Александр ПРОХАНОВ

ГАЗА — ТУННЕЛЬ В БУДУЩЕЕ

Сектор Газа. Крохотный ломтик многострадальной Палестины, помещённой в железный мешок израильской блокады. Полтора миллиона человек, над которыми день и ночь реют израильские беспилотники, которых окружает железобетонная стена с пулемётными гнёздами, стреляющими с помощью теленаведения. Израильские сторожевые корабли, как ножи, режут воды вдоль берегов Газы, отсекая всякую возможность проникновения с моря. Газа — самый грозный и прекрасный островок победы. Самой восхитительное и таинственное на земле место, где реализуется божественный промысел: свобода добывается молитвой и подвигом. Движение палестинского сопротивления ХАМАС сложилось в маленькое стойкое государство, ведущее бой с «золотым миллиардом». Газа — это зерно, из которого произрастут великие урожаи будущего.

Именно об этом думал я, протискиваясь в тесных подземных туннелях, ведущих из Газы на территорию Египта, сквозь которые в осаждённую страну проникают продовольствие, медицинское оборудование и оружие. Об этом думал я, выходя в ночные дозоры на позиции «кассамов» — самодельных палестинских ракет, которые стреляют в сторону израильских атомных бомб. Об этом думал я, выходя с рыбаками в море, когда те, добывая свой скудный морской улов, рискуют попасть под пулемётные и пушечные удары израильских катеров.

Я был в великолепном университете Газы, где тысячи палестинцев под бомбами изучают науки. И когда бомба попадает в учебный корпус, взрывая его до земли, они тут же принимаются возрождать его стены и лаборатории.

В православном храме V века вместе с палестинскими христианами я молился о победе палестинцев над их жестокими оккупантами. Я разговаривал с узниками, недавно вернувшимися из израильских тюрем в родные чертоги. Их лица напоминали тёмные глубокие ямы, в которых продолжало клубиться несчастье. Я гулял по пальмовым и оливковым рощам, которые были посажены среди пожаров и взрывов и напоминали райские сады. Я стоял перед огромными бетонными скелетами недавних небоскрёбов, в которые угодили израильские бомбы с обогащённым ураном. И среди взрывов и выстрелов, бесчисленных встреч и бесед мне открывались таинственные энергии и смыслы, витавшие над этой землёй.
Здесь, в Газе, история являет свою мистическую суть, её библейский период кажется чрезвычайно актуальным. История наших дней предстаёт как эпическая картина библейских лет.

Проект «Израиль» был задуман как религиозный метафизический проект нового обретения Земли обетованной богоизбранным еврейским народом. И для реализации этой мессианской задачи возникло теократическое военизированное государство, упавшее в Палестину на головы арабов, как падает железный метеорит. И это падение повторило собой древнее вторжение евреев в Землю Ханаанскую, в которой громадная орда вышедших из Египта евреев под руководством Иисуса Навина брала ханаанские города, предавала их заклятию, а пленных жителей кидала под железные молотки и стальные пилы, бросала в печи для обжига, строя на костях покорённых и истреблённых народов свой первый Соломонов храм.
Но здесь, в Газе, ты чувствуешь, что Иисус Навин рано торжествовал свою победу. И борьба коренного народа с захватчиками продолжается по сей день. Нынешние палестинцы — те же филистимляне и ханаане, за тысячи лет не смирившиеся с вторжением злого народа в свои города и угодья, ведущие священный, длящийся веками бой.

Я стремился понять, в чём чудо существования сектора Газы? Откуда берутся энергии этого небывалого сопротивления? Молодые люди, с автоматами засевшие на развалинах по окраинам Газы, садоводы, вживляющие в раскалённую землю очередной черенок оливы, хирурги, почти без медицинских средств оперирующие раненого ребёнка, журналисты, под бомбами ведущие репортажи на весь мир о сопротивлении Газы… За счёт чего живёт это великое сопротивление? Родина, родная земля, место, где Господь создал тебя, и ты будешь погребён, когда настанет твой час. Восхитительное, живущее в каждом человеке обожание своей земли и своей Родины. Эти чувства постоянно культивируются, выращиваются, воспроизводятся в каждом отдельном человеке, делая его патриотом, защитником, мужественным бойцом и строителем. «Родина или смерть» — фундаментальный лозунг всей идеологии сражающегося населения Газы.

Религия, божественный промысел, представление о земной жизни как о жизни, которая не кончается со смертью, а переносится в другие, сверкающие светоносные миры человеческого бессмертия и блаженства. Религиозная философия, объясняющая земное существование как проявление благой божественной воли, как тот бесконечно малый, но чрезвычайно важный период человеческой жизни, когда человек готовится к жизни вечной, добиваясь этой вечной жизни через подвиг и часто мученичество.

Отсюда массовый героизм жителей Газы, жертвенность, готовность, обмотавшись взрывчаткой, ложиться под израильские танки. Опасные вылазки по туннелям в тыл врага, где они взрывают боевые машины противника. Их стоицизм под израильскими пытками и безусловная вера в победу, ибо земная победа Газы предопределена божественным промыслом. Бог закрывает глаза мученикам. Бог заставляет мать, потерявшую в сражениях четырёх сыновей, посылать в бой последнего, самого любимого — пятого. Бог определяет деяния садоводов, высаживающих пальмовые рощи, и деятельность министров, нормирующих продовольствие так, чтобы ни один из жителей Газы не страдал от голода. Та организация жизни, которая была реализована движением ХАМАС в Газе, мобилизационный проект, который был осуществлён в этой осаждённой крепости, — ещё одна основа незыблемости.
Здесь всё подчинено сопротивлению и победе. Во имя победы работает телевидение и пишут газеты, проповедуют муллы в мечетях и профессора на университетских кафедрах. Здесь считаются каждый воин и каждый труженик, каждая заработанная монета и каждый завезённый в Газу товар. Такая организация жизни синтезирует волю отдельного человека в громадный импульс воли мобилизованного народа. И эта одухотворённая воля оказывается сильнее, чем падающие на город снаряды и бомбы, пытки в израильских казематах, океан лжи и клеветы, который выплёскивается Израилем на голову осаждённого народа. Народ-воин, народ-герой, народ-мученик, народ-жертвенник — вот кто такой народ Газы, окружавший меня среди боевых позиций, операционных столов и пальмовых плантаций.

И я спрашивал себя: почему так притягателен для меня образ Газы? Почему этот образ столь притягателен для людей мира? И не только арабского, который боготворит героев Газы, но и европейцев, американцев, посылающих сюда продовольствие, медикаменты, молящихся за Газу в христианских храмах. Что двигало мужественных людей «Флотилии мира», пытавшихся прорвать израильскую блокаду и погибших от пуль еврейского спецназа?

И, двигаясь в узком подземелье туннеля, задевая головой деревянную опалубку, видя, как мимо меня на тросе протаскивают кули с продовольствием, глядя на маленькое зеркальце света, мерцающее в отдалённом конце, я вдруг понял, что этот туннель ведёт не в Египет, но ведёт меня в будущее Земли и всего человечества. В то грозное будущее, которое туманно трепещет среди сегодняшних потрясений, революционных бурь, разрушительных войн, среди которых исчезает исчерпавшая себя модель поведения человечества, взвалившего своим образом жизни на Землю непосильную ношу. И Земля сбрасывает с себя это заблудившееся погибающее человечество, требуя от него нового мировоззрения, нового уклада, нового отношения к земле, к душе, к звезде небесной.

Планета Земля среди страшных грядущих угроз, находясь в блокаде беспощадного космоса, в окружении жестоких глобальных обстоятельств, всё больше напоминает осаждённую Газу, над которой космический Израиль нависает глобальным голодом и безводьем, разрушительными стихиями и падениями метеоритов, чудовищным средоточием зла, нацеленным на эту крохотную голубую каплю земной жизни. Чтобы выстоять перед грозными опасностями, люди Земли, как и народ Газы, должны будут воспринимать свою планету как драгоценную, неповторимую родину, данную им Господом для реализации великой божественной цели.

Земля — это малая Родина человечества, космос — его большая необъятная Родина, которую ещё предстоит постигнуть и очеловечить. Мировоззрение, объясняющее Землю как неповторимую драгоценную Родину человечества, заставит людей беречь её леса и воды, её недра и атмосферу. Будет побуждать народы совершать великие подвиги во имя сбережения и сохранения своей ненаглядной земной отчизны.
Религиозное миросознание Газы, распространённое на весь род людской, сделает каждого человека возвышенным и поэтичным, добрым и героическим, жертвенным и бесстрашным. Ибо будущий земной уклад, отдельные государства или единое общеземное государство будут основаны на религиозном принципе справедливости не только социальном, но и вселенском, устанавливающем гармонию и симфонические отношения между людьми, между человеком и государством, человеком и машиной, между цветком и планетой.

И конечно же, восхитительная метафизика садов, которые высаживаются в Газе на чёрной испепелённой земле, наполненной осколками снарядов, пропитанной ядами необогащённого урана. Эти райские сады, которые взрастают в Газе: это образ Эдема, который сражается с образом ада. Эта метафизика садов непременно станет миросознанием будущего человечества. Человечества, которое на обугленной земле среди отравленных рек и ядовитого воздуха, гигантских промышленных пустырей станет рекультивировать землю. Взращивать леса и очищать воздух.

Будущие люди Земли, как и жители Газы, откажутся от безумного потребления, от бессмысленной роскоши и стяжательства. Перестанут истощать своими неутолимыми аппетитами земные возможности. Но они всей этой скромной умеренной жизнью будут строить университеты, научные центры и посвятят свою жизнь познанию и творчеству. Человека потребления сменит другой человек — творец, испытатель, художник.
Он перенесёт своё земное садоводство в космос, о котором когда-то писал Гумилёв в своём восхитительном стихотворении:

Млечный путь расцвёл нежданно садом ослепительных планет.

Этот образ Газы как образ будущего, посетив меня однажды, больше не отпускает. Вместе с друзьями мы привезли в Газу горсть земли, взятой из-под стен Московского кремля. На берегу Средиземного моря стоит монумент, сооружённый в память жертв «Флотилии мира», которые погибли, прорывая блокаду Газы. Мы высыпали эту землю к подножию монумента — туда, где растёт крохотный черенок пальмы. А оттуда взяли горсть земли и привезли её в Москву.

Этот обмен землями, это смешение земель является мистическим ритуалом, соединяющим идею русской истории, русского подвига, русской жертвы и великой Русской победы с идеей Газы — идеей вселенской справедливости и блага, ради которой народ совершает свой свободолюбивый, длящийся тысячелетиями подвиг.