои.

— Вы приезжали презентовать книгу «Убийство городов» в Донецк. А какую книгу вы хотели бы представить читателю в Донбассе в современных условиях? Или, может быть, после Победы?

— Я хотел бы презентовать пока не написанную книгу. Потому что книги на Саур-Могиле презентуются не каждый день. Мне бы хотелось написать книгу о сегодняшней войне и вообще о сегодняшней России, потому что эта война сдетонировала очень мощные процессы по всей стране. И когда эта книга будет готова, и мне будет ясно, что не стыдно везти её в Донбасс — я бы повторил свой опыт с Саур-Могилой.

— Несколько лет назад люди зачитывались Вашими книгами, большими романами, посвященными мечте о восстановлении великого, мощного русского государства. «Последним солдатом империи», «Красно-коричневым». Герои тех книг не могли, к сожалению, победить. А в данный момент мы в каком историческом этапе находимся?

— Мы прошли пору великих разрушений, время исчезновения государства и народа. Мы прошли пору, которая именуется «русский ад», и теперь мы движемся от потрясения к величию, которое пока, конечно, далеко, но вектор таков. В этом движении есть масса огорчений, трагедий, слёзных и кровавых драм, но вектор ведёт нас к величию.

— Спасибо, Александр Андреевич!

— Всего наилучшего! Победы нам всем!

В данный момент фильм уже завершил этап проката в кинотеатрах, но его очень легко найти и посмотреть на одной из сетевых площадок. Сам я наверняка сделаю это ещё не единожды, потому что на частый вопрос «А зачем вы тогда в 2014 году всё это начинали?» есть не так уж много удачных, ярких, впечатляющих ответов, которые позволили бы объяснить не официозными пропагандистскими фразами, а с помощью ярких и точных художественных образов. И это, кстати, далеко не единственный аспект, который раскрывает «Позывной “Пассажир”». Какие ещё? Посмотрите, и поймёте сами.

Беседовал Артём Ольхин

ИсточникСегодня.ру
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...