В рамках Петербургского международного экономического форума состоялось немало встреч, дискуссий, лекций. Член Изборского клуба, философ Александр Дугин высказал своё мнение на сессии «Культурная основа БРИКС. Сможет ли БРИКС стать новым культурным рынком?»

Осознание того, что́ из себя в нынешней ситуации в мире представляет БРИКС, какую роль играет и призван играть, может прийти через переосмысление той ситуации, в которой находится человечество. Начиная с девяностых годов прошлого века, а может, ещё раньше, процесс глобализации представлял собой однополярную модель. То есть глобалистский, либеральный Запад сказал: наша цивилизация является носителем уникальных культурных ценностей. Если вы хотите развиваться, то должны стать такими, как мы, в технологиях, в политике, в экономике, в культуре, в дипломатии, в образовании. Будьте как мы, и у нас будет единое человечество — one world. А one world, единый мир, — это глобальный Запад, который распространяет свои идеологические постмодернистские критерии на всё человечество. «Ну и давайте объединяться на этой основе», — говорят нам и продолжают настаивать на этом.

Но постепенно мы видим, что помимо глобального Запада всплывают другие суверенные субъекты. Это предвидел американский политолог Сэмюэл Хантингтон, который сказал, что произойдёт столкновение цивилизаций. Мы совершаем большую ошибку, когда, читая Хантингтона, обращаем внимание именно на первое слово, акцентируем внимание на нём — the clash — столкновение. А надо обращать внимание на второе — civilizations.

Почему Хантингтон, будучи реалистом международных отношений, подчёркивает the clash, говорит о вероятности этого? Потому что реализм в международных отношениях основан на абсолютном суверенитете, который допускает возможность войны, поскольку нет никакой надсуверенной инстанции. Для любого реалиста международных отношений мыслить в категориях столкновений или возможности военных конфликтов — это нечто естественное. Но самая новизна Сэмюеля Хантингтона не в этом. А в том, что он говорит: новыми субъектами миропорядка становятся цивилизации, то есть культуры.

Этот многополярный мир, состоящий из различных субъектов, из различных цивилизаций и культур, создаётся на наших глазах. И это уже не теория, это практика, и БРИКС является фундаментальным движением в сторону институционализации этого многополярного мира. И по сути БРИКС — это уже многополярный мир в его институциональном воплощении. Но участники БРИКС — это не столько государства, сколько великие цивилизации, которые включают в себя самые разные страны. Например, Акханд Бхарат — название Индии, аутентичное индийское слово — Великая Индия, это не только Индия как национальное государство. Акханд Бхарат — это огромная культура, под влиянием которой находятся многие страны и многие народы.

Тянься — идея китайской цивилизации. Китайская культура — это тоже больше, чем Китай, это Поднебесная. Это Китай и огромная территория, находящаяся под его влиянием. И это культура. А культурный код важнее, чем государство. Россия — больше чем Россия. Русский Мир — это не Российская Федерация, точно так же, как Акханд Бхарат — это не только Индия, Тянься — это не только Китайская Народная Республика, это шире — цивилизации. Китай, Индия, Россия — это государства-цивилизации.

Исламский мир представляет собой много государств. Там есть шииты, сунниты, есть секулярные светские режимы, как режим Эрдогана, а есть жёстко религиозные — но это одна цивилизация, один полюс.

Африка — это континент будущего, который возвращается к своей судьбе. Африка заходит на виток глубинной деколонизации, ища свои культурные корни, не следуя за Западом, двигаясь собственным путём. Африка открывает свою идентичность, а это — её культура. Африка присутствует в БРИКС двумя своими мощными центрами — Южной Африкой и Эфиопией. Эфиопия — это единственная африканская страна, которая никогда не была покорена или колонизирована, это символ свободной Африки. Южно-Африканская Республика — это символ борьбы против колонизации, ожесточённой и успешной, победоносной борьбы с расизмом и колониализмом. И конечно, есть страны Западной Африки, где наблюдается расцвет культуры, расцвет африканской идентичности, африканской традиции, корни которой уходят в Египет, в ещё более древние эпохи.

Латинская Америка представлена в БРИКС Бразилией. Входила Аргентина, время вступить Мексике, другим латиноамериканским странам.

То есть БРИКС состоит из культур, БРИКС и есть диалог культур, это совершенно новая многополярная модель, где нет Запада. Конечно, если Запад одумается, вернётся к своим культурным корням, он может стать участником этого диалога культур. Но пока он — вне игры, потому что настаивает на том, что никаких культур и цивилизаций нет, а есть только одна — западная — цивилизация, и что она является единственной.

Страны БРИКС оппонируют этой гегемонии, оппонируют такому расистскому колониальному подходу. Важно то, что БРИКС — это единство различных, а не замена одного гегемона на другого.

Конечно, существуют противоречия, например, между исламским миром и Индией, между китайской моделью и исламской моделью, между Индией и Китаем… Россия как православная евразийская цивилизация — это ещё одна система ценностей. Но при всех противоречиях нас объединяет то, что все мы строим свои цивилизации на основе традиционных ценностей. А Запад навязывает нам нетрадиционные, антитрадиционные ценности. И не только навязывает, но считает, что они должны быть единственными.

Представители Запада уверены, что только там, где есть что-то похожее на глобалистский Запад, — там прогресс, цивилизация. А всё остальное — вне этого. И самое главное послание стран БРИКС, культурная основа БРИКС — это диалог, это уметь понимать другого. Это философия нашего культурного диалога.

А как Запад понимает «другого»? Запад говорит: другой — это я, будьте такими, как мы. Какой бы цвет кожи у вас ни был, какой бы страна происхождения ни была, если вы за отмену полов, если вы придерживаетесь наших либерально-индивидуалистической системы ценностей рыночной экономики и парламентской демократии — тогда мы вас признаём. Но при этом вы будете заняты догоняющим развитием, хотя никогда не догоните. Однако мы будем вам помогать догонять: поставлять вам на ваши нетрадиционные парады добровольцев из наших стран и всё в этом роде. То есть будем подтягивать вас к себе, и тогда снимем проблему «другого». А если «другой» не хочет становиться таким, как мы, то мы объявляем ему войну. Мы объявляем войну Газе, объявляем войну России на Украине, объявляем войну Китаю с его стремлением к объединению с Тайванем. Мы объявляем войну тем, кто не согласен с нами. Это проблема «другого».

А БРИКС должна предложить совершенно иную систему взаимодействия: «другой» — это не такой, как я. Мы, русские, имеем большой опыт империи, мы сильное государство, но в рамках многополярного мира не говорим: становитесь, как мы, принимайте православную веру, будьте евразийцами, читайте наши книги. Нет, хотите — читайте книги, принимайте веру, не хотите — не читайте, не принимайте. Мы уважаем культурную идентичность всех наших партнёров! Включая Запад! И если Запад останется при своём, мы скажем: хорошо, если вам так нравится — это ваш выбор, мы вас не трогаем. Только к нам с этим не приходите, оставьте человечество в покое. Наше предложение Западу — оставить человечество в покое!

Но Запад не может этого сделать, потому что он не знает, что такое «другой». Его понимание другого сводится к абсолютно расистской гегемонистской парадигме. Причём, вопреки лучшим умам Запада: американская антропология Франца Боаса предлагала принять другого как другого, как иного. Европейская культура знает, что такое другой. А вот современная глобалистская либеральная элита отказывается от этого глубокого гуманистического наследия, западного в том числе. Они предают свои собственные корни, поэтому они стали cancel culture — культурой отмены. Они стали уничтожать культурные особенности, корни своей собственной цивилизации.

Но альтернативный Запад может участвовать в нашей культурной основе. Да, до включения в БРИКС ещё далеко, но в принципе БРИКС — это именно начало структуры того искреннего, демократичного, честного диалога, в котором могли бы принимать участие в рамках проектов БРИКС представители абсолютно всех обществ, стран и государств. Но не путём утраты своей идентичности, а с сохранением собственных культурных особенностей. И если говорить о совместном культурном проекте, будут это фильмы или другие проекты, в которых участвуют представители разных цивилизаций, важно, чтобы они были маркированы своими цивилизациями, чтобы они приходили в общий кинопроект, например, с традициями русского кинематографа, индийского Болливуда, африканского Нолливуда. Мы должны нести в наш диалог строго маркированную, различную идентичность, не смешивающуюся, но постоянно готовую к взаимообмену. Именно такой подход культурной платформы БРИКС представляется наиболее плодотворным. Это не объединение против, это не объединение вокруг какой-то одной-единственной универсальной культурной модели. Это равноправный и равновесный, по-настоящему демократический, по-настоящему гуманный диалог цивилизаций и культур.

Если для американской политической мысли свойственно всё мыслить через категорию столкновения, то для русской политической традиции, русской культурной традиции характерно мыслить всё категорией мира — pеасе. Мы очень мирный народ, который тем не менее может дать сдачи. Но мир надо понимать с учётом сохранения культурного многообразия. История России в этом отношении очень показательна. Сколько народов сохранилось на нашей территории! Кавказские народы, паназиатские народы, исламские народы… У всех свой язык, своя культурная система. Такое умение сохранить многообразие — это наше искусство. И точно так же, такое же умение в исламской, китайской, индийской цивилизациях. Умение включить в себя разное, различное, не стереть, не уничтожить — это искусство цивилизации. Культурный проект БРИКС должен двигаться в данном направлении. И если мы будем следовать такой философии, а это и есть главная платформа нашего объединения, мы достигнем колоссальных результатов.

Многие проекты в БРИКС пробуксовывают, к сожалению. Например, общая валюта, банк БРИКС, но это как раз потому, что не открыты каналы культурного взаимопонимания, и диалог между нашими цивилизациями, а не только странами, ещё не приобрёл глубинного культурного измерения.

Петербургский экономический форум не случайно посвящён многополярности. Наша задача, послушав всех, открыть, обосновать, разработать, наметить континент культурного сотрудничества. Я бы не назвал это рынком, я бы сказал — это дар, экономика дара, как у Марселя Мосса. Мы, русские люди, не любим обмен. Мы любим дар, подарить, одарить кого-то. У нас отношение к гостю, другу — это искренняя отдача. И эта культурная основа экономики дара в рамках большого человечества покажет пример по-настоящему гуманного, по-настоящему сердечного отношения друг к другу не через вражду, а через любовь.

Чтобы отстоять эти принципы, необходимо преодолеть большой путь. В конечном итоге задача, миссия БРИКС — это культурное освобождение. Мы не можем смотреть, как наши братья страдают под игом глобалистских элит. Мы никоим образом не враги западной культуры. Враг западной культуры — это тот, кто сегодня руководит Западом, потому что как раз он отменяет культуру.

Перед БРИКС стоит огромная задача глубинной деколонизации сознания. Только на этом свободном и суверенном признании собственных суверенных ценностей мы можем построить наше будущее.

ИсточникЗавтра
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...