Великие цивилизации созидаются великими учителями, наставниками, просветителями. Таковы Сократ и Платон для Греции. Конфуций для Китая. Кирилл и Мефодий для славянского мира.

Ни правитель, ни полководец, ни поэт не возможны без учителя: Александр Македонский — без Аристотеля, Александр II — без Жуковского, Пушкин — без Арины Родионовны и дяди Василия Львовича.

Иисус Христос, Мухаммед, Будда именуются в священных книгах «учителями». Россия восприняла такое сакральное отношение к наставничеству и просвещению. Во все века она возносила учительские призвание и труд на небесную высоту. История России — это история учителей, которые являлись в пору грандиозных свершений и мучительных переломов, в пору накопления сил и преодоления смут. Ломоносов, Ушинский, Рачинский, Макаренко, Сухомлинский — это люди, определившие целые эпохи.

Потому те, кто недавно стремились уничтожить наше образование, били в первую очередь по учителю, по его непреложной миссии. Лукавые соросовские учебники, ущербная Болонская система, безъязыкий и бездушный ЕГЭ — лишь инструменты разрушения, что оказались действенны только тогда, когда образ учителя был попран. Распад связи времён — лишь следствие того, что учитель для многих перестал быть нравственным ориентиром.

Там, где прежде была «песчаная учительница» Андрея Платонова, что боролась с засухой в детских сердцах; где был партизан Сотников Василя Быкова, лишь перед фашистским эшафотом победоносно назвавший своё имя и сказавший, что он учитель, у которого есть отец, мать, Родина; где был Мельников из фильма Станислава Ростоцкого, учитель-фронтовик, для которого дожить до каждого следующего понедельника значило взять новую высоту в битве за юные умы и сердца — там, на том духовном рубеже, в 90-е оказался якобы лишний и маленький человек.

Но сегодня становится ясно, что мы не потерпели поражения: в долгом, нелёгком сражении за самих себя, за своё будущее мы уберегли учителя. И спасли его в первую очередь ученики. Это они дали понять учителю, что им по-прежнему нужен «носитель мысли великой», нужен культурный герой, от которого ждут прозрений и откровений.

Отрадой для меня, тоже преподавателя, во время всеобщего ковидного затвора стало то, что поколение гаджетов, социальных сетей и виртуальной реальности признавалось, как потребно им, чтобы на занятиях учитель был рядом, в общем пространстве, чтобы можно было посмотреть в его живые глаза, а не в чёрный квадрат экрана.

Сегодняшний день многое расставил на свои места. Духовная жажда учеников, их поиск в учителе заступника и охранителя совпали с пробуждением учительской воли. Идёт специальная педагогическая операция, в которой ученик и учитель воюют бок о бок за правду и веру: метафизически — в школьных кабинетах, на каждом уроке, а порой буквально — на фронте, где учителя и их выпускники оказываются в одном окопе.

С таким ратным настроем всё окончательно наладится: нужные программы сложатся, должные учебники напишутся, необходимые методики найдутся. Сил тебе, учитель-победоносец!

ИсточникНИА «Нижний Новгород»
Михаил Кильдяшов
Кильдяшов Михаил Александрович (р. 1986) — русский поэт, публицист, литературный критик. Кандидат филологических наук. Секретарь Союза писателей России, член Общественной палаты Оренбургской области, председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...