Грязный дождь
Сергей Черняховский
Дождь есть дождь. И дожди бывают разные: освежающие, грозовые, ливневые, грязные и кислотные. Телеканал "Дождь" – один и всегда одинаково грязный.
Постановка вопроса о гипотетической возможности сдачи Ленинграда гитлеровцам – только штрих как к политической ориентации этого канала и его создателей, так и к его стилистике.
Канал возник в 2010 году, в преддверии нового электорального цикла в России, и стал известен в период попытки государственного
Транслируемые им взгляды вполне откровенны: установление в России верховенства международной юрисдикции, отказ от национального суверенитета, второе издание приватизации и гайдаровских реформ. Так что предложение обсудить вопрос о том, не стоило ли сдаться и отказаться от национального суверенитета еще в 1941 году, вполне естественно. Хотя
Стилистическая особенность работы телеканала – многословная бессодержательная болтовня с постоянной реартикуляцией заказанных политических штампов, при полном отсутствии работы головного мозга. Так что поднять этот вопрос работники "Дождя" вполне могли и сознательно – в силу ненависти к стране, и неосознанно – в силу привычки говорить не думая.
Собственно, вся эта тема – не лучше ли было проиграть войну – введена в поле обсуждения еще в период "гласности и перестройки" людьми типа Юрия Афанасьева, забытого ныне Черниченко, Павла Гусева и т.д. Большую статью Минкина на эту тему известная желтая газета опубликовала еще в 2005 году.
Предложение обсудить
Вопрос о допустимости сдачи Ленинграда – глупый и невежественный. И еще он был кощунственный. За первое работника информационной сферы нужно лишать профессиональной квалификации. За второе – как минимум подвергать общественному и профессиональному остракизму.
Этот вопрос глупый и невежественный потому, что предполагать допустимость сдачи Ленинграда – значит не знать и не понимать, что кроме значимости
Дальнейшее каждый может рисовать в своем воображении сам.
И даже неважно, понимают ли это журналисты и публицисты представленного на "Дожде" политического направления. Могут не понимать – умный человек вообще не стал бы там работать. А могут и понимать, жалея, подобно Минкину, о том, что фашизм не подчинил себе СССР и не утвердился в мире прочно и надолго.
В политическом плане сдача Ленинграда привела бы к деморализации страны и армии. Удержание подобной
Падение символов всегда подталкивает к потере воли к сопротивлению.
О том, что было бы с самим Ленинградом в случае его сдачи, что было бы с его обликом, памятниками и музеями, в силу очевидности можно не напоминать. Даже если предположить, что через три года он был бы штурмом отбит у немцев.
Но постановка вопроса о допустимости сдачи Ленинграда еще и кощунственна, поскольку предполагает моральную допустимость обсуждения того, не напрасно ли стояли насмерть те, кто не сдал город. И не лучше ли им было не отстаивать его, пусть и заплатив за свою Победу жизнью, а предать. Сдаться и сохранить свою жизнь не только путем предательства родного города и родной страны, но и путем признания того, что они – именно те, кем их объявлял Гитлер и почитающие его сегодня в России задающие подобные вопросы журналисты: "недочеловеки", неспособные на мужество, подвиг и героизм.
Кстати, на самом деле, именно такие люди, считающие допустимым задавать подобные вопросы, бесспорно не стали бы защищать Ленинград. Суть их позиции в том, что ничто не стоит человеческой жизни, потому что не может быть ценностей выше животного существования. Главное в жизни – сама жизнь, вкусная еда, ароматное питье, комфортный отдых и секс. За это они отдадут все. И с их точки зрения нельзя жертвовать жизнью защищая те или иные святыни. Потому что самое святое для них – это наслаждение.
И им страшно, что есть те, кто думает и чувствует иначе. Кто ложился под танки, шел на виселицу, кто умирал от голода, не сдаваясь врагу. И им хочется убедить всех, что раз они сами на это неспособны, то все это было не нужно. А жить нужно так, как живут они: предавая, продавая, насмехаясь и наслаждаясь.
К сожалению, в разных вариациях вносимый в Думу законопроект о защите памяти о Великой Победе и противодействии фальсификации истории постоянно либо откладывается, либо исчезает в конвейера законотворчества. Выходка моральных маргиналов с "Дождя" – не менее отвратительна, чем выходка Pussy Riot. Если общество защищает ценности верующих, то оно тем более должно защищать ценности исторического подвига народа страны и жителей Ленинграда.
Все сказанное вполне очевидно. И если оно недоступно людям из редакции "Дождя" – это лишь показатель того, что за люди по уровню своей культуры и образованности там работают. Тем более – по уровню своей моральности. Как писали в "Обитаемой острове" братья Стругацкие: "Все знают, что здесь телецентр и радиоцентр, а здесь, оказывается, еще и просто Центр… Это было гнездо, жуткое змеиное гнездо, набитое отборнейшей дрянью, специально, заботливо отобранной дрянью, эта дрянь собрана здесь специально для того, чтобы превращать в дрянь всех, до кого достает гнусная ворожба радио, телевидения и излучения башен".
Новая политика 27.01.2014