7 сентября 2024 года в новейшей истории спецслужб произошло беспрецедентное событие. Директор ЦРУ Билл Бёрнс выступил на фестивале Financial Times Weekend в Лондоне вместе с главой МИ-6 Ричардом Муром.
Это первый раз, когда два руководителя появились вместе на публичном мероприятии за всю историю 77-летнего партнерства их агентств по обмену разведданными.
Это также представляет собой последний шаг американских и британских разведывательных агентств выйти из тени, чтобы предупредить страны, которым они служат, о растущих опасностях, с которыми сталкивается мир.
По существу, две мощные спецслужбы сделали заявку на управление внешней политикой своих стран и мировой геополитикой в целом.
Они дали понять, что новый мировой порядок отныне будет строиться по их чертежам.
Бёрнс и Мур заявили, что одной из целей их совместного выступления было подчеркнуть прочность отношений между Великобританией и США в период беспрецедентных глобальных рисков.
«Международный мировой порядок… находится под угрозой, какой мы не видели со времен холодной войны», — написали оба руководителя разведки в статье, опубликованной 7 сентября 2024 года в FT. Борьба с этим риском «лежит в основе наших особых отношений… на которые можно положиться в следующем столетии», — заявили они.
Для справки:
Бёрнс, 68 лет, — кадровый дипломат, сейчас работающий разведчиком, а Мур, 61 год, — кадровый разведчик, ранее работавший дипломатом. Оба выпускники Оксфордского университета, которые параллельно занимались профессиональной деятельностью, занимаясь российскими, ближневосточными и азиатскими делами.
Все их слова имеют двойной смысл, как это принято в спецслужбах.
Они дали понять, что поддерживают нападение Украины на Курскую область.
Мур сказал, что наступление на Курскую область было «типично дерзким и смелым шагом украинцев… в попытке изменить ход игры». В том же духе высказался и Бёрнс.
Можно понять, что “за кадром” стоит фактическое руководство этим нападением со стороны данных спецслужб.
Особое внимание уделяется конфликту на Ближнем Востоке.
На вопрос о том, будет ли достигнуто соглашение об освобождении израильских заложников, удерживаемых в секторе Газа, Бёрнс, который принимал активное участие в переговорах, сказал: «Это вопрос о том, готовы ли лидеры обеих сторон признать, что с них хватит, и что пришло время сделать трудный выбор и пойти на трудные компромиссы».
Бёрнс сказал, что, хотя он не может сказать, что переговоры будут успешными, «я также не могу сказать, насколько мы близки сейчас». Потенциальная сделка между Израилем и ХАМАС составляла «90 процентов», а «последние 10 процентов» всегда были самой сложной частью.
Более подробное предложение поступит «в ближайшие несколько дней… и я надеюсь, что они — лидеры Израиля и ХАМАС поймут, что поставлено на карту».
Бёрнс также подчеркнул, что решение о создании двух государств имеет решающее значение для обеспечения прочного мира, поскольку «крайне важно дать хоть какое-то чувство надежды на завтрашний день не только для Газы, но и для всех палестинцев и израильтян».
«Это очень труднодостижимая цель… но единственное, что я хотел бы сказать: покажите мне лучшую альтернативу», — сказал он.
Комментарий В.О.:
Известно, что признание Палестинского государства категорически отрицается руководством Израиля. Причина понятна – новым государством будет управлять ХАМАС. Если туда будут введены “миротворческие силы”, то они будут под полным контролем Британии и Турции (учитывая дружеские отношения Мура и Эрдогана).
Но именно это и нужно МИ – 6 и ЦРУ. Главная задача — не допустить усиления влияния на Ближнем Востоке Китая и России.
Ведь нападение ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года преследовало именно эту цель.
И без помощи и руководства нападением со стороны Британии и Турции ХАМАС не смог бы добиться таких впечатляющих успехов.
По мнению МИ-6 Нетаньяху слишком сблизился с Россией и Китаем, а его планируемая поездка в ноябре 2023 года в Пекин на 10–летие китайской программы “Один пояс – один путь” выглядела катастрофой для Британии в ее влиянии на Ближний Восток. Поэтому и решено было действовать.
Теперь ЦРУ поддержало МИ–6 в этой геополитической игре.
Думается, что не без ведома «лучшего друга Турции» Ричарда Мура президент Турции Реджеп Эрдоган в последние месяцы усилил свое осуждение Израиля и его наступления на Газу, в отличие от его тщательно выверенного тона в дни, последовавшие за атакой ХАМАС 7 октября.
Эрдоган назвал Израиль «государством террора», которое угрожает «всему человечеству», назвал Нетаньяху «геноцидным убийцей» и «Гитлером нашего времени» и намекнул, что его войска могут войти в Израиль, чтобы защитить палестинцев.
Он также выступил против западных сторонников Израиля, обрушившись с критикой на американских законодателей, которые раскрыли объятия Нетаньяху, когда он выступал с речью в Конгрессе в июле 2024 года (директор ЦРУ Бернс видимо считает такой подход вполне нормальным).
Свидетельством растущей напряженности стало то, что в начале сентября турецкие власти задержали более десятка членов националистического Союза молодежи Турции после того, как они напали на двух морских пехотинцев США, находившихся в отпуске на берегу в Измире, одном из наиболее прозападных городов Турции.
Эрдоган старается не переходить черту в отношениях с США, и дипломаты утверждают, что отношения между союзниками по НАТО остаются конструктивными, особенно после того, как в начале этого года Вашингтон согласился продать Турции истребители F-16 на миллиарды долларов.
Однако президент Турции подкрепил свою резкую риторику в адрес Израиля действиями.
Анкара ввела торговое эмбарго против Израиля, попыталась присоединиться к делу ЮАР в Гааге, обвинив страну в геноциде, и пригласила президента Палестины Махмуда Аббаса выступить в парламенте.
Анкара, которая долгое время укрывала политических деятелей ХАМАС, также тепло приняла эту военизированную организацию: в апреле Эрдоган принимал ее покойного лидера Исмаила Ханию и сравнил группировку с «освободителями» в борьбе Турции за независимость столетие назад.
Несмотря на угрозу со стороны России и риск возникновения конфликта на Ближнем Востоке, и Бёрнс, и Мур подчеркнули, что самой большой проблемой для них является усиление Китая.
Бёрнс сообщил, что средства, выделяемые ЦРУ на противостояние с Китаем, за последние три года утроились и составляют 20 процентов бюджета агентства, и что за последний год он дважды ездил в Китай для переговоров, чтобы «избежать ненужных недоразумений».
Мур назвал регулярные контакты со своими китайскими коллегами «необходимыми».
Особое внимание Бёрнс и Мур в своей статье в FT уделили искусственному интеллекту (ИИ). «Мы используем ИИ, включая генеративный ИИ, для обеспечения и улучшения разведывательной деятельности — от обобщения до формирования идей и помощи в выявлении ключевой информации в море данных. Мы обучаем ИИ защищать и «красной команде» наши собственные операции, чтобы гарантировать, что мы все еще можем оставаться в тайне, когда это необходимо. Мы используем облачные технологии, чтобы наши блестящие специалисты по данным могли максимально использовать наши данные, и мы сотрудничаем с самыми инновационными компаниями в США, Великобритании и по всему миру».
ЦРУ хочет усовершенствовать свою многооблачную среду для передовых инициатив в области ИИ, но для этого необходимы отраслевые партнерства, заявил высокопоставленный федеральный чиновник 5 сентября 2024 года на саммите по кибербезопасности в Биллингтоне в Вашингтоне.
По словам Джулианы Галлины, заместителя Технического директора ЦРУ по цифровым инновациям, ЦРУ будет все активнее изучать возможности использования генеративного ИИ для оптимизации операций по взаимодействию человека и машины.
«Нам нужны все вариации облака, все от гибридного облака, частного облака… нам по-прежнему нужны высокопроизводительные вычисления», — сказала Галлина. «Нам также могут по-прежнему понадобиться локальные вычисления для всех этих вещей, для полного спектра нашей производительности».
«Нам необходимо многооблачное решение, чтобы стать по-настоящему зрелыми с генеративным ИИ, чтобы использовать большие языковые модели или модели диффузии для реальной оптимизации нашей производительности», — продолжила она.
Галлина объяснила, что растущий интерес к генеративному ИИ обусловлен тем, что он гораздо более «интуитивен для конечных пользователей» по сравнению с традиционными подходами машинного обучения.
Это стало сигналом к изменению подхода разведывательного сообщества к данным и обучению человека и машины, особенно с учетом огромных объемов данных с открытым исходным кодом. Галлина намекнула, что генеративный ИИ будет играть большую роль в операциях ЦРУ в будущем.
«Генеративный ИИ гораздо более популярен, чем традиционные подходы к машинному обучению для нас, поэтому я думаю, что в будущем мы продолжим использовать оба подхода на нашем предприятии», — сказал Галлина.
ЦРУ было «пионером» использования облаков в федеральном правительстве, впервые применив многооблачные среды в начале 2010-х годов, сказала Галлина. Она объяснила, что технологические инновации и использование находятся в «ДНК» агентства, и что они хотят продолжать внедрять инновации.
Она обратилась к потенциальным отраслевым партнерам, заявив: «Если вы работаете в отрасли и слушаете, стремитесь учиться и вам интересно узнать о нас, то и нам интересно узнать о вас».
Ведущие компании — разработчики ИИ Кремниевой долины работают по принципу «вращающихся дверей» — сегодня в айтишном бизнесе, потом в ЦРУ, потом обратно в айтишный бизнес. Особенно это касается Google и Meta.
Технический директор ЦРУ Нанд Мульчандани, работая до ЦРУ в частном секторе, был директором нескольких стартапов, разрабатывающих ИИ.
Активным сторонником расширения взаимодействия МИ-6 с компаниями – разработчиками ИИ является Ричард Мур. Он же инициировал снятие ограничений в Палате лордов на использование ИИ в разведывательных целях.