«Курская-Коренная» стала прифронтовой» – написал в первые дни вторжения ВСУ на Русскую землю современный поэт Нил Сорняков. Написал об иконе, с которой мы одолели татаро-монгольское иго, польских интервентов, наполеоновских французов. Ушедшая за рубеж в годы Гражданской войны вместе с Белой армией, эта святыня на своем чужеземном пути оказывалась там, где разгорались очаги жестокой ненависти к России – в Германия, в США. Хранимая русскими эмигрантами, икона весь ХХ век пребывала в тылу тех, кто насылал на Россию небывалую тьму, сдерживала удушливые потоки зла.

В ХХI веке зло наступает с новой силой, оно исходит из тех же очагов, оно уже врывается в наши пределы, и «Курская-Коренная», действительно, становится прифронтовой: находящаяся за тысячи километров от Родины, она пробуждает в нас историческую память, посылает нам молитвы предков.

«Курская-Коренная» открывает второй фронт – фронт духовный. На этом фронте враг дерется особенно люто: он бомбит курские храмы и монастыри так, словно это склады вооружения, танковые колонны, командные пункты или атомные электростанции. Враг знает, что от исхода на духовном фронте зависит исход на фронте земном, оттого привязывается к сакральным датам. Вспоминая о летних месяцах иной поры, враг грозится устроить нам новую Курскую битву и уподобить Россию затонувшей подлодке «Курск». Враг обезумел настолько, что позабыл о собственных дедах и прадедах, героически распрямлявших Курскую дугу истории. Русскую землю с фашистскими словами на языке и в эсэсовских касках на беспамятных головах норовят осквернить те, кто презрел доблесть и честь наших общих предков.

Икона «Курская-Коренная». С ней мы одолели татаро-монгольское иго,
польских интервентов, наполеоновских французов

Но там, где враг пытается разбередить русские раны, там, где жаждет увидеть источники боли и тьмы, возникают сила и свет. «В битве под Курском был сломлен хребет фашистскому зверю» – вспоминаем мы слова Сталина. «Не надо отчаиваться!» – вспоминаем завет из записки моряка с подводной лодки «Курск».

И мы не отчаиваемся. Мы вооружаемся для духовной битвы. Мы плотнее смыкаем ряды. С нами уроженец Курской губернии преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». И появляются одухотворенные волонтеры, что, рискуя жизнью, спасают ближних.

С нами курянин композитор Георгий Свиридов. Его кантата «Курские песни», его музыка, преобразившая фольклорное слово, говорят о нелегкой русской доле, о тяготах и тревогах. Но эти же песни и о том, что горе всегда одолимо, что силы неизбывны, о том, что плач сменяется умиротворяющей «тишиной островов зеленых» или могучим звоном колоколов.

Посреди сигналов воздушной тревоги по-прежнему слышен курский соловей. Эта сладкоголосая птица поет о том, что жизнь победит, что русское солнце неугасимо, что русского неба не осквернить.

Ожесточенную схватку на духовном фронте осознает весь народ. Наше наступление на этом фронте – крестный ход с Курской иконой Божьей Матери. Таким крестным ходом прошли русские эмигранты по улицам Сиднея, где икона оказалась в дни нынешней Курской битвы. Русские эмигранты молятся за нашу Победу и ходатайствуют перед Русской Православной Церковью заграницей (РПЦЗ) о возвращении иконы на Родину. Святой образ, что последние 20 лет почти каждый год прибывал в Россию, должен вернуться наконец не гостем, а хозяином. Будем надеяться, что РПЦЗ, всегда называвшая себя «хранителем», а не «обладателем» иконы, найдет царский путь в решении вопроса.

Для святынь нет расстояний. Благодать, источаемая ими, распространяется во все пределы. Но нам нужен осязаемый щит, что прочнее любой брони и надежнее всех систем ПВО. Курской земле нужна охранительница, которую куряне смогут узреть, к которой смогут приложиться, перед которой смогут возжечь неугасимую лампаду.

Бойцы 147-го гвардейского самоходного артиллерийского полка записали воззвание, где уповают на возвращение иконы: «Мы просим всех ответственных лиц приложить максимум усилий и оказать содействие в скорейшем возвращении Курской-Коренной иконы на Родину. Это будет огромная духовная победа, которая придаст сил не только нашим братьям на поле боя, но и всем русским людям. Это будет очередной шаг на пути к нашей общей победе. И она обязательно наступит». В этих словах предчувствие скорого преображения. В этих словах ощущение нового времени.

Мы живем в иконное время. Иконы стали нашими летописцами, вестниками, заступниками. Иные, как образ святителя Николая Угодника на Никольской башне Московского Кремля, чудесно открываются. Иные, как список Казанской иконы Божией Матери, перед которым молились Минин и Пожарский, промыслительно обретаются. Иные, как Троица Рублева, возвращаются из музеев в родные обители. Иные, как икона праведного Феодора Ушакова после ракетной атаки на Севастополь, остаются невредимы. Все это свидетельствует о том, что Россия угодна Богу, что честь, которую мы воздаем образам, Первообразы приемлют.

Иконы в пору сегодняшних испытаний собирают людей, сплачивают Отечество. Подобно тому, как однажды разрубленная врагом «Курская-Коренная» чудесным образом срослась, наш народ, недавно раздираемый раздорами и противоречиями, рассеченный несколькими волнами эмиграции, теперь воссоединяется. Все мы из разных городов и весей будто сошлись на крестный ход в Курской губернии. В этом крестном ходу каждый вершит свой подвиг: ратный, жертвенный, молитвенный.

Курская-Коренная икона Божией Матери, впервые явленная у корней дерева, – это наш корень жизни, наша укорененность в родной земле. Источник, пробившийся после ее обретения, и поныне питает нас животворными силами и смыслами.

ИсточникРусский Вестник
Михаил Кильдяшов
Кильдяшов Михаил Александрович (р. 1986) — русский поэт, публицист, литературный критик. Кандидат филологических наук. Секретарь Союза писателей России, член Общественной палаты Оренбургской области, председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...