Владимир Овчинский: США ожидают Судного дня

В эти дни в Пентагоне те, кто планирует Судный день, сталкиваются с новым кошмаром: это уже не вчерашний страх перед одним большим ядерным врагом, а страх перед несколькими одновременно. Что, если, спрашивает один чиновник, Россия нападет на страну НАТО, втянув Америку в защиту Европы? Затем Китай воспользуется отвлечением Америки, чтобы вторгнуться на Тайвань? А затем Северная Корея решит напасть на юг?

Три войны. Три набора друзей и союзников. Три непредсказуемых ядерных кризиса. Сможет ли Америка справиться со всеми?

I. В статье в The Economist «Америка готовится к новой гонке ядерных вооружений» (12.08.2024) описаны эти панические настроения в Вашингтоне и меры по реагированию.

Эксперты журнала пишут:

«Администрация президента Джо Байдена начала готовиться к тому, что до недавнего времени казалось немыслимым: расширению развернутых ядерных сил Америки после десятилетий глубоких сокращений.

Наращивание может начаться в 2026 году с истечением срока действия Нового СНВ, договора между Америкой и Россией, который ограничивает два крупнейших в мире ядерных арсенала.

«Если президент решит, по истечении срока действия Нового СНВ в феврале 2026 года, что нам нужно увеличить размер развернутых сил, мы хотим быть в состоянии выполнить это решение относительно быстро», — говорит высокопоставленный американский военный чиновник.

Насколько далеко и как быстро зайдет любое наращивание, может зависеть отчасти от того, будет ли следующим президентом Камала Харрис, которая может попытаться сохранить усилия демократов по ограничению ядерного оружия, или Дональд Трамп, который был ядерным ястребом в свой первый срок.

Источники в администрации Байдена осторожно говорят, что текущий арсенал отвечает текущим угрозам, что они все еще надеются на соглашения об ограничении ядерного оружия и на то, что пока не было принято никакого решения о развертывании большего количества ядерного оружия. Но осторожно, сначала в июне 2024 года, а теперь и в августе 2024 года американские официальные лица предупреждают о растущих ядерных рисках. «Сейчас мы находимся не в чем ином, как в новом ядерном веке», — сказал Випин Наранг, высокопоставленный чиновник Пентагона, в своей речи 1 августа 2024 года. Он указал на «беспрецедентное сочетание многочисленных ядерных претендентов, которые не заинтересованы в контроле над вооружениями или усилиях по снижению рисков, каждый из которых быстро модернизирует и расширяет свои ядерные арсеналы». Их действия, добавил он, «заставили нас перейти к более конкурентному подходу».

Диаграмма The Economist

 

В соответствии с последовательными договорами о контроле над вооружениями мировой ядерный арсенал сократился с пикового значения в более чем 70 000 боеголовок в 1986 году до примерно 12 000 сегодня. В 2009 году Барак Обамаговорил о стремлении к «миру без ядерного оружия». Еще в октябре 2022 года, когда война на Украине уже бушевала, обзор ядерной политики администрации Байдена (NPR) все еще цеплялся за идею «сокращения роли ядерного оружия в стратегии США».

Теперь Наранг говорит, что четверть века «ядерного перерыва» закончились.

Америка заявляет, что Россия якобы планирует разместить ядерное оружие на орбите, предназначенное для уничтожения спутников, в нарушение Договора о космосе 1967 года.

Тем временем арсенал Китая стремительно расширяется. Пентагон оценивает, что он может вырасти с нескольких сотен боеголовок на рубеже десятилетия до более чем 1000 к 2030 году и, возможно, до 1500 к 2035 году.

Северная Корея активизировала испытания межконтинентальных баллистических ракет (МБР) для доставки своего ядерного оружия. В июне 2024 года она подписала договор о взаимной обороне с Россией. Северная Корея поставляла России артиллерийские снаряды. Что Россия дает взамен? Америка опасается, что это могут быть ракетные и другие оружейные технологии.

Аналогичные опасения касаются Ирана, который теперь является ядерным «пороговым» государством, которое поставляет России беспилотники и ракеты.

Диаграмма The Economist

 

Россия приостановила ключевые части Нового СНВ, хотя обе стороны заявляют, что они по-прежнему соблюдают его ограничения для «стратегического» (т. е. дальнего радиуса действия) оружия: 1550 развернутых боеголовок и 700 ракет и тяжелых бомбардировщиков. Россия, похоже, не заинтересована в возобновлении переговоров по контролю над вооружениями. Китай, желая чего-то более близкого к паритету со своими коллегами, никогда не заботился о них. А нервные союзники Америки хотят большего ядерного сдерживания, а не меньшего.

Подготовка к ядерной войне, говорит Наранг, все еще может «помочь стимулировать наших противников к участию в обсуждениях по контролю над стратегическими вооружениями». В противном случае Америка «готова сделать все необходимое», чтобы сдержать соперников и заверить союзников.

Джеймс Актон из Фонда Карнеги за международный мир*, аналитического центра в Вашингтоне, говорит, что такие разговоры указывают на «растущую неизбежность новой гонки вооружений». Это также доказательство того, что, как он выразился, Пентагон и Стратегическое командование, которые будут контролировать любую ядерную войну, «все больше убеждаются в том, что им нужно больше ядерного оружия» и выигрывают бюрократическую битву.

Судьба крылатой ракеты морского базирования с ядерным вооружением (SLCM-N) подчеркивает новый образ мышления. Система была предложена в 2018 году администрацией Дональда Трампа для обеспечения «маломощного» или «тактического» ядерного оружия, которое можно было бы запускать с кораблей или подводных лодок в потенциальных региональных конфликтах (в отличие от использования стратегического оружия в тотальной ядерной войне). Администрация Байдена пыталась отменить SLCM-N , утверждая, что это «отвлечет ресурсы» от и без того амбициозной программы по модернизации всех трех ступеней американской «триады» ядерного оружия наземного, морского и воздушного базирования.

Модернизация включает новые МБР (ракеты Sentinel заменяют Minuteman III), новые подводные лодки с баллистическими ракетами (лодки класса Columbia, сменившие класс Ohio) и новые бомбардировщики ( самолеты B -21, заменившие B -2 и B -52); а также новые системы ядерного командования и управления.

Однако Конгресс сохранил SLCM-N. Теперь Наранг превозносит его достоинства. Использование тактического ядерного оружия в региональном кризисе, утверждал он, освободит стратегическое оружие для нанесения ударов по растущему числу стратегических целей (например, по новым крупным шахтным пусковым установкам МБР Китая, которые, по словам чиновников, уже напрягают возможности ядерных сил Америки). Он сказал, что SLCM-N также снизит «риск просчета», то есть того, что противник может ошибочно принять ограниченный ядерный обмен за полномасштабную ядерную атаку.

Чтобы соответствовать Новому договору СНВ, Америка отключила некоторые пусковые трубы на подводных лодках, оснастила ракеты большой дальности одиночными, а не многозарядными боеголовками и переоборудовала некоторые ядерные бомбардировщики в обычные. Америка все еще может обратить процесс вспять, «загрузив» некоторые или все из 1900 боеголовок, хранящихся в резерве, хотя это может занять время. Чиновники не скажут, сколько времени это займет. Один намек был сделан в 2002 году генералом ВВС Франклином Блейсделлом, который предположил, что может потребоваться всего несколько дней, чтобы загрузить резервные боеголовки на самолеты. Возможно, месяцы, чтобы добавить их на подводные лодки. И год или около того, чтобы переоборудовать МБР. Создание большего общего запаса займет больше времени, говорят эксперты.

Сколько ядерных боеголовок достаточно? Американская доктрина «ограничения ущерба» — использование ядерного оружия для уничтожения оружия противника говорит, что чем больше арсенал противника, тем больше должен быть арсенал Америки.

Наранг настаивает, что Америке не нужно соответствовать боеголовкам противника. Чиновники добавляют, что многое зависит от эзотерических расчетов о вероятности уничтожения конкретной цели, о том, могут ли ядерные подводные лодки быть уничтожены обычными средствами, о том, сколько оружия, скорее всего, переживет первый удар противника и так далее.

Франклин Миллер, бывший чиновник Пентагона, предложил примерно удвоить нынешние силы до 3000–3500 развернутых боеголовок.

Критики осуждают такие расчеты как безумие современных докторов Стрейнджлавов (герой сатирического фильма Стенли Кубрика 1964 года о Холодной войне – В.О.). Они также утверждают, что в войне за Тайвань, скажем, Китай вряд ли будет различать тактические и стратегические атаки на свои силы. Некоторые хотят «минимального» сдерживания: ровно столько, чтобы уничтожить основные города противника после внезапного нападения. «Ядерное оружие хорошо для уничтожения стран, которые используют ядерное оружие против вас», — говорит Джеффри Льюис из Института международных исследований Миддлбери. Когда дело доходит до противостояния таким, как Россия, он говорит, что общий запас Америки в 5000 с лишним боеголовок не обеспечивает намного большего сдерживания, чем более 300 у Франции.

Однако Китай, самый выдающийся сторонник минимального сдерживания, теперь принял логику, что больше ядерного оружия — лучше. А что же тогда с соперником Китая, Индией? И с соперником Индии, Пакистаном?

Поскольку приближается новая гонка ядерных вооружений, она может оказаться более сложной, чем ужасающее советско-американское соперничество Холодной войны».

II. В докладе Международного института стратегических исследований (IISS) «Больше уверенности: оптимизация ядерной политики США» (09.08.2024) делается вывод о том, что «сосредоточив внимание на качественных, а не количественных улучшениях, Вашингтон может повысить потенциал своих ядерных сил и избежать разжигания количественной гонки вооружений».

«Соединенные Штаты, — отмечается в докладе, — сталкиваются с двумя ядерными соперниками в условиях и без того ухудшающейся обстановки в области безопасности.

Китай является растущей державой, стремящейся утроить свои запасы боеголовок и существенно расширить свои системы доставки. Она отходит – с вызывающим беспокойство отсутствием прозрачности – от позиции минимального сдерживания.

Россия, имеющая стратегический арсенал, по размеру сравнимый с арсеналом Соединенных Штатов, продолжает модернизировать свою стратегическую триаду, одновременно пытаясь разработать так называемые новые системы доставки. Москва выпустила предупреждения с ядерным оттенком тем, кто поддерживает Украину после начала войны в феврале 2022 года, и может пересмотреть свою ядерную позицию в ближайшем будущем.

Между тем, Китай и Россия становятся стратегически ближе. Соединенные Штаты вынуждены реагировать на эти события практически без ограничений контроля над стратегическими вооружениями».

«Одним из наиболее заметных ответов на этот мрачный фон стала работа Комиссии Конгресса по стратегической позиции Соединенных Штатов. Цель комиссии, утвержденной Конгрессом в 2022 году, заключалась в том, чтобы проанализировать стратегическую позицию США, поскольку страна потенциально сталкивается с двумя ядерными соперниками, и дать рекомендации президенту Джо Байдену и Конгрессу относительно долгосрочной позиции Соединенных Штатов. В докладе комиссии за октябрь 2023 года, который готовился двенадцать месяцев, было показано, как может развиваться ядерная политика Соединенных Штатов. Доклад имеет значительную ценность, не в последнюю очередь потому, что в нем признается, что благотворное пренебрежение Соединенными Штатами производством и вспомогательной инфраструктурой ядерного оружия после Холодной войны необходимо исправить, а нынешнюю программу модернизации ядерных систем поддерживать и ускорять. А также содержит признание того, что обычные возможности являются важным элементом сдерживания. Но самая насущная рекомендация доклада заключается в том, что сочетание растущих угроз и ухудшение обстановки в области безопасности требуют от Вашингтона принятия новых мер, если он хочет сохранить надежные средства ядерного сдерживания.

Центральная рекомендация доклада заключается в том, что США должны быть в состоянии одновременно сдерживать Китай и Россию и, если сдерживание потерпит неудачу, воевать на обычном уровне и, косвенно, на ядерном уровне. Понуждение к представлению «согласованного отчета» помешало комиссии в целом одобрить увеличение размера американских арсеналов. Однако некоторые из ее членов сочли это «неизбежным» и заявили, что «количество систем доставки должно увеличиться».

В США уже реализуется программа модернизации, известная как «Программа(ы) учета», или POR. Комиссия заявила, что, хотя это и остается важным, оно стало неадекватным из-за ухудшения отношений США с Россией и Китаем, а также возникающих проблем, вызванных изменениями в их ядерной политике.

Комиссия также назвала продолжающиеся усилия Пекина и Москвы по совершенствованию их комплексной системы противовоздушной и противоракетной обороны (IAMD) как причину, по которой США должны изменить свою стратегическую позицию и позицию ядерных сил на театре военных действий».

В докладе говорится: «Размер и состав ядерных сил должны учитывать возможность совместной агрессии со стороны России и Китая. Стратегия США больше не должна рассматривать ядерные силы Китая как «меньшую угрозу». Соединенным Штатам нужна ядерная политика, способная одновременно сдерживать обе страны».

«Маловероятно, что прогнозируемые Пекином дополнительные 1000 боеголовок к середине 2030-х годов, даже в сочетании с развернутыми российскими силами и возможностями загрузки боеголовок, фундаментально подорвут возможности сдерживания США, даже если исключить возможности загрузки Соединенных Штатов и около 500 боеголовок, которые Франция и Великобритания, вероятно, сохранят свою позицию. Маловероятно также, что Пекин и Москва на самом деле посчитают, что смелость США использовать более 2500 боеголовок — это хорошая ставка.

Тем не менее, чтобы Соединенным Штатам гарантировать, что их варианты сдерживания останутся надежными в долгосрочной перспективе, им следует внести качественные, а не количественные изменения в свою структуру сил, которые будут лучше отвечать потенциальным военным потребностям».

Состязательный фон

«Размер и возможности ядерных сил Китая значительно изменились за последнее десятилетие, поскольку президент Китая Си Цзиньпин все чаще давал указания Народно-освободительной армии Китая (НОАК) улучшить свои возможности и «создать мощную систему стратегического сдерживания». Соответственно, Пекин внес качественные и количественные изменения в свои ядерные силы».

«По оценкам Соединенных Штатов, ядерный арсенал Китая, вероятно, вырастет с нынешних 500 ядерных боеголовок до более чем 1000 к 2030 году. которые, по оценкам США, с тех пор были загружены межконтинентальными баллистическими ракетами. Китай также улучшил точность, мобильность, боеготовность и живучесть своих ядерных сил, особенно Ракетных сил НОАК, на которых лежит большая часть его ядерного потенциала.

США утверждают, что Китай, вероятно, также разрабатывает новые виды стратегического вооружения, в том числе гиперзвуковой планирующий аппарат стратегического радиуса действия (HGV) и систему дробной орбитальной бомбардировки (FOB).

Сейчас у Пекина есть зарождающаяся триада, важнейшим элементом которой остаются наземные системы. Заявления руководства Китая и китайские документы национальной политики предписывают НОАК улучшить свой ядерный потенциал во всех сферах. ВВС НОАК развивают возможности доставки ядерного оружия, хотя на начальном этапе они будут ограничены театром военных действий. Развертывание Китаем баллистической ракеты подводного базирования (БРПЛ) JL-3, которая имеет большую дальность полета и большую полезную нагрузку, чем ее предшественница, а также продолжающаяся разработка новой атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) поддерживают более сильные морские силы. основанные на сдерживании силы с большей легкостью способны угрожать континентальной части Соединенных Штатов».

«Россия в рамках своей 20-летней программы модернизации разработала и развернула новые платформы и средства доставки, заменила старые пусковые установки более современными системами, модернизировала места хранения и базирования боеголовок, а также усовершенствовала ядерное командование и контроль. В 2023 году российское правительство заявило, что процент «современных» (возможно, имеется в виду постсоветских) вооружений и техники достиг 95% в стратегических силах России. Кроме того, Россия могла бы в короткие сроки развернуть еще 1000 боеголовок на развернутых стратегических системах, если новый договор СНВ рухнет или истечет без нового договора.

Помимо модернизации своей «традиционной» триады, Россия работает над несколькими типами «новых» стратегических систем, аналогов которым в настоящее время нет ни в Китае, ни в США. К ним относятся грузовой автомобиль межконтинентальной дальности с ядерным вооружением, известный как «Авангард» (RS-SS-19 «Стилет Мод 4»), крылатая ракета с ядерной силовой установкой и ядерным вооружением под названием «Буревестник» (RS-SSC-X-09 Skyfall ) и «Посейдон» ( RS-SSC-X-09 Skyfall). Каньон), необитаемый подводный аппарат с ядерным вооружением и вооружением.

Руководство России утверждает, что развитие этих стратегических систем является ответом на стремление США создать «глобальную систему противоракетной обороны». Российское руководство считает, что система противоракетной обороны США подорвала доверие к ее средствам сдерживания и вынудила Москву разработать системы, способные ее обойти. Таким образом, Россия модернизирует свой большой арсенал, насчитывающий, по оценкам, минимум 2000 единиц нестратегического ядерного оружия, новыми системами и, возможно, расширяет этот арсенал за счет ввода в эксплуатацию старых ядерных боеприпасов, которые давно считались устаревшими».

ПРО России и Китая

«Стратегическая противоракетная оборона противников теперь вызывает большую озабоченность Вашингтона. Комиссия отметила, что достижения в области ПРО России и Китая требуют решения со стороны как стратегических ядерных сил США, так и ядерных сил театра военных действий, и что США должны «ускорить усилия по разработке передовых мер противодействия противодействию ПРО противника». Хотя в докладе напрямую не говорилось о том, как китайская и российская противоракетная оборона угрожает потенциальным вариантам ответа США, в нем отмечалась важность того, чтобы США потенциально могли «поглотить первый удар и эффективно ответить достаточными силами, чтобы нанести неприемлемый ущерб агрессору, в то время как по-прежнему представляет реальную угрозу для другой ядерной державы».

Китай располагает одной из крупнейших в мире архитектур IMD для защиты от самолетов и крылатых ракет.

Кроме того, НОАК предпринимает скоординированные усилия по развитию многоуровневой противоракетной обороны от баллистических ракет стратегического и ТВД.

Помимо существующих арсеналов, Китай разрабатывает несколько новых типов систем ракет-перехватчиков наземного и морского базирования, которые в случае их успешной разработки и развертывания станут значительным шагом вперед в возможностях. Сюда входит внеатмосферный перехватчик на средней дистанции, известный как DN-3, который чем-то похож на развернутый в США перехватчик наземной обороны на средней дистанции (GMD). Как и GMD, DN-3 использует машину кинетического поражения, которая может поражать приближающиеся ядерные боеголовки на среднем этапе полета. Китай проводил многочисленные промежуточные испытания DN-3, по крайней мере, с 2010 года. Последний раз он тестировал систему в апреле 2023 года, когда, по словам китайских представителей Минобороны, она перехватила имитированную боеголовку.

Китай также укрепил свою инфраструктуру поддержки IAMD с помощью радаров наземного и космического базирования – части интегрированной системы раннего предупреждения, которая может использоваться для обнаружения, отслеживания и перехвата баллистических ракет стратегической дальности.

Пекин и Москва также сотрудничали в 2016, 2017 и, возможно, в 2019 году в рамках совместных учений по противоракетной обороне с целью улучшения своих соответствующих возможностей IMD. Неясно, включают ли эти упражнения обмен данными об обнаружении и отслеживании.

Россия также исследовала ядерные и обычные технологии поражения в рамках давних усилий по защите Москвы и российского ядерного командования и контроля от нападения. Работы в этом направлении начались в 1950-х годах, и к 1974 году система А-35 (РС-АБ-1 «Галоша») поступила на экспериментальную вооружение. За ним последовал А-135 (РС-АБ-3), поступивший на вооружение в середине 1990-х годов. Новая система-перехватчик А-235 сейчас находится в разработке. Крупный мобильный зенитно-ракетный комплекс С-500 также близок к вводу в эксплуатацию. Бывший министр обороны России Сергей Шойгу заявил в апреле 2024 года, что первые системы С-500 будут переданы ВКС в 2024 году. Он добавил, что их целью было, в том числе, обеспечить «качественное прикрытие важнейших объектов системы управления войсками, стратегических ядерных сил и группировок войск».

Планы модернизации США

«Ближайшие американские шаги, которые могли бы иметь наибольшую ценность в противодействии китайским и российским разработкам в области противоракетной обороны, похоже, ограничиваются главным образом заменой существующих компонентов и обеспечением их работоспособности, а не разработкой новых типов передовых средств противодействия для поражения возможностей противника. В той степени, в которой планы по усилению возможностей проникновения США существуют, они не были ускорены, несмотря на проблемы, связанные с передовыми IAMD. Хотя существующие механизмы и темпы модернизации США были достаточны в менее угрожающую эпоху, неясно, являются ли они таковыми сейчас.

ВВС США (USAF) планируют заменить имеющиеся у них 400 межконтинентальных баллистических ракет LGM-30G Minuteman III на эквивалентное количество новых ракет, известных как LGM-35 Sentinel . Эта ракета будет нести модернизированную боеголовку и головную часть, известные как W78-1 и Mk21A соответственно.

Официальные лица США заявили, что Sentinel будет иметь преимущества перед Minuteman III, но связаны ли они с более совершенной конструкцией ракеты (например, более короткой фазой разгона или защитными покрытиями для защиты ракеты от радиации) или с более широкими улучшениями во всем мире.

Вся архитектура наземной части триады (включая модернизацию командования, управления и связи, а также отремонтированные и модернизированные пусковые установки) остается неопределенной.

Информация Министерства обороны США и Национальной администрации по ядерной безопасности (NNSA) ясно дает понять, что минимизация рисков и затрат являются основными движущими силами программы W78-1/Mk21A, которая, по словам NNSA, «не обеспечивает новых военных возможностей».

В конечном итоге Sentinel будет оснащен возвращаемым аппаратом, известным в настоящее время как возвращаемый аппарат следующего поколения (NGRV), целью которого является повышение живучести, летальности и точности возвращаемого аппарата, но в документах Министерства обороны не уточняется, когда именно это произойдет. NGRV поступит на вооружение, и Вашингтон не ускорил разработку новой возвращаемой ракеты.

В морской сфере Вашингтон сохранит свои постоянные средства сдерживания на море за счет замены своих 14 ПЛАРБ класса «Огайо» на 12 подводных лодок класса «Колумбия». Комиссия раскритиковала «Колумбию» из-за задержек поставок и высказала обеспокоенность по поводу меньшего количества подводных лодок, которые закупит ВМС США, а также меньшего количества пусковых труб, которые будет иметь эта конструкция по сравнению с классом «Огайо». Но комиссия, похоже, не учла, что меньшее количество ПЛАРБ класса «Колумбия» будет необходимо для выполнения требований ВМФ о наличии десяти лодок в море в любой момент времени, поскольку новые подводные лодки будут оснащены реактором, обеспечивающим жизненный цикл корабля. Это должно исключить необходимость проведения длительной дозаправки в середине срока службы, во время которой лодка класса «Огайо» будет находиться в сухом доке в течение длительного периода и недоступна для патрулирования.

Хотя у ВМФ будет новая подводная лодка, они продолжат использовать БРПЛ UGM-133 Trident II, возможно, до 2080-х годов, а это означает, что ракета может находиться на вооружении примерно 90 лет, прежде чем будет снята с вооружения.

Trident выиграет от второй программы продления срока службы, в рамках которой военно-морской флот заменит твердотопливные ракетные двигатели и воспламенители, а также обновит пакеты наведения ракеты, рассчитывая на повышение оперативного потенциала в конце 2030-х годов. Начиная с середины 2030-х годов ракета будет оснащена сменной боеголовкой и аэродинамическим снарядом, известными под общим названием W93/MK 7.

Новая боеголовка и аэроснаряд будут «включать в себя современные технологии», которые позволят ей «идти в ногу с будущими угрозами противника» и обеспечат ВМФ «более живучим оружием», предполагая, что он может иметь новые средства проникновения или потенциально более совершенные пассивные и активные средства. защита.

Ядерный потенциал американского бомбардировочного флота станет сильнее благодаря появлению малозаметных бомбардировщиков B-21 Raider , особенно если будет достигнута цель ВВС США по приобретению более 100 самолетов.

В настоящее время ВВС США имеют на вооружении 20 малозаметных бомбардировщиков (стелс — технологии) B-2 Spirit наряду с большим количеством менее живучих B-52H Stratofortress . Ядерный B-52 останется на вооружении примерно до 2050 года и получит новые двигатели, радар и авионику в рамках программы модернизации. Парк B-21 придет на смену 20 ядерным бомбардировщикам B-2 и 44 обычным бомбардировщикам Rockwell B-1B Lancer ВВС США.

ВВС США планируют закупить не менее 100 самолетов B-21, при этом высокопоставленные американские чиновники полагают, что им вполне может потребоваться больше самолетов для удовлетворения будущих потребностей.

Комиссия также выступает за закупку дополнительных B-21. B-21 будет не только выполнять ядерную роль, но и обеспечивать возможность нанесения обычных ударов большой дальности по всему миру, не в последнюю очередь на Азиатско-Тихоокеанском и Евроатлантическом театрах военных действий. B-21 предназначен для работы в оспариваемом воздушном пространстве и в сочетании с крылатой ракетой с ядерным боеголовкой AGM-181 Long-range Stand-off (LRSO) представляет собой вызов китайской или российской ПВО из-за того, что ВВС США официальные лица охарактеризовали ракету как «повышенную живучесть и дальность поражения».

AGM-181 заменит Boeing AGM-86B, которых, по оценкам Международного института стратегических исследований, на вооружении США имеется около 536 штук. Первоначальное количество закупок AGM-181 составляло 1020 ракет, хотя в последнее время ВВС США отказались обсуждать общее количество, которое они планируют закупить. В открытом доступе мало подробностей о возможностях LRSO, но показания представителей Министерства обороны США относительно гиперзвуковых программ США ясно дали понять, что это оружие не будет способно развивать гиперзвуковую скорость (5+ Маха)».

Раздутые опасения?

«Бомбардировщики фигурируют в отчете комиссии, который нарисовал сравнительную картину, неблагоприятную для США. Комиссия выразила обеспокоенность по поводу, по ее мнению, «общего отсутствия срочности» в выполнении графика POR ядерной модернизации, а также того факта, что B-21 «уже испытывает задержки».

Фактически B-21 отстает от графика и впервые поднялся в воздух примерно на год позже, чем предполагалось, но это далеко не необычно в разработке боевых самолетов: аналогичные задержки возникали и с B-2. Тем не менее, в докладе отмечается, что «по состоянию на 2020 год ВВС Народно-освободительной армии разместили на вооружении бомбардировщик H-6N, способный нести ядерное оружие, предоставив платформу для воздушного компонента зарождающейся ядерной триады Китайской Народной Республики». Однако в отчете отсутствовало какое-либо признание того, что B-21 представляет собой усовершенствованную, очень малозаметную платформу, в то время как Xian H-6N представляет собой всего лишь вариант, хотя и значительно модернизированный, Туполева Ту-16 Badger, прототип которого впервые поднялся в воздух в 1952 году. H-6 — это самолет средней дальности, а не дальнего действия, и он не может угрожать континентальной части Соединенных Штатов. Китай разрабатывает малозаметный дальний бомбардировщик H-20, но прототип еще не поднялся в воздух, и, вероятно, осталось не менее десяти лет до того, как самолет будет доступен в оперативно-значимых количествах».

«До публикации отчета комиссии в октябре 2023 года администрация Байдена утверждала, что нет необходимости увеличивать размер арсенала США, чтобы гарантировать сдерживание, и подразумевала, что делать это было бы безрассудно. Однако к середине 2024 года правительство США предупредило, что «в ближайшие годы мы можем достичь точки, когда потребуется увеличение нынешней численности развернутых сил».

Гарантированная доставка

«Учитывая, что доклад направлен вперед в отношении улучшения ТВД и стратегического ядерного потенциала, в воздушной сфере есть некоторые потенциально существенные пробелы. Комиссия отметила, что предстоящее внедрение комбинации ядерных бомб Lockheed Martin F-35A Lighting II/B61-12 укрепляет потенциал НАТО в области самолетов двойного назначения. Но это наблюдение любопытно сочетается с рекомендацией о том, что ядерные силы США на театре военных действий должны быть способны с высокой степенью уверенности проникать в передовые системы противоракетной обороны. Независимо от возможностей F-35A – а это весьма мощная платформа – использование только свободнопадающей бомбы, требующей пролета над целью на близком расстоянии, поднимает вопрос о живучести.

Несмотря на пространные рекомендации по улучшению стратегических возможностей США, комиссия не предложила Вашингтону пересмотреть свою нынешнюю позицию по гиперзвуковым крылатым ракетам и планирующим системам. До сих пор США утверждали, что эти классы оружия со скоростью 5+ Маха будут только обычными, но официальные лица США подчеркнули ценность их способности «достоверно угрожать и, при необходимости, поражать хорошо защищенные цели», а также надежно сдерживать противников. Учитывая проблемы обнаружения и перехвата, сверхскоростное оружие, находящееся в атмосфере, может предоставить Вашингтону мощное средство решения проблем, связанных с возможностями китайской и российской ПРО, без обязательного увеличения размера ядерного арсенала Соединенных Штатов. Москва уже развернула планирующую систему с ядерным вооружением и работает над проектами сверхскоростных крылатых ракет двойного назначения. По всей вероятности, то же самое касается и Пекина. Некоторые союзники США также разрабатывают эту технологию. Франция выступает за использование сверхвысокоскоростных технологий как способа преодоления IAMD и работает над гиперзвуковой или сверхзвуковой крылатой ракетой с ядерным боекомплектом, известной как ASN4G.

Разработка и развертывание гиперзвуковых планирующих аппаратов и крылатых ракет в качестве средств доставки ядерного оружия, а также ускорение сроков разработки новых возвращаемых средств, таких как NGRV и W93/MK 7, возможно, укрепят возможности сдерживания США.

МБР «Сентинел» и БРПЛ «Трайдент » теоретически могут быть адаптированы в качестве средств доставки грузовой ракеты с ядерным вооружением, поскольку Россия адаптировала свою межконтинентальную баллистическую ракету УР-100 (РС-СС-19 «Стилет» ) для доставки « Авангарда».

США уже разрабатывают конструкцию HGV, известную как Common Hypersonic Glide Body (C-HGB), которая потенциально может быть оснащена ядерной боеголовкой и интегрирована в любую ракету-носитель. Однако, поскольку планер не оснащен фугасной боеголовкой и будет использовать кинетическую энергию для поражения целей, C-HGB может быть слишком мал для размещения ядерной полезной нагрузки. Новая конструкция HGV может потребовать от NNSA либо разработки новой боеголовки, либо модификации существующей для включения в конструкцию планера. Учитывая требования других программ создания боеголовок, это потребует много времени и средств, но все равно может вознаградить затраченные усилия».

***

«Несмотря на проблемы разработки и развертывания гиперзвуковых планирующих аппаратов и крылатых ракет в качестве средств доставки ядерного оружия, они улучшат способность Вашингтона формировать расчеты принятия решений противником и снизят его способность проводить сдерживание путем отрицания. Обладание этими системами – особенно более маневренными – также повысит способность Соединенных Штатов держать под угрозой множество ценных, хорошо защищенных целей и укрепит уверенность специалистов по планированию в ответных ударах по таким целям, если сдерживание потерпит неудачу.

Качественный подход к модернизации действительно может принести пользу контролю над вооружениями. Сосредоточив внимание на качественных, а не количественных улучшениях, Вашингтон может повысить потенциал своих ядерных сил без значительного увеличения количества боеголовок или пусковых установок и тем самым выполнить свои международные обязательства по нераспространению и избежать разжигания количественной гонки вооружений».

*НКО, признанное иностранным агентом

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...